Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций младших школьников

Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций младших школьников

Суть своей работы по данной теме кратко можно сформулировать так: от ученика, вовлечённого в деятельность, – к человеку умеющему. Такая формулировка, как мы думаем, достаточно полно и ёмко отражает суть данного опыта, т.к. включает в себя и процесс, т.е. деятельность, в которую вовлекаются ученики, в нашем случае это проектная деятельность, и тот результат, к которому мы стремимся при компетентностном подходе – человек умеющий.

Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть еще и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:

  • развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
  • сформировать умение отстаивать свои права;
  • развить способность к созидательной деятельности;
  • воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.[1]

Поэтому нашей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.

Задачи:

  • Изучить теоретические основы компетентностного подхода в образовании; технологии проектов;
  • Изучить практический опыт по реализации компетентностного подхода, технологии проектов педагогической деятельности;
  • Изучить образовательные стандарты и предметные программы первой ступени образования, определить возможности использования технологии проектов в начальных классах;
  • Внедрить метод проектов в педагогическую практику.

Понятия, сущность компетентностного подхода, проблемы формирования ключевых компетенций освещаются во многих работах современных ученых.

По мнению А.В. Хуторского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.[2]

Мы разделяем точку зрения авторов, считающих, что для организации обучения необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Только тогда само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

Считаем, что одним из современных педагогических средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Этот метод в полной мере реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.

Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод проектов построен на принципах проблемного обучения.

Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.

1 этап. Изучение программы, выявление возможностей использования технологии.

Свойством технологии, в том числе и проектной, является её воспроизводимость, т.е. возможности применения на разных учебных предметах.

2 этап. Апробация и внедрение.

Активное внедрение метода проектов в образовательную практику началось 2 года назад, когда мои ученики были в 3-м классе.

С чего мы начинаем проект? Назовем несколько принципиальных положений, которых придерживаемся. Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации учащихся стараемся задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Для этого рассказываю сказку, притчу, организуем просмотр видеосюжета и др. Затем тщательно разрабатываются этапы проведения и, наконец, описывается, какой же должен быть результат. Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно! Если решаемой задаче придается какой-то практический характер, (например, мы будем создавать на компьютере пособия по предмету или издавать книгу, то мотивация деятельности оказывается особенно сильной). Так, в результате телекоммуникационного проекта “Стань волшебником” девочками была создана осенняя коллекция костюмов: “Ранняя осень”, “Дождливая осень”, “Поздняя осень”, выполнены панно из природного материала, которые стали украшением нашего класса, была написана книга “Как Медвежонок, Бельчонок и Зайчонок встречали первую осень”.

За последние два года мы принимали участие в проектах, различных по направленности, форме, содержанию. Некоторые ребята реализовали свои индивидуальные проекты.

К работе над проектом часто привлекаем родителей. Мамы и папы иногда становятся полноправными участниками проекта. Так в 4-м классе были организованы две группы (“Кривоножки” и “Весёлые ребята”), которые работали над проектом “Танцуй, пока молодой, или Танцевальный марафон”.

<Рисунок1>,

<Рисунок2>.

Нужно было проделать огромную работу: представить команды, изучить историю танцев, уметь определять танец, а так же исполнить свой.

Но нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определенные сложности. Поэтому проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.[1]

Опыт работы по использованию метода проектов для формирования ключевых компетенций младших школьников был представлен нами на методическом объединении учителей начальной школы, на педагогическом совете, на Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”, в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России”.

<Рисунок3>.

В результате работы было создано электронное пособие для учителей начальных классов, где собраны презентации к урокам литературного чтения, информатики, окружающего мира, технологии.

Оценить результативность проектной работы как условия формирования компетентностей достаточно сложно. Результативность мы представили по следующим критериям:

  1. Критерий результативности образовательных результатов (успеваемость, уровень обученности, уровень воспитанности)

Особо хотелось бы отметить результаты нашего участия в Международном тестировании “Центра развития молодёжи “Перспектива” г. Екатеринбурга. Он проводился для учащихся начальных классов по предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, информатика, английский язык.

Пакет олимпиадных заданий по каждому предмету состоял из тестовых компетентностно-ориентированных заданий по трём ключевым компетентностям: информационной, коммуникационной, компетентности разрешения проблем (самоорганизационной) – и заданий, ориентированных на формирование логических общеучебных умений и навыков.

Отличие тестовых компетентностно-ориентированных заданий в том, что они организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Результаты выполнения заданий были проанализированы и обобщены.

  1. Познавательная активность

Методики – количественные и качественные показатели участия обучающихся в проектах, играх, конкурсах, коллективных творческих делах и др.

  1. Критерий удовлетворённости участием в проектной деятельности обучающихся и их родителей

Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что детям нравится такая деятельность, они в целом довольны ее результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях. Помогают им пополнять портфолио, которые мы ведем со 2-го класса.

 

<Рисунок4>.

Приятно, что наша деятельность не остается незамеченной, о чем могут свидетельствовать публикации в газете “Школьные окна”, “Учительской газете”.

В перспективе нами планируется разработка индивидуальных диагностических карт развития ключевых компетенций младших школьников, а также создание базы данных реализованных проектов.

Литература:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008
  2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005, http://www.eidos.ru/journal/2005/
Читать еще:


Новые материалы:

Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы :: Классный час на тему "Об уроженцах Цивильского района и их участии в судьбе блокадного Ленинграда" :: Первые русские князья :: Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок :: Классный час "Ежели Вы вежливы…" :: Силвер и Блэк (Silver & Black), 2019 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Книга джунглей: Начало ( Jungle Book ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD