Урок развития речи "Письма пишут разные" (8-й класс)

Цели:

  • развитие коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • знакомство с разными видами эпистолярного жанра, формирование навыков работы с деловыми письмами;
  • эстетическое воспитание учеников.

Репродукции: И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», А.И.Лактионов «Письмо с фронта».

ХОД УРОКА

– Рассматривая полотна известных художников, вспомним строки К.Симонова:

Письма пишут разные,
Слёзные, болезные,
Иногда прекрасные,
Чаще бесполезные…

– Сформулируйте цель урока (запишите в свой маршрутный лист).

Создаём интеллект-карту (ученики заполняют лист самостоятельно).

1. Подберём синонимы к определению. (Словарь синонимов. З. Е. Александрова М.: Русский язык, 1975 г., с. 600):

Разные – различные, всевозможные, всякие, разнотипные.
Прекрасные – хорошие, милые, замечательные, интересные, великолепные, чудесные.

2. Давайте рассмотрим берестяное письмо мальчика Онфима (С. Романовский «Родина. Рассказы». М.: Дет. литература, 1990, с. 24). Почему у воина на рисунке-письме трёхпалая ладошка. (Боевые рукавицы)

3. Подумайте и запишите, какие вы знаете письма-свидетели  исторической эпохи. Назовите адресантов и адресатов:

А) «Чего умеете, не забывайте доброго, а чего не умеете – учитесь» (Ярослав Мудрый внукам)
Б) «Наша жизнь так коротка, и сила разума, которая в нас, так велика, что не стоит жить, поступая неправильно…» (Л. Толстой в письме английскому офицеру в Индию на вопрос: «Как жить?». 1894 г.)
В) В какой город и зачем летели со всего земного шара письма-журавлики? (В Хиросиму девочке, верившей, что письма-журавлики вылечат ее и наступит мир навсегда.)
Г) Что вы знаете о письме Саманты Смит? (Текст раздаётся ученикам. Я. Годулина. «Главный вопрос Саманты». ж. Пионер, №5, 2007 год, с. 20)

4. Есть особые письма – белые треугольники. Послушайте фрагмент письма нашего земляка Кряжева Виктора, уроженца деревни Треничи Оричевского района.

23 августа 1941 г.
… моя сестрица,.. нахожусь от тебя в далеком городе Азове. Рано ты стала дожидать меня домой… надо мне скорее учиться, чтоб лететь на бой с фашистами – немцами. Так вот домой значит ехать некогда – воевать надо скорее, надо бить и уничтожать фашистов, как мух. Мухи, знаешь, перед смертью осенью какие злые бывают, так вот и немцы такие злые звери: видимо их смерть близко…

Летчик В. Кряжев в возрасте 21 года геройски погиб в бою, выполняя боевое задание, 2 января 1943 года.
Какова значимость этих писем без марок? (Это письма-боль, письма-память. Это бесценные семейные реликвии.)

5. В творчестве авторы нередко использовали письмо как художественный приём для раскрытия образа героя или идеи произведения. Трепетное письмо Т. Лариной (А. Пушкин «Евгений Онегин»), робкое И. Обломова (И. Гончаров «Обломов»), нежное Джулии (В. Быков «Альпийская баллада»), глуповатое (А. Чехов «Письмо ученому соседу»), судьбоносное (В. Каверин «Два капитана»).
Назовите произведение и автора:

  1. «Бросается в глаза, что почти все рассказывают о своей беде без жалоб. Чувство достоинства помогает им быть сдержанным: Одну мою дочь сожгли в печах Освенцима. Двадцать лет ищу вторую дочь – Шуру Королёву. У неё на левой руке выжжен номер 7735.» (А. Барто «Найти человека». М.: Советский писатель, 1970 г., 304 с.)

  2. «Я больше не могу писать… такая тяжесть в голове… прощай, любимый, прощай, благодарю тебя. Всё, что было, было хорошо, вопреки всему…» (С. Цвейг «Письма незнакомки». Новеллы. Архангельск, 1987 г., с. 512)

  3. «Ах, Анна, какой стыд! Нет, честно говоря, ничего стыдного в этом не вижу. Почему же мы, любя друг друга, должны отдаляться? Зачем нам ждать, пока мы вырастем?» (Письмо А. Франк. Е. Богат «Что движет солнце и светила. Любовь в письмах выдающихся людей». М.: Дет. литература, 1981 г., 245 с.)

  4. «Влияния бывают и хорошие, и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддастся дурному влиянию. Он сам выбирает себе путь.» (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном.» Школьная роман-газета №3(15), 1997 г.)

6. Продолжите заполнять интеллект-карту. Назовите виды деловых писем, используя карточки-тексты. Составьте памятку для работы с деловыми письмами. (Кривенцева «Русский язык. Деловая речь. Деловое письмо. 10-11 кл.». Учитель, 2007, с. 143)

7. «Доселе наш язык к почтовой прозе не привык», - писал А. С. Пушкин. Эпистолярный жанр не устарел. Все вы пользуетесь электронной почтой. Давайте вспомним особенности электронных писем. (Соединение устной и письменной речи, быстрота ответа, сериальность писем, межписьменная анафора: несколько тем-реплик, возможность отсутствия формул приветствия и прощаний, наличие сленга и сокращений, общение диалогично или полилогично, спонтанно, графическое изображение: смайлики-значки, видеоряды и аудиосредства.)
Главное для нас – это овладение культурой общения и бережное отношение к богатству родного языка.
Итак, урок подошёл к концу. Закончите предложение: сегодня я на уроке…

Домашнее задание:

  1. Напишите электронное письмо любимому актёру или спортсмену со словами благодарности.
  2. Или напишите письмо от лица любимого литературного героя.
Читать еще:


Новые материалы:

Игра "Крестики-нолики" для учащихся 5–8-х классов :: Игра "Властелин горы" :: Организация работы кружка "Береста" :: Интеллектуальная игра для старшеклассников "Аукцион знаний" :: Праздник-викторина "Путешествие в мир цветов" :: мама! ( mother! ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Комоды / Cilek (Magn) / Комод Cilek (Magn) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD