"Певец во стане русских воинов" - романтическая ода. Открытия В.А. Жуковского

"Певец во стане русских воинов" - романтическая ода. Открытия В.А. Жуковского

Цели урока:

  1. Продолжение знакомства с творчеством В.А.Жуковского, изучение стихотворения «Певец во стане русских воинов».
  2. Повторение изученного о классицизме и романтизме.
  3. Понять, какие художественные открытия совершил В.А.Жуковский.
  4. Воспитание чувства любви к Родине, уважения к славе предков.

Ход урока.

«Литературный Коломб Руси», открыватель «Америки романтизма», первый поэт нового времени, воспитатель Александра II, критик и издатель, литературный учитель Пушкина… Это все о нем – о Василии Андреевиче Жуковском.

- Что известно вам о творчестве этого поэта? Какие произведения мы читали? Что нового внес Василий Андреевич в русскую поэзию? (первый русский поэт-романтик)

- Скажите, а возможно ли, на ваш взгляд, такое сочетание – «романтическая ода»?

- Перечислите признаки оды как литературного жанра(Высокий стиль, воспевание царей и полководцев, государственных деятелей, патриотическая идея).

- То есть, ода – это произведение, относящееся к эпохе классицизма в литературе. Получается, что фраза «романтическая ода» - это то же самое, что «романтический классицизм»? Возможно ли такое сочетание или это тавтология?

- Перечислите признаки романтизма. (Внимание к личности героя, его внутреннему миру, одиночество героя, конфликт с внешним миром)

- Возможно ли было в эпоху классицизма решение в одном произведении столь разных задач: показ переживаний отдельного персонажа и воспевание государственной идеи? Какие произведения вы можете привести в пример? (Возможно, «Фелица» Державина).

Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным произведением, появление которого принесло Жуковскому славу первого поэта России, пришедшего на смену стареющему Державину. (Чтение «Певца во стане русских воинов»)

- Какое событие русской истории воодушевило Жуковского на написание этого произведения? (Летом 1812 года, узнав о начале войны с Наполеоном, Жуковский покинул деревню и приехал в Москву. Там в чине поручика вступил в ополчение. В день Бородинской битвы находился в резерве – «слышал свист нескольких ядер и канонаду дьявольскую». Затем составлял листовки, бюллетени. «По трупам завоевателей добрался до Вильны». В дальнейших военных действиях участвовать не захотел. «Так как теперь война не внутри, а вне России, то почитаю себя вправе сойти с этой дороги..» - объяснял Василий Андреевич. )

Класс делится на две группы. Одна – критики - классицисты. Вторая – критики - романтики. Задача каждой группы – доказать, что произведение относится к данному направлению в литературе.

Группа «классицисты»: ( могут ответить приблизительно на такие вопросы)

Каких одописцев упоминает Жуковский? (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, В.П.Петров)

Какова тема произведения? Как она развивается в стихотворении? (военно-патриотическая тематика)

Как построено стихотворение? (Представлет собой череду здравиц в честь царя, Отчизны и героев войны)

Что (кого) прославляет поэт? (Рассказы о полководцах и героях войны: Кутузове, Ермолове, Багратионе, Витгенштейне, Коновницыне, Раевском, Платове, Давыдове, Сеславине, Кутайсове и других. Вспоминает Жуковский и великих предков: Святослава, Суворова, Петра I, Дмитрия Донского.)

Каков язык произведения? (Используется много старославянизмов, архаическая лексика)

Какова цель поэта? (Поэт стремится укрепить боевой дух воинов, помогает им пережить тяготы войны)

(Все высказывания должны сопровождаться примерами из текста)

Группа «романтики»: (могут обратить внимание на следующее)

- Родина у Жуковского не только государство, но и

"Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет

И первые уроки…" , - то есть место, где прошло детство каждого отдельного человека. В понятие Родины входят отцы и матери, отчий дом, друзья, жены и невесты.

- Тосты поднимают за дружбу и любовь.

- Нет описания батальных сцен.

- Явно слышимое «я» поэта, грустные мотивы (мотивы элегии).

- Появляются строки о «музах», о «деве красоты».

- Звучание темы творчества.

(Все высказывания должны сопровождаться примерами из текста)

Вывод: Правы, безусловно, представители обеих групп. Участвовавший в военных действиях Иван Иванович Лажечников, автор исторических романов, писал: «Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских…» - новейшее произведение г.Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пиесу наизусть. Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собою душу воинов!»

- В чем же притягательность этого произведения? Почему стихотворение из 700 строк заучивалось многими наизусть? В чем необычность отражения патриотической темы? Раскройте каждое из понятий –

открытием Жуковского является единство гражданской и личной тематики, что станет характерной особенностью русской поэзии 19-20 веков.

Домашнее задание. Сравнить стихотворения В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов» и К.Н.Батюшкова «К Дашкову»

Использованная литература:

  1. «Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть первая». - М: «Аванта+», 2000.
  2. Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века». - М: «Просвещение», 2002.
  3. http://ru.wikipedia.org

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Игра на уроке физики :: Оценочный лист как средство диагностики на уроках физики :: Интегрированный урок физики и химии по теме "Электрический ток в электролитах. Электролиз. Законы Фарадея" :: Энергетика, региональное развитие, качество жизни. Будущее ядерных городов и ядерного города будущего :: Открытый урок по химии на тему: "Металлы тоже воевали…" :: ЛЕГО Ниндзяго Фильм ( The LEGO Ninjago Movie ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list28.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list28.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list28.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Человек-паук: Возвращение домой ( Spider-Man: Homecoming ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD