Обобщающий урок географии по теме "Литосфера"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Обобщающий урок географии по теме "Литосфера"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: урок-игра.

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “Литосфера”

Задачи:

Методы: репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.

Средства обучения: физическая карта мира, атласы, раздаточный материал (жетоны, коллекции полезных ископаемых, вопросы на бумаге для команд, контурные карты), таблица “Строение земной коры”, картины гор.

Структура урока.

Девиз: География – наука путешествий и открытий (написано на доске)

  1. Организационный момент (организация класса, постановка цели задач и урока, объяснение правил игры). На команды класс заранее делит учитель. Он же даёт задание, придумать название команды.

За оригинальность названия команды даётся от 1 до 2 баллов.

Учитель:

Есть на всё в программе мера.
Наша тема “Литосфера”
Завершилась как ни жаль,
И теперь зовёт нас в даль
“Гидросфера” - оболочка,
Только рано ставить точку:
Знанья о земной коре
Пригодятся детворе.
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье!
Раз игра, то есть Затейник.
Я сегодня – коробейник.
У меня “товар” по теме,
На покупку будет время.

  1. Основной этап урока:

“Ярмарка”

В лотке из картона, обклеенном картинками по теме, лежат вопросы, которые учитель будет использовать на уроке. Они написаны на карточках с изображением минералов. Учитель сам раздаёт вопросы поочерёдно. За каждый верный ответ команда, участник которой отвечал на вопрос, получает жетон красного цвета-3 балла.

Учитель:

Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните, для примера,
Что такое литосфера?
Чем же сложена она?
Вам коллекция дана.
Назовите, что известно.
А ещё нам интересно,
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?

Обучающиеся определяют названия образцов горных пород и минералов, объясняют их происхождение. Можно давать не только экспонаты из школьной, уже знакомой, коллекции, но и новые образцы. Это вызовет большую заинтересованность. Уместно спросить, в чём разница между минералом и горной породой.

На столе несколько окаменелостей с отпечатками древних папоротников, цветов.

Отпечатаны листочки
На породах древних лет.
У кого родились строчки
Описать их? Кто поэт?

“Стихоплёт…” (Проверяется “пробы пера” - домашнее задание.)

Обучающиеся (приблизительные варианты)

Далёкое время
Застыло на камне,
А мы прикоснулись к нему.
Попала к нам в руки
Великая тайна,
Мы сбросим веков пелену.

Учитель показывает на карту, говорит:

Неровна поверхность
Нашей планеты:
Здесь материк,
А здесь - впадина, дети.
А формы рельефа в основе одни.
Какие виды имеют они?

Обучающиеся говорят, что и на материках, и в Мировом океане есть равнины и горы. По внешнему виду обучающиеся определяют вулканы, как они образуются, их строение.

Посмотрите на картины:
Горы это иль равнины?
А какие суперсилы
Их в движенье приводили?
С давних гор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно, дети, или просто
Вам расставить их по росту?

Обучающиеся с помощью карты называют горы, объясняют, как пользоваться шкалой высот, и называют принцип деления гор по высоте.

Учитель:

А теперь, друзья, сравним
По высотам вид равнин:
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.

Называются низменные равнины, возвышенности и плоскогорья.

Учитель:

И теряюсь я в догадке:
Что за горы на Камчатке?
Посмотрите: здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то.
Может, верное решенье
Нам подскажет их строенье.

 Приложение 1. По цветным фотографиям обучающиеся определяют, что это вулканы, и рассказывают о строении вулканических гор.

Учитель:

А бывают ли вулканы
Не в горах, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.
Кто на дне “бывал не раз”,
Дайте образный рассказ.

“Морской бой”

Учитель:

Я даю координаты.
Поищите-ка, ребята,
На каких материках
Гор вершины в облаках.

Ответы дают поочерёдно. Наносят на контурную карту эти географические объекты. За каждый верный ответ получают жетон синего цвета, который оценивается в 2 балла.

Учитель:

А теперь словарь по теме.
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Говорите лишь ответы.

“Угадайка”

Первым отвечает участник той команды, который первый поднял руку. За каждый верный ответ команда получает жетон жёлтого цвета, который оценивается в 1 балл.

Он растёт из года в год.
Он полей равнинных враг,
Как зовут его? (Овраг)

Чтоб узнать глубины вод,
Что применим? (Эхолот)

По пустыне гонит ветер
Горы жёлтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка. (Барханы)

Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла? -
Ещё вопрос вам от меня. (Вулканы)

Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен? (Гейзер)

Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

“Четвёртый лишний”

Учитель:

Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишние попали?
Докажите, как узнали.

Обучающиеся должны найти группу слов, которые характеризуют какие-то понятия, и определить лишнее слово.

  1. Ядро, мантия, впадина, земная кора.
  2. Вершина, дюны, барханы, овраг.
  3. Подошва, склон, вершина, отмель.
  4. Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера.
  5. Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
  6. Низменность, перевал, гребень, хребет.

Игра-соревнование “Восхождение на гору” Приложение 2.

На двух склонах гор показаны остановки. Два ученика получают карточки с пятью вопросами. Если ответы верные, обучающийся продвигает свой флажок к вершине. Выигрывает тот, кто первый водрузит флажок на вершине.

Ответы дают попеременно. В случае неверного ответа на следующий пункт продвигаться нельзя.

Учитель:

Восхождение на гору
Только тем ребятам впору,
Кто объект найдёт на карте.
В путь!
Счастливого вам старта!

Вопросы первой команде:

  1. На каком материке расположены самые высокие горы?
  2. Где больше вулканов: на суше или на дне океанов? Ответ обоснуйте.
  3. Как называются горы разделяющие две части света?
  4. Покажите на карте холмистую равнину? Как она называется?
  5. Что такое рельеф?

Вопросы второй команде:

  1. Дайте определение терминам “горы”, “равнины”.
  2. Назовите самую большую низменность Земли?
  3. Чем отличаются действующие вулканы от потухших?
  4. Каковы причины землетрясения?
  5. Как называются самые протяжённые горы планеты?
  1. Завершающий этап урока.

Подсчитываются очки, выбирается команда победительница. Выставляются оценки.

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
Статья "Новые педагогические технологии: нужны ли они?"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Статья "Новые педагогические технологии: нужны ли они?"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Работая в старших классах, я предполагаю, что обобщение общих учебных умений и навыков должно осуществляться на более высоком уровне, чтобы каждый учащийся к своему 11-му выпускному классу уверенно владел всем необходимым для успешной самостоятельной подготовки к экзаменам и был подготовлен к творчеству в различных областях. Я “получаю” учеников, как профессионалов в области обучения-учения-научения? (здесь под профессионализмом я подразумеваю, что за 9-10 лет целенаправленной учёбы в образовательном учреждении общие учебные умения и навыки должны быть сформированы) и… сталкиваюсь с ситуацией, когда налицо несформированность ожидаемых умений, низкое психолого-коммуникативное развитие – возникает противоречие да не одно.

Какие же противоречия я вижу? Во-первых, большинство учащихся хотят быть грамотными, образованными людьми, получить хорошее образование и понимают необходимость этого. На деле же – очень низкая учебная активность, граничащая с пассивностью. Во-вторых, подавляющее количество учащихся стремятся к самостоятельности и независимости, но при этом сделать что-либо сами не в состоянии. В-третьих, желание быть успешными – притом, что на деле они не способны поставить цель и достичь ее. Почему это происходит? Почему, и мы это совершенно точно знаем, что в процессе обучения и воспитания ребенок развивается, а на практике, и это тоже подтверждено многочисленными исследованиями психологов, у большинства детей с каждым годом их учения падает активность в учении, интерес к приобретению знаний и мотивация? Получается, что мы их насильственно развиваем, а они всячески сопротивляются, хотя ничего не имеют против самого развития.

Так в чем же дело? Может быть в нас самих, в учителях? Может быть в том, что творческие способности учеников развиты мало и дети пассивны, виноваты наши способы “заставить” их научиться тому-то и тому-то, так-то и так-то.

Стремление разорвать этот замкнутый круг, цепочку противоречий довольно часто подталкивает педагогов прибегать к новым педагогическим технологиям. Учитель чаще всего эмпирическим путем, только примеряя на себя и пропуская через себя все новые и новые возможности, открывающиеся перед ним, может сказать, какой вариант технологии выбрать. Наблюдая за умственным трудом учеников, определяя наиболее благоприятные условия для их развития, подготавливая ребенка к творчеству в учебной работе, развивая его креативность, учитель сам находит оптимальные средства для овладения новыми педагогическими технологиями. Что выбрать и на чем остановиться? Мой опыт работы, который складывался в течение 20 лет, убеждает, что нет однозначного ответа на этот вопрос. Но я убеждена, что задавать себе такие вопросы учитель должен и, желательно, как можно раньше, только тогда собственный труд учителя будет эффективным и результативным. “Что я хочу, чтобы учащиеся познали, научились делать? Какие свои способности при этом они должны проявить? Как использовать потенциал каждого, как поддержать интерес, как создать ситуацию успеха для каждого?”

Современный урок – это интересный урок. На мой взгляд, есть три необходимых условия, которые могут существенно повысить и личностную значимость и эмоциональную окраску урока. Это можно сделать за счет:

Третье условие должно побуждать нас искать, осваивать, внедрять в образовательный и воспитательный процесс всё прогрессивно-новое, (ибо не все новое равно прогрессивному и современному, прогрессивно лишь то, что эффективно, вне зависимости от времени возникновения).

Оптимизация, как выбор наилучшего варианта, остается за учителем.

В издательской программе “Педагогика нового времени” в серии “Современный урок” можно прочитать: “Связь с оптимизмом очевидна, оба слова происходят от лат. оptimusнаилучший. Но смысл разный: оптимизм – жизнерадостное мироощущение проникнутое бодрой верой в будущее, успех; а оптимизация – выбор наилучшего варианта. Какой вариант технологии выбрать для улучшения образования – снова вопрос понимания – качества жизнерадостности, веры в будущее, успех и т. д. Проблемы, конечно философские, но очень жизненные, поэтому актуальные. Следовательно, их тоже надо решать учителю…” [1]

Мои личные наблюдения убеждают меня, что детям должно быть интересно и важно то, что они делают, деятельность должна быть активной, творческой и результативной, а работа должна быть совместной, успешной и эмоционально окрашенной. Отсюда и необходимость применения деятельностных методов организации уроков, привлечения сложных, эвристических заданий, и обязательность диалога “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, “ученик-коллектив учащихся”, т. к. только вместе можно преодолеть любые трудности. Сотрудничество, сотворчество, содружество – вот, на мой взгляд, залог повышения качества образования и воспитания. И еще один немаловажный момент. “Один в поле не воин” – только коллектив единомышленников способен на многое. Наши коллеги – первые наши помощники! И без технологии интегрированного подхода к обучению компетентностям очень сложно получить того умного, думающего, креативного, идеального старшеклассника, о котором мечтает каждый учитель.

В современных педагогических технологиях успешно реализуются принципы информационного взаимодействия, результатом которых являются творческая самореализация личности. Лично я не ограничиваюсь какой-то одной технологией. Для одних классов и учебных курсов это может быть технология проектирования и технология исследовательской деятельности, для других больше подходит технология малых групп. Технологиям самооценки и рефлексии, полагаю, необходимо обучать всех. Технология личностно-развивающего диалога тоже очень актуальна, а коллективный способ обучения и формы учебного сотрудничества помогают взаимодействовать с учениками, получая удовлетворение от самого процесса познания и успешной самореализации.

Если внедрять в процесс обучения и воспитания педагогические технологии и формы создания диалоговой среды, то можно добиться создания благоприятных условий для творческого самовыражения и развития учащихся, а также повысить их учебную активность. А потом в рефлексиях или отзывах после успешного урока читать восторженные слова своих успешных учеников – не это ли наше педагогическое счастье?!

В Приложениях к статье я предлагаю урок-игру “Космические рейнджеры” по информатике. Эта интерактивная игра была создана мною с использованием информационных технологий и вызвала большой интерес ребят. Её продолжение мы договорились делать совместно.

В <Приложении_1> содержится методический замысел; <Приложение_2> – сюжет видеоряда с текстом и комментариями действий; а также <Приложение_3> – сами задания, которые необходимо выполнить учащимся в ходе игры; <Приложение_4> – отрывок презентации в MS Power Point, которая сопровождает всю игру. К сожалению, она создавалась, как яркое дополнение сценария, и включает в себя видео-отрывки из фантастических фильмов, озвучена, и ее объем не позволяет выложить полную версию, поэтому представлено только начало, по которому можно судить о стиле и наполнении (каждый творческий учитель в состоянии дополнить видеоряд своими материалами).

Литература:

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.–Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”. С 203.

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru