Поиск по всей базе материалов:



































Урок по информатике и ИКТ "Использование электронных таблиц в решении задач. Построение графиков функций"







Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Цели:

  • сформировать у учащихся умение обрабатывать числовую информацию с использованием электронных таблиц;
  • уметь использовать Excel для построения графиков элементарных и сложных функций, изучения графических способов решения уравнений и систем уравнений.

Оборудование урока:

  • персональные компьютеры с операционной системой MS Windows XP и табличным процессором MS Excel 2003;
  • карточки с заданиями практической работы.

Задачи урока:

Образовательные

  • проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках по электронным таблицам,
  • обобщить и систематизировать знания теме “Электронные таблицы”;
  • продолжить формирование умений и навыков в электронных таблицах: табулировании функции, построение графиков, диаграмм.
  • закрепить программный материал при решении задач, табулировании функций и построение графиков в ЭТ;
  • совершенствовать навыки построения и анализа реальной ситуации.

Развивающие

  • развивать навыки самостоятельной работы за компьютером, работы в сети, умении сохранять файлы в разных форматах, оформлять, распечатывать и получать результат тестирования программы;
  • развивать творческий подход в оформлении программы на компьютере;
  • развитие логического мышления, памяти и внимательности;
  • формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;
  • формировать представление учащихся о том, что ЭТ применяются при решении жизненно важных задач.

Воспитательные

  • повысить активность, развивать соревновательные качества учащихся на уроке;
  • воспитание трудолюбия;
  • привитие учащимся навыков самостоятельности в работе;
  • развить познавательный интерес и творческую активность;
  • выработать аккуратность и организованность в работе;
  • продемонстрировать возможности применения компьютеров, в частности ЭТ, для решения задач;
  • формировать навыки взаимодействия и принятия решений.

Формы организации работы на уроке:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • самостоятельная (дифференцированная по трудности).

Обоснование метода обучения и форм работы.

  • помогают активизировать внимание учащихся;
  • создают обстановку сотрудничества, взаимопомощи;
  • воспитывают дух здорового соперничества;
  • служат формированию у учащихся творческого подхода к решению задач, чёткости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Межпредметных связи с учебными предметами:

  • математика: знание основных понятий алгебры – функция, аргумент функции, квадратные уравнения, тригонометрические функции.

На доске оформление в виде таблицы с заголовками: № п/п, Фамилия, имя учащегося, д/з, тест, Блиц-турнир, практическая работа, итоговая оценка.

Оформление стенда:

Литература для учителя. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. И.Семакин, Т. Шеина.

Литература для учащихся. Информатика. Учебник. Задачник-практикум в 2 томах/под. Ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера.

Технологическая карта урока. (Приложение)

План урока

  1. Сообщение темы и постановка целей урока — 2 мин.
  2. Компьютерное тестирование — 5 мин.
  3. Проверка домашнего задания, анализ полученных результатов — 4 мин.
  4. Проверка знаний (вопросы на повторение) — 6 мин.
  5. Актуализация знаний учащихся (применение электронных таблиц, демонстрационный материал на проекторе). Объяснение материала. Комментарии по выполнению практической работы — 11 мин.
  6. Закрепление знаний. Практическая работа за компьютером.— 12 мин.
  7. Подведение итогов урока — 2 мин.
  8. Домашнее задание — 3 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Постановка целей, объявление темы.

Здравствуйте, приготовились к уроку? Дежурные подайте список отсутствующих, пожалуйста.

Ребята, у нас сегодня завершающий урок по разделу “Информационные технологии. Электронные таблицы”.

Тема нашего урока — Использование электронных таблиц в решении задач. Построение графиков функций.

Цель нашего урока — научиться использовать электронные таблицы Excel для построения графиков элементарных и сложных функций, научиться решать уравнения и системы уравнений графических способом.

Вам предстоит узнать, каковы возможности ЭТ в решении задач, а также получить навыки работы с табличными данными. Кроме того, вы познакомитесь с построением графиков функций.

Ваша задача сегодня на уроке - показать знания по понятиям ЭТ, уметь применить свои знания в практической работе за компьютером в ЭТ.

Открыли тетради: записали число, тему урока.

Исследование возможностей Exсel в решении задач. Построение графиков функций.

Тест по ЭТ на компьютере, в среде программирования Паскаль.

3. Давайте сейчас проверим, как вы усвоили основные понятия MS Excel . Предлагаю Вам сесть за компьютеры и выполнить тест по ЭТ. Оценку за тест вы напишете в своих тетрадях. Приступайте.

4. Продолжаем, на прошлом уроке вам было дано домашнее задание

Цель: проверить умения учащихся строить диаграммы, гистограммы в электронных таблицах. “Построить таблицу показателей своей успеваемости за 7,8,9 класс и по возможности графически изобразить”.

Кто выполнил? Все. Вопросы были по домашнему заданию? Обменяйтесь работами. Анализируем результаты. Кто улучшил свои показатели в учёбе? Кто ухудшил? Молодцы.

Поставьте оценку и верните работу владельцу.

Обратим внимание на доску! Продолжаем проверку домашнего задания.

Учебник - практикум 2. стр.119

Задача 1 (№17, стр.119). К таблице применяется операция копирования С1 в D2:D4. Что будет занесено в ячейки блока D2:D4?

 

А

B

C

D

1

5

3

=А1+В1

 
2      

=B2+C2

3      

=B3+C3

4      

=B4+C4

Задача 2 (№20, стр.119). К таблице применяется операция перемещения А1:С1 в С2:Е2. Что будет занесено в ячейку Е2?

 

А

B

C

D

E

1

5

3

=А1+В1

   
2        

=C2+D2

А теперь, мы с вами проведём блиц-турнир! Задания по ЭТ.

Я вам раздам карточки. Называю начало предложения или вопрос, и тот, у кого карточка с эти заданием – отвечает. Если вы не смогли или неправильно ответили, то я забираю карточку, а если правильно, то вы должны вложить карточку в тетрадь (Приложение1).

Возможности электронных таблиц Microsoft Excel весьма многогранны. Всем известно, что Excel является мощным вычислительным инструментом, позволяющим производить простые и сложные расчёты в различных областях человеческой деятельности: (на экране) физике, инженерных науках, экономике, технологии, математике. Сейчас я вам на компьютере покажу, как использовать Excel для построения графиков элементарных функций. Прежде всего, вспомним из курса алгебры. Показ презентации.(Приложение 5)

Ответьте на вопросы.

Что называется функцией? (Переменная величина, которая зависит от аргумента, называется зависимой переменной или функцией.)

Что называется переменной? (Величина, участвующая в том или ином процессе и изменяющаяся в время этого процесса, называется переменной.)

Что называется аргументом? (Переменная величина, которая произвольно задается, называется независимой переменной или аргументом.)

Чем характеризуется постоянная величина? (Величина, участвующая в том или ином процессе и не изменяющаяся во время этого процесса, называется постоянной (константой).)

Что такое функциональная зависимость? (Функциональной зависимостью называется связь между двумя величинами, при которой изменение одной из них вызывает изменение другой.)

Что является аргументом тригонометрических функций? (Угол, выраженный в радианах.)

Величина у называется функцией одного аргумента х, если каждому значению х соответствует единственное значение у.

Записывается y=f(x) или y=F(x).

Функция может быть задана тремя способами: аналитическим, табличным и в виде графика.

Кто знает и может рассказать про табличный способ задания функций?

(Аргумент и вычисляемая функция записываются в таблицу. Форма таблицы может быть вертикальной или горизонтальной.)

Цель: продемонстрировать учащимся, что построение графика функции в Excel требует предварительного вычисления ее значений в отдельных точках (табулирование функции).

Графический способ часто применяется, т.к. является наиболее наглядным. Для построения графика функции необходимо построить таблицу (вертикально или горизонтально). В одну колонку занести значение аргумента функции, а в другую – значение функции при заданном значении аргумента. Например, задание на построение графика квадратичной функции. (Приложение 2)

Рассмотрим пример построения графиков тригонометрических функций.

Y=sin x, Y=cos x в одной системе координат.

Цель: сформировать у учащихся умение работать со стандартными функциями электронных таблиц.

Сначала построим график одной из функций, например у = cos а, выполнив все указанные выше действия по построению графика. Аргумент тригонометрических функций является угол, выраженный в радианах. Поэтому в расчетной таблице добавляем колонку “Apг. Рад.”, в которой угол пересчитан в радианы. (Приложение 3)

Практическая работа учащихся на закрепление ЗУН.

Примеры вариантов заданий. (Приложение 4)

Итог. Что мы с вами сегодня делали? Чем занимались? Что нового вы узнали для себя? Ответы учащихся - табулировали функцию и строили графики этих функций.

Основные достоинства электронной таблицы по сравнению с обычной таблицей состоят:

  • в том, что при изменении исходных данных происходит автоматический пересчет результатов;
  • в том, что они предоставляют пользователю возможность строить диаграммы и графики для более наглядного отображения содержащихся в таблице данных.

Где можем применять ЭТ?

  • в экономических и бухгалтерских расчётах;
  • в математике;
  • в физике;
  • в исследовании информационных моделей из курсов химии, истории, биологии.

ЭТ можно использовать для?

  • исследования функций и построения их графиков;
  • проведения численных экспериментов с математическими моделями;
  • создания простой базы данных;
  • обработки и представления данных в удобном виде - наглядном представлении числовой информации с помощью диаграмм;
  • в домашней бухгалтерии;
  • создания сложных и красиво оформленных документов (рекламных буклетов, планов, графиков работ, диаграмм).
Комментировать через ВКонтакте:
Комментировать через FaceBook:



703-9701, info@poznanie21.ru