"Певец во стане русских воинов" - романтическая ода. Открытия В.А. Жуковского

Цели урока:

  1. Продолжение знакомства с творчеством В.А.Жуковского, изучение стихотворения «Певец во стане русских воинов».
  2. Повторение изученного о классицизме и романтизме.
  3. Понять, какие художественные открытия совершил В.А.Жуковский.
  4. Воспитание чувства любви к Родине, уважения к славе предков.

Ход урока.

«Литературный Коломб Руси», открыватель «Америки романтизма», первый поэт нового времени, воспитатель Александра II, критик и издатель, литературный учитель Пушкина… Это все о нем – о Василии Андреевиче Жуковском.

- Что известно вам о творчестве этого поэта? Какие произведения мы читали? Что нового внес Василий Андреевич в русскую поэзию? (первый русский поэт-романтик)

- Скажите, а возможно ли, на ваш взгляд, такое сочетание – «романтическая ода»?

- Перечислите признаки оды как литературного жанра(Высокий стиль, воспевание царей и полководцев, государственных деятелей, патриотическая идея).

- То есть, ода – это произведение, относящееся к эпохе классицизма в литературе. Получается, что фраза «романтическая ода» - это то же самое, что «романтический классицизм»? Возможно ли такое сочетание или это тавтология?

- Перечислите признаки романтизма. (Внимание к личности героя, его внутреннему миру, одиночество героя, конфликт с внешним миром)

- Возможно ли было в эпоху классицизма решение в одном произведении столь разных задач: показ переживаний отдельного персонажа и воспевание государственной идеи? Какие произведения вы можете привести в пример? (Возможно, «Фелица» Державина).

Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным произведением, появление которого принесло Жуковскому славу первого поэта России, пришедшего на смену стареющему Державину. (Чтение «Певца во стане русских воинов»)

- Какое событие русской истории воодушевило Жуковского на написание этого произведения? (Летом 1812 года, узнав о начале войны с Наполеоном, Жуковский покинул деревню и приехал в Москву. Там в чине поручика вступил в ополчение. В день Бородинской битвы находился в резерве – «слышал свист нескольких ядер и канонаду дьявольскую». Затем составлял листовки, бюллетени. «По трупам завоевателей добрался до Вильны». В дальнейших военных действиях участвовать не захотел. «Так как теперь война не внутри, а вне России, то почитаю себя вправе сойти с этой дороги..» - объяснял Василий Андреевич. )

Класс делится на две группы. Одна – критики - классицисты. Вторая – критики - романтики. Задача каждой группы – доказать, что произведение относится к данному направлению в литературе.

Группа «классицисты»: ( могут ответить приблизительно на такие вопросы)

Каких одописцев упоминает Жуковский? (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, В.П.Петров)

Какова тема произведения? Как она развивается в стихотворении? (военно-патриотическая тематика)

Как построено стихотворение? (Представлет собой череду здравиц в честь царя, Отчизны и героев войны)

Что (кого) прославляет поэт? (Рассказы о полководцах и героях войны: Кутузове, Ермолове, Багратионе, Витгенштейне, Коновницыне, Раевском, Платове, Давыдове, Сеславине, Кутайсове и других. Вспоминает Жуковский и великих предков: Святослава, Суворова, Петра I, Дмитрия Донского.)

Каков язык произведения? (Используется много старославянизмов, архаическая лексика)

Какова цель поэта? (Поэт стремится укрепить боевой дух воинов, помогает им пережить тяготы войны)

(Все высказывания должны сопровождаться примерами из текста)

Группа «романтики»: (могут обратить внимание на следующее)

- Родина у Жуковского не только государство, но и

"Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет

И первые уроки…" , - то есть место, где прошло детство каждого отдельного человека. В понятие Родины входят отцы и матери, отчий дом, друзья, жены и невесты.

- Тосты поднимают за дружбу и любовь.

- Нет описания батальных сцен.

- Явно слышимое «я» поэта, грустные мотивы (мотивы элегии).

- Появляются строки о «музах», о «деве красоты».

- Звучание темы творчества.

(Все высказывания должны сопровождаться примерами из текста)

Вывод: Правы, безусловно, представители обеих групп. Участвовавший в военных действиях Иван Иванович Лажечников, автор исторических романов, писал: «Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских…» - новейшее произведение г.Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пиесу наизусть. Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собою душу воинов!»

- В чем же притягательность этого произведения? Почему стихотворение из 700 строк заучивалось многими наизусть? В чем необычность отражения патриотической темы? Раскройте каждое из понятий –

открытием Жуковского является единство гражданской и личной тематики, что станет характерной особенностью русской поэзии 19-20 веков.

Домашнее задание. Сравнить стихотворения В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов» и К.Н.Батюшкова «К Дашкову»

Использованная литература:

  1. «Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть первая». - М: «Аванта+», 2000.
  2. Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века». - М: «Просвещение», 2002.
  3. http://ru.wikipedia.org

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Кажется, что время остановилось? Так уж устроен наш мозг! :: Пчелы. Что вы о них вообще знаете? :: Всего через 500 лет Земля превратится в огненный шар :: Причина выбросов газа в Новокосино раскрыта и будет ликвидирована :: Мужчины и женщины по-разному переносят грипп :: Похищение ( Kidnap ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / Столлайн / Тумба Лозанна СТЛ.223.03 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD