Обобщающий урок по теме "Население России". 9-й класс
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Обобщающий урок по теме "Население России". 9-й класс

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Цели для учителя:

  1. Развитие умений самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географической информации и статистических данных о населении России.
  2. Совершенствование навыков работы с тематическими картами, графиками, таблицами, обучение приемам обработки, анализа и интерпретации количественных данных.
  3. Формирование толерантного отношения к народам России.

Цели для учащихся:

  1. Уметь выделять в материале главные положения.
  2. Уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения примерами и фактами, воспроизводить материал в сокращенном виде.
  3. Уметь выделять мировоззренческие и нравственно – эстетические идеи в изучении материала

Оборудование: географические атласы, графики, пакет статистических данных, инструктивные карты.

Методы обучения: создание проблемной ситуации; организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

1. Организационный момент.

Сегодня мы рассматриваем тему “Население России”, ее основные понятия.

- Семья в жизни человека играет важную роль. В семье человек рождается, живет и умирает. Семья во многом определяет наследственность ребенка., его национальную принадлежность, место жительства, социальный статус, мировоззрение. Многие из этих характеристик изучает география и ее раздел - демография.

А тема урока “ Основные характеристики населения”. Мы должны сегодня научиться работать с половозрастной пирамидой, научимся анализировать, устанавливать причинно – следственные связи.

2. Фронтальная работа.

- Назовите одну из главных характеристик населения ( численность) -на доску.

Россия занимает 7 место в мире по численности. По последней переписи населения- нас 145 млн. человек.

- Какие причины влияют на численность? ( рождаемость и смертность) -на доску, а разность между рождаемостью и смертностью называется (естественный прирост) -на доску.

- Вспомните своих бабушек, сколько родных братьев и сестер было в их семьях? У ваших родителей? У вас?

- Какую тенденцию мы наблюдаем?

- Почему в последние годы рождаемость снизилась?

- 1992 год – самая низкая рождаемость не только в России, но и в Октябрьском районе 492 человека, а в том же году умерло 1113 человек. Что явилось причиной высокой смертности, и низкой рождаемости? Какие также причины можно назвать главными в увеличении смертности?

- Обратимся к пирамиде. (Объяснить структуру), какой прогноз можно установить с ее помощью? Что произойдет с населением (таблица)? (прил.1)

- Как вы объясните слова: “ Демографическая пирамида – это сегодняшний портрет страны, фотография прошлого или рассказ о будущем?”. (Прил. 1)

- На убыль населения влияют также межнациональные конфликты (Национальный состав.) Почему они характерны для Северного Кавказа?

- В России проживает 130 народов и каждый исповедует разные религии, какой из кавказских народов исповедует православие? (осетины) танец “Лезгинка”

.- Как религия влияет на перемещение людей? (они проживают компактно ) . На перемещение народов влияют (миграции)

- Приведите примеры миграций с помощью схемы . (Прил. 3)

- О каких миграциях говорится в песнях: “ Из- за острова на стрежень на простор седой волны, выплывают расписные Стеньки Разина челны”.

“На недельку до второго я уеду в Комарово…”

“А теперь на белом свете все куда – то колесят: едут взрослые и дети на работу, в зоосад, едут в баню и в аптеку, едут к теще на обед…”

- Большая часть населения живет в Европейской части, меньшая – в Азиатской.

- Как называются населенные пункты с населением более 20 тыс. человек? ( города)

(2 человека на местах устанавливают соответствие: город сегодня и его прошлое название)

- Как называются сельские населенные пункты? (деревни, хутора, поселки, станицы)

- Какие миграции были характерны для города и деревни в 90 годы? (отток из деревни или пригорода в города), а сегодня? ( из города – в деревню или пригороды), причина –экологическая. (Прил.3)

Закрепление

(На местах выполнить тестовое задание, обменяться работами, оценить их, проверить вслух), проверить работу по городам.

Подведение итога урока

- Какими параметрами характеризуется население?

(Рождаемость, смертность, естественный прирост, религиозный состав, национальный состав, миграции, города, сельские населенные пункты)

Приложение 2

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru