Урок по риторике "Речевой этикет"

Цели: - обобщить знания учащихся по культуре речи и учить применять полученные знания в новых условиях;
- познакомить учащихся с тем, как проходят встречи ученых всего мира (пресс-конференции, конгрессы, форумы).
Развивающая: - способствовать развитию культуры речи;
- развивать стремление учащихся активно, наравне с взрослыми обсуждать вопросы культуры речи;
- дать возможность ребенку почувствовать себя участником конференции и проявить при этом свой творческий потенциал.
Воспитывающая: - воспитывающая: - воспитывать с ранних лет уважение к речевому этикету, умение выслушивать чужое мнение и выразить свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийная система, нагрудные визитные карточки, таблички на столах. Класс оформлен как на пресс-конференции, столы стоят П-образно, в центре класса стол для "гостей" (в роли ученых – гостей выступают сами ученики). На доске надпись: "Каков человек, такова и его речь". Сократ. (слайд 1)

Ход урока.

I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок пройдет в форме деловой игры, урок – конференция. Поэтому прошу вас почувствовать себя в роли ученых, корреспондентов, журналистов и войти в роль.
Итак, дорогие участники конференции, журналисты! Приветствуем вас в нашем зале. Сегодняшняя пресс-конференция посвящена проблемам речевого этикета. Сегодня в нашем разговоре примут участие:
- Доктор философских наук, преподаватель гуманитарного университета Павлов Максим Васильевич;
- член – корреспондент Академии наук Атласов Дмитрий Юрьевич;
- профессор, академик Академии духовности РС (Я), член Совета по русскому языку при Правительстве РФ Добрецов Геннадий Геннадьевич.
Также присутствуют гости из детских филологических клубов, корреспонденты детских газет и журналов.
Наша встреча проходит в прямом эфире, ждем звонков.
Наш контактный телефон: 41-4-84.

II. Актуализация знаний по речевому этикету.
Учитель: Начинаем работу. О деятельности международных организаций по речевому этикету выступит профессор Добрецов Г. Г.
Добрецов Г. Г.: Дорогие товарищи! Все мы прекрасно знаем, что культура речи – неотъемлемая часть характеристики человека. Правильность, выразительность и точность речи – необходимые условия общей культуры человека. Что же такое культура речи? Под культурой речи понимается владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики и стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения. К сожалению, наша речь в последнее время сильно загрязнена.

III. Постановка учебной задачи.
Добрецов Г. Г.: недавно я ехал на автобусе и стал свидетелем разговора учащихся вашей школы. Один из ребят приглашал друзей в кино. Мне стало очень грустно, потому что в разговоре часто употребляли неправильные слова. Сейчас на экране покажем часть слов из разговора. Найдите неправильное слово.
На экране: идём, пойдем, пошли, пошлите, пойдемте (слайд 2).
Учитель: Какое слово у них неправильное? (дети читают слова, обсуждают и находят неправильный глагол).
Профессор: Да, глагол "пошлите" имеет значение "послать", а не идти. Например, пошлите письмо (слайд 3)
Учитель: Давайте поупражняемся приглашать куда-нибудь друг друга правильно.
Дети приглашают друг друга, но у них получается нескладно.
Профессор: Я хочу помочь ученикам.
На экране (слайд 4):
- Разрешите пригласить Вас на …
- Приглашаем в актовый зал …
- Вася, заходя вечером поиграть в шахматы!
- У вас нет желания пойти погулять перед сном?
-Можно мне пригласить вас на …
Ученики приглашают друг друга, используя выражения, отображенные на экране.
Учитель: К нам поступил вопрос из зала.
Корреспондент Аня Охлопкова: Детский журнал "Колокольчик". Какие существуют слова вежливого отказа, если я не могу принять приглашение? Спасибо!
Учитель: да, как надо отказаться, чтобы не обидеть человека (варианты ответов детей).
Профессор: Я могу помочь в этом вопросе.
На экране варианты вежливого отказа (слайд 5):
- Спасибо за приглашение, но в этот день у меня запланирована встреча, которую отложить нельзя.
- Спасибо, я бы с удовольствием, да не могу.
- Спасибо, мне сегодня нездоровиться.
Учитель: давайте поупражняемся вежливо отказать друг другу.

IV. Решение проблем речевого этикета.
Учитель: Переходим ко второй части нашей пресс-конференции "Решение проблем речевого этикета". Слово доктору филологических наук Павлову М. В.
Павлов М. В.: Спасибо. Добрый день! Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Многие ученые лингвисты и практические работники в институтах, лабораториях пытаются найти выход.
Вопрос из зала: Детская телестудия "Т?нн?к". Редактор Надежда Саввина. Скажите, пожалуйста, по телевизору часто слышим двоякое ударение в словах. Например, часто говорят руководители и чиновники Якутuя. Как правильно, Якyтия или Якутuя? Спасибо!
Доктор филологических наук Павлов М. В.: Давайте обсудим такие слова. Внимание на экран, пожалуйста.
На экране (слайд 6):
Звонuт – звoнит
творoг – твoрог
учuтели –      учителя
Якyтия – Якутuя
якyты –     якуты
алфавuт – алфaвит
баловaть – бaловать
Учащиеся обсуждают, выбирают правильные решения.
Слова с неправильными ударениями зачеркивают с помощью ластика на экране.
Учитель: А теперь проверьте себя.
На экране появляется 7 слайд: Проверь.
Игра: Найди ошибки (слайд 8); проверь (слайд 9).
Звонок в передачу. Газета "Юность Севера" корреспондент Василий Марков. К нам в редакцию присылают письма из разных районов республики. Письма бывают разные, порой читать их бывает очень трудно, и смешно. Не умеют грамотно письмо написать, не умеют поздравительную открытку сочинить. Как бороться с такой проблемой? Спасибо!
Учитель: На этот вопрос ответит член-корреспондент Академии наук Атласов Д. С.
Атласов Д. С.: еще Антон Павлович Чехов писал: "В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно быть считать таким же неприличием, как уметь читать и писать… Все лучшие государственные люди, философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами".
Конечно, владению русским литературным языком можно научиться, если постоянно работать над совершенствованием своей речи.
Учитель: Вот объявление в газету прислала девочка. Сумеете ли вы найти пропавшего щенка?
(слайд10 ):
Объявление.
Пропала собака, белоснежная, с черными пятнами, хвост кисточкой.
Верните щенка.
Обсуждение текста.
Учитель: - По такому описанию щенка можно найти?
- Чего не хватает в объявлении?
- Дополни описание пропавшего щенка: укажи величину собаки, ее породу, где именно черные пятна (на голове, на боках, на ногах), какая у нее шерсть (пушистая, кудрявая, гладкая, длинная, короткая).

V. Работа в группах.
Каждая группа составляет описание щенка по картинке.
Защита текста – описания.
Чья группа справилась лучше всех?

VI. Обобщение.
Учитель: Наши ученики тоже много пишут в газету. Их заметки, стихи, сочинения мы с интересом читаем.
Показ газет: Вот Аня Охлопкова написала  заметку в газету "Юность Севера" о Д. О. школы (слайд 11)
Павлов Максим написал в газету "Энсиэли" заметку о любви к своему краю.
Айыына Сивцева и Толя Находкин написали о своих дедушках (слайд 12)
Свои первые стихи отправили в газету Июля Шапошникова, Сивцева Айыына и Маша Архипова.
Маша еще участвовала в конкурсе сочинений, проводимой редакцией газеты "Юность Севера" и получила Благодарственное письмо(слайд 13).
Если вас печатают, значит, вы, ребята, пишите интересно, грамотно. Вас с увлечением читают.
Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. Каждый человек, кем бы он ни был, должен говорить и писать ясно, просто, владеть навыками устной и письменной речи.
Хочу закончить урок словами знаменитого римского оратора Марка Цицерона: "Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и старания".

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Программа занятий группы психологического сопровождения родителей детей с ОВЗ :: Урок психологии по теме "Такие разные профессии" :: Закрепление изученного по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" :: Урок русского языка в 9-м классе "Функции инверсии в художественном тексте" :: Урок речетворчества. Пейзаж настроения (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке) :: Новые мутанты ( X-Men: The New Mutants ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Кантри КА-230.02 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD