Познавательное занятие "История русского костюма"

Цель:

  • рассказать о истории русского костюма,
  • показать русский народный костюм, соответствующий внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа,
  • рассказать об общих основных чертах мужского рубахи) и женского (рубахи и сарафана).

Предварительная работа:

Познавательные занятия.

Дидактические игры.

“Сложи картинку ”; “ Нарисуй узор для сарафана ”.

Заучивание песен, частушек, загадок, пословиц и прибауток, игр на музыкальных инструментах.

Воспитатель: Нельзя жить на земле и уйти не оставив следа.

Есть в Омской области - Нововаршавский район, а в районе - посёлок Большегривский. В котором живут люди многих национальностей, со своими традициями, обычаями, со своей культурой. Большую часть населения посёлка Большегривский составляют люди русской национальности. Далеко в глубь веков уходит история этого народа. О ней рассказывают народные предания, старинные рукописи, произведения прикладного искусства и другие памятники прошлого. В давние времена соберутся, бывало вместе, парни и девушки; смех, разговоры.  Девицы песню заведут, а сами одна другой краше. Рубахи на них шёлком шитые, сарафаны, как цветы в поле, яркие, да наглядные. На то она и девушка, чтобы наряжаться. А наряды-то сами шили, расшивали и в сундук складывали.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, что такое сарафан? (Фотография 1)

(Ответы детей)

Воспитатель:

Это не совсем верно. Одеждой сарафан стал лишь 300 лет назад.

А до этого времени одеждой была и долго оставалась русская рубаха.

Воспитатель:

Из первых легенд оно идёт, как о возникновении мира. В одной из легенд говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло дерево. От двух птиц, свивших на нём гнездо, началась жизнь на земле. Дерево - это дерево жизни, то есть символ всего живого, а охраняющие его две птицы - символ добра и счастья. Считалось, одевая такую рубаху, что оберегаешь себя от разных бед. Вышивка располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею); вышивка на подоле (защищала ноги от ушибов) и самое главное - вышивка на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали зерно, готовили пищу и ухаживали за детьми, вышивки оберегали от порезов, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на верхней части сарафана оберегали лёгкие и сердце. Шло время и на смену русским рубахам, пришёл сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубахи с длинными рукавами. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей -   шёлка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными   камнями. Наступает Петровская эпоха. Царь Пётр строит корабли, стрижёт боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но бояре предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шёлкоткацкие фабрики будут работать зря? Тогда императрица Екатерина решает: всему населению России - кроме дворян! - носить "старо-боярскую одежду", в том числе и сарафан, но шить одежду из российских тканей. Вот так сарафан "пришёл в народ" и стал любимым женским нарядом. История народной одежды очень интересна. Её образцы хранятся в музеях, их изучают модельеры - художники по костюму. А русские сарафаны остаются и в наши дни популярными.

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру Фанты.

Даются задания:

Спеть песню, спеть частушку, загадать загадку, сыграть на музыкальном инструменте.  Итак, начнём: Предлагаю девочкам исполнить танец “Матрёшки” (фотография 2).

Воспитатель:

А сейчас, частушки:
Как я Ваню подпояшу
Чёрной бархатиночкой,
Как я Ваню поцелую,
Назову картиночкой.
Куплю ситцу штуку целу,
Ленту алую для кос,
Поясок, рубаху белу
Подпоясать в сенокос.
В сундуке моём добро
Бережно хранится.
Когда времечко придёт,
Доченьке сгодится.
Старый бабушкин сундук
Тайны жизни в нём живут,
Наша женская судьба
Место в нём своё нашла.

Воспитатель:

Особое, бережное отношение русских крестьян к своей одежде отразилось в народном фольклоре: песнях, загадках, прибаутках. Предлагаю нашим юным музыкантам сыграть на музыкальных   инструментах.

Дети:

Играют “Во кузнице”. Музыкальные инструменты: трещотка, деревянные ложки. (Фотография 3)

Воспитатель:

А теперь попробуйте, ребята, отгадать русские народные загадки о различных предметах одежды.

Дети:

На десятерых братьев двух шуб хватает (рукавички)
Сижу верхом, не ведаю на ком,
Знакомца встречу - соскочу, привечу  (шапка)
Сплетен липовый кузовок, ночью  отперт, днём заперт (лапти)
Тепла не даёт, а без него холодно (пояс)
Два арапа, родные брата, ростом по камню.
Везде с нами гуляют, нас защищают (сапоги)

(Ответы детей).

Воспитатель:

А какие поговорки народ придумывал?

1 ребёнок:

Идёт, словно павушка плывёт.

2 ребёнок:

Ни в сказке сказать, ни пером описать.

3 ребёнок:

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Воспитатель:

В заключение нашего занятия, предлагаю вам поиграть в игру.

Игра " Гори, гори ясно " (фотография 4)

Список, используемой литературы

  1. Каминская Н.М. История костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1986. – 167 с. 2003. - №4. - С.
  2. Народные инструменты: Кладовая солнцеворота. - Омск,2000.
  3. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - СПб.: Паритет,2004. – 448 с.
  4. Муслакова М.Н. Забытая старина: Турнир знатоков народного творчества//ЧУИ.
Читать еще:


Новые материалы:

Мастерская построения знаний "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" :: Страх – основа развития комедийного действия (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор») :: Методические рекомендации к урокам развития речи в 5-м классе по теме "Сочиняем сказки сами" :: Урок литературы в 9-м классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" :: Урок-семинар по рассказам Н.Н. Носова "Когда мы смеемся…" :: Труп ( Cadaver ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кроватки / Фея / Кроватка Фея 325 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD