Рабочая программа "Я расту" (Развитие активной жизненной позиции учащихся 3—4-х классов с целью дальнейшей работы в детских общественных объединениях)
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Рабочая программа "Я расту" (Развитие активной жизненной позиции учащихся 3—4-х классов с целью дальнейшей работы в детских общественных объединениях)

Актив школьного детского объединения «Исток» (МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28») состоит из учащихся 8-11 классов. Они проявляют инициативу, активно участвуют в школьных и районных мероприятиях, учатся самостоятельно принимать решения. Когда приходит время прощаться со школой не раз можно услышать от выпускников, что они многого не успели сделать для себя и школы. Что же им мешало раньше? Почему они, учась в 5-7 классах, наблюдали со стороны на работу старшеклассников и робко шли им на смену, постепенно раскрывая свои качества лидера? Опыт работы показывает, что ЛИДЕРА необходимо выявить и растить с младшего школьного возраста, учитывая его возрастные особенности. Необходимо установить преемственность между активистами начального звена и среднего, для развития школьного органа самоуправления и привлечения детей среднего школьного возраста к общественной деятельности.

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели образовательные учреждения (ОУ) к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон воспитания. Стратегической задачей модернизации российской школы стало « выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-политических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования Р. Ф. № 393 от 11.02.02. г.).

Сегодня условия рыночной экономики диктуют потребность в воспитании управленца, высокоидейной и нравственной личности, ответственной за свои действия, личности, которая может самостоятельно организовывать свою деятельность.

В Плане действий по осуществлению Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е г. сформулировано положение о необходимости создания для детей, подростков условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, которая состоит в умении быть ответственным за себя и других, что во многом обеспечивается наличием лидерских качеств.

Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию. Но лидеры в молодежной среде могут быть полезны для общества не сами по себе, а лишь как участники конкретного вида деятельности, в том числе как члены ученического самоуправления.

Возникает вопрос: кто является ЛИДЕРОМ, какими качествами обладает ЛИДЕР? Обобщенный результат поиска ответа на этот вопрос заложен в следующей формулировке: лидерство следует рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, физиологические, психологические (эмоциональные), умственные(интеллектуальные), личностные (деловые). обеспечивающие лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть именно благодаря наличию этих черт.

Являются ли эти качества врожденными или приобретенными? Имеют место обе природы качеств. С одной стороны, лидер изначально наделен определенными чертами, которые перешли к нему генетически. С другой стороны, выполнение функций лидера способствует формированию у ребенка определенных качеств. Предполагается, что лидерские качества можно сформировать и развить. Кроме того, нужно учитывать психологическую мотивацию и возрастные особенности личности.

Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Многие малыши, получив поручение, быстро теряют к нему интерес. Подобные проявления тормозят развитие самостоятельности у детей. Видеть это – значит, недооценивать самоценность данного периода развития, на котором могут развиться, а могут увянуть, не развившись, важные качества личности. Дети этого возраста имеют огромный заряд активности, жажду деятельности. Они открыты для общения.

Сегодня во многих ОУ отсутствует работа по выявлению и развитию лидерских способностей. Предполагается, что включение младшего школьника в работу органов самоуправления имеет цель помочь самореализоваться личности в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Для этого необходимо создать, на базе образовательных учреждений школу лидеров для учащихся 3- 4 классов.

Цели программы:

  • Формирование и развитие лидерских способностей учащихся 3-4 классов как основы самоуправления.
  • Установление преемственности между активистами начального и среднего звена.

Задачи:

Социальные:

  • Создать детям условия для самореализации.
  • Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.

Воспитательные:

  • Воспитать у ребят чувства патриотизма и активной жизненной позиции.
  • Воспитать личностные качества ребёнка (стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи, и т.д.)
  • Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.

Обучающие:

  • Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
  • Повышать уровень общей культуры обучающихся.
  • Научить выполнять общественное поручение.

Развивающие:

  • Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности.
  • Развить творческие и коммуникативные способности.
  • Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей.

Для решения поставленных задач были применены следующие принципы:

  • принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок – личность).
  • принцип природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности
  • принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;
  • принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
  • принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;
  • принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
  • принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.

Основное содержание программы

Существуют этапы самореализации личности младшего школьника в деятельности самоуправления.

1 этап – дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
2 этап – ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления.
3 этап – младшие школьники выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющих ситуациях.

На первом этапе существенным вопросом для взрослого станет «Что делать вместе?». Для совместной работы подходят дела, имеющие чётко определённую цель, значимую и полезную для других ребят, имеющую практическую направленность. Совместными усилиями можно приготовить и провести трудовые акции, вечера, концерты, игры, спортивные мероприятия, походы. Такие дела дают выход активности маленьких и взрослых, позволяют всем детям попробовать свои силы, и в то же время, посильны для тех и других.

Усилия не дадут результата, если взрослые не помогут детям целесообразно определить поле для упражнения младшего школьника в самостоятельности, для накопления ими собственного маленького опыта для перехода от этапа подражательных действий к более полной самостоятельности (2 этап).

Постепенно необходимо привлекать ребят к обсуждению замысла проведения предстоящего дела. На этом этапе они пробуют высказывать свои мнения, предлагают, что и как делать, как распределить силы. Для организации совместных дел лучше всего создавать микроколлективы, включающие старших и младших.

На 3 этапе особую значимость для малышей имеет подведение итогов работы. Важно объяснить им, что было и что стало после проведённой работы. Ребёнку необходимо видеть плоды своей работы, результат деятельности. Необходимо стимулировать детей, чтобы побудить к большей самостоятельности.

В любом групповом деле каждый ребёнок в поле внимания. Его индивидуальность – ценность для каждого. Вовлечённый в интересное дело, ребёнок замечает, что его «я» лишь в союзе с другими получает и сможет получить наибольшее удовлетворение жизнью.

Создаётся проблема – необходима система «Я расту» (школа лидера), объединяющая 3 этапа в единое целое, которая включит в себя все условия для развития лидерских способностей детей младшего школьного возраста (9-11 лет), поможет подготовить детей – активистов для работы в своём ученическом коллективе и в школьном органе самоуправления. Программа способствует воспитанию активного гражданина.

Содержание Школы Лидера

Основные разделы Школы Лидера:

1. Лидер во всех аспектах (Приложение №4)

  1. Современное понимание лидерства.
  2. Лидер и его команда, её формирование и правила работы в команде.
  3. Роль лидера в ученическом самоуправлении.
  4. Управление собой и самоорганизация.
  5. Лидерские качества, его роль, деятельность.
  6. Авторитет лидера и коллектив.

2. Основы диагностики

  1. Диагностика и её роль в жизни, в организаторской работе.
  2. Диагностика личности: выявление эмоционального состояния личности, группы, взаимоотношений в коллективе.
  3. Использование результатов диагностики в планировании деятельности коллектива.

3. Ораторское искусство

  1. История ораторского искусства.
  2. Основные навыки выступления.
  3. Внешний облик оратора, голос, интонация.

4. Искусство общения

  1. Виды общения, правила, искусство диалога.
  2. Жесты, мимика, интонация.
  3. Способность высказать своё мнение, умение слушать и слышать собеседника.

5. Мой край

  1. Краткая справка о географии республики.
  2. Символика.
  3. Традиции и культура народов республики.

6. Здоровый образ жизни

  1. Понятие «здоровый образ жизни».
  2. Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни.

7. Этикет

  1. Современный этикет поведения в обществе.
  2. Имидж лидера.

Рабочий план работы Школы Лидера

№ занятия Тема Кол-во часов
1 Социометрия 1
2 Игры на знакомство 1
3 Характер людей (Приложение №1) 1
4 Кто такой лидер? Какими качествами должен обладать лидер. (Приложение №2) 1
5 Целеполагание 1
6 Правила организаторской работы 1
7 «Миксеры» 1
8 Экскурсия в краеведческий музей 1
9 Приветствие 1
10 Игры на умение ладить друг с другом 1
11 Услышать и понять 1
12 Убеждение 1
13 Игры в парах 1
14 Сотрудничество 1
15 Экскурсия в музей детского творчества 1
16 Актерское мастерство 1
17 Тренинг-игра «Твори, выдумывай, пробуй» 1
18 Конфликты 1
19 Учусь принимать решения 1
20 Решение сложных ситуаций 1
21 Спортивное ориентирование 1
22 Цени время 1
23 Привычки людей 1
24 В чем наше здоровье? 1
25 Выставка «Наш интерес» 1
26 Экскурсия в типографию 1
27 Выпуск экспресс газеты 1
28 Тропа доверия 1
29 Акция «Журавлик» 1
30 Конкурсы на все случаи жизни 1
31-34 Выездной сбор «Мы весёлые индейцы!» 5

Конкретные ожидаемые результаты

По итогам деятельности участников (учащихся 3-4 классов) программы мы предполагаем, получить следующие результаты:

  1. Выявить лидеров среди учащихся начальных классов;
  2. Установить преемственность между начальным и средним звеном;
  3. Развить организаторские способности учащихся начальных классов;
  4. Развить у ребят умение самостоятельно принимать решение, отстаивать свою жизненную позицию, жить и работать коллективе, принимать активное участие в КТД.
  5. Формировать умение управлять собой, самоанализировать, убеждать и влиять на других людей, самостоятельно принимать решения. (Приложение №3)

Факторы, влияющие на развитие лидерских способностей:

Психологическая мотивация - потребность личностной самооценки, стремление к взрослости, самостоятельности, самовыражению.
Виды деятельности: учебная; общение со сверстниками; досуговая.

Условия:

Социально-педагогические:

  • учет индивидуальных качеств личности и её направленности;
  • учет психологических и возрастных особенностей;
  • привлечение специалистов;
  • использование традиций, ритуалов, игр;
  • позиция сотрудничества педагога и учащихся;

Психологические:

  • благоприятный психологический климат в коллективе и в ОУ;
  • формирование и развитие «этических» ориентиров (доброта, тактичность);
  • учет интересов учащихся;
  • выработка интересных, трудных, но достижимых целей;

Правовые:

  • устав ОУ;
  • положение о ШЛ;
  • кодекс прав и обязанностей учащихся.

Методы:

  • метод авансированного доверия;
  • метод ответственного поручительства;
  • метод личного примера;
  • метод убеждения;
  • метод общественного мнения;
  • метод выращивания;
  • метод поощрения.

Формы работы

  • КТП;
  • КТД;
  • КОД.

Алгоритм работы:

  1. Найди единомышленников.
  2. Договорись с ними о деле.
  3. Организуй дело.
  4. Проведи дело.
  5. Выбери лидера.

Стимулирование:

  • Моральное
  • Материальное

Среда:

  • Внешняя
  • Внутренняя

Перспектива роста:

Лидер в группе – Лидер в классе – Лидер в школе – Самоуправление – Уважение среди сверстников.
Опыт общения с людьми
Быть наравне с взрослыми
Решать общественные проблемы для общего блага.

Библиография

  1. Кахарова Л. Хорошие организаторы нужны сейчас как никогда // Народное образование.-2002.-№7.-с.161-162.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2001 года: приказ министерства образования Р. Ф.№393 от 11.02.02.
  3. Козьмина Е.Г. Роль взрослых в самодеятельных общественных объеди-нениях детей и подростков // Дополнительное образование.-2000.-№11.- с.53-55.
  4. Корягина О.П. Изучение личности учащихся // Классный руководитель 2003.-№6.- с.138.
  5. Кашкаров С.Н. Начнём всё сначала // Классный руководитель.-2003.-№8.-с.103.
  6. Лутошкин А.Н. Как вести за собой М., 1986.
  7. Мурашов А. Как выделить лидера в ученическом коллективе // народное образование 2001.-№8.-с.151- 159.
  8. Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование.- 2001.-№4.-с.121- 124.
  9. Тебе, вожатый! Выпуск №2. – Н. Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2004 г. – 96с.
  10. Тубельский А. Школьное самоуправление и его правовая основа. // Народное образование.-2001.- №2.-с.120- 127.
  11. Филиппова Г. Г. Как обучить искусству общения. // Классный руководитель. - 2001.- №8.
  12. Хочу быть лидером. Выпуск 2.- Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003.- 96 с.
  13. Шуман С. Вожатый и дети: Научитесь понимать друг друга. // Народное образование 2001.- №3.- с. 115- 116.
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru