Урок литературы для 4-го класса "Литературные сказки. Поэтическое состязание Пушкина и Жуковского"

Метод:проектный.

Форма: коллективная, групповая, индивидуальная.

Цели:

  • организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках;
  • учить детей обобщению и формулированию выводов об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А.С.Пушкина, В.А.Жуковского;
  • развивать умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию;
  • воспитывать любовь к чтению и своему Отечеству на примере творчества знаменитых русских писателей.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя, рисунки детей по сказкам этих писателей, иллюстрации к сказкам “Сказка о царе Салтане”, “Спящая царевна”, у учащихся – учебник литературы “В океане света” Бунеевых, тетрадь по литературе, книги А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, карточки со словами, схемы: “Сюжетно-композиционный треугольник”, “Последовательная модель”.

Эпиграф:

“Ужели их забуду, друзей
Души моей …”
А.С. Пушкин

  1. Организационный момент.

Покажите умные глазки, ровные спинки. Поприветствуем наших гостей. Начнем урок.

  1. Введение в урок.

Учитель: Сегодня у нас необычная встреча, мы приглашаем всех отправиться совсем недалеко – всего на два столетия назад, в первые десятилетия 19 века.

Вспомним, что такое “эпиграф”? Прочитайте эпиграф.

На доске портреты А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя.

     

- Кто догадался, глядя на портреты писателей и эпиграф, о чем пойдет речь на уроке?

Ответ Ученика: В 1831 году на даче в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший пересказ народной сказки, Н.В. Гоголь “судил” их состязание.

  1. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Тема нашего урока, как вы догадались, определить идею, породившую состязание и результат этих встреч, а так же выявить особенности литературных сказок Пушкина и Жуковского.

Ученик (читает стих):

Друзья, мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

  1. Речевая литературная разминка, направленная на знание содержания произведения.

Продолжи …

  • Ветер по морю гуляет … (и кораблик подгоняет)
  • Белка песенки поет … (да орешки все грызет)
  • И впился комар как раз … (тетке прямо в правый глаз)
  • Три девицы под окном … (пряли поздно вечерком)
  • И растет ребенок там … (не по дням, а по часам)

Назовите автора.

  • Что ни в сказке рассказать … (ни пером описать)
  • Начал пить и есть и спать, начал … (жить да поживать)
  • Вся душа его кипит … (перед ним царевна спит)
  • Будет то не смерть, а сон … (триста лет продлиться он)
  • На пиру я не была … (но подарок принесла)

Назовите автора. Молодцы!

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Экспресс-опрос.
  • Когда были написаны сказки?
  • Где?
  • Форма.
  • Какая сказка легла в основу “Сказки о царе Салтане”? (Во лбу – солнце, на затылке – месяц, по бокам – звезды)
  • Какая сказка легла в основу сказки Жуковского? (Братья Гримм “Царевна-шиповник”)
  • Признаки фольклорной сказки (сказочная концовка, повторы событий, зачин, сказочные герои, волшебные предметы, понятный язык, троекратный повтор, добро побеждает зло)
  • Какие сказки называются литературными? (авторские).
  1. Индивидуальная работа.

Карточки (приложение 1).

  1. Обобщение знаний об авторских литературных сказках.

Учитель: Читая текст, вы делали пометки:

  • ? – непонятно
  • V – основной материал
  • ! – удивило

Мы разделились на пять творческих групп, каждая из которых получила по заданию. В конце нашего урока мы выявим, какая из групп ярче и лучше раскрыла тему. План нашего урока находится на доске.

Карточки с заданиями.

Задания для 1-й группы.

  1. Для кого предназначались сказки Пушкина и Жуковского ?
  2. Представить модели обложек книг (автор, заголовок, тема и жанр).
  3. Каким вы представляете себе пейзаж (место, где происходят события) ?

Задания для 2-й группы.

  1. Объяснить понятие композиция.
  2. Создать модель сюжетно-композиционного треугольника по сказке “О царе Салтане” Пушкина.
  • Просмотреть изученные главы.
  • Найти в содержании глав элементы сюжетно-композиционного треугольника.
  • Создать модель сюжетно-композиционного треугольника и представить ее.
  1. Создать “Словарь настроений” по “Последовательной модели” (сказка В.А. Жуковского “Спящая царевна”).

Задания для 3-й группы.

  1. Из Тетради с. 45, задание II “Царь Салтан и князь Гвидон”.
  2. Узнай героя по эпитетам.
  3. Характеристика героев сказки Жуковского “Спящая царевна”.

Задания для 4-й группы.

  1. Объяснить понятия: эпитет и архаизм.
  2. Перечислить особенности языка.
  3. Практическое задание – чтение отрывка наизусть.

Задания для 5-й группы.

  1. Сформулировать вывод: в чем отличие литературных сказок (тетрадь страница 46, задание 3)
  2. Сказки Пушкина и Жуковского – это … (исследовательская работа)
  • Пересказ известных народных сказок, так как сказка просто записана со слов рассказчика и обработана (более грамотно построены сюжеты).
  • Собственно авторские литературные произведения, потому что они имеют свои отличительные признаки: дополнен и расширен сюжет, изменены герои и их имена.
  • Составить цепочку связи: как создавались литературные сказки: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки (ответ ученика: цепочка связи будет составлена так: прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).
  1. Подведение итогов “поэтического состязания”.

Учитель: Ребята, вспомните, какое событие 1831 года связывает этих писателей, произошедшее в Царском селе?

Ответ учеников: В Царском селе произошло поэтическое состязание.

Учитель: В чем же оно заключалось? Кто стал победителем ?

Ответ ученика (стр. 122 учебника)

Учитель: Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого.

Групповое обсуждение.

Учитель: Жуковский присылает Пушкину портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”. Такое признание Пушкин получил после создания своей первой знаменитой поэмы “Руслан и Людмила”. Некоторые строки вам знакомы: “У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…”

- Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Особенно хотелось бы отметить…(оценивание работы).

  1. Итог урока.

Рефлексивная деятельность:

На уроке:

  • Я приобрел …
  • Я научился …
  • Я понял, что …
  • Было трудно …
  • Было интересно …
  • Хочу похвалить …

Урок окончен.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок–портрет в 10-м классе "Николай Васильевич Гоголь" :: Использование метода проектов на факультативном занятии "Основы православной культуры". "Православные святыни Северного края" :: Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная композиция "Пусть поколения знают" :: Урок литературы в 8-м классе "Личность благоверного князя Александра Невского" :: Нетрадиционные задания по русскому языку :: Мотылёк ( Midnight Sun ), 2018 :: Мебель/Мебель для дома/Системы хранения/Стеллажи и этажерки / Brevio Salotti / Стеллаж PAOLA ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Аргановое масло для волос — Уход за волосами

Аргановое масло для волос — Уход за волосами


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD