Вечер-игра "Что? Где? Когда?", посвященная "Арифметике" Леонтия Магницкого
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Вечер-игра "Что? Где? Когда?", посвященная "Арифметике" Леонтия Магницкого


" data-image="">

Ведущий: Русский математик и педагог. Был высокообразованным человеком не только в области математики. Его предисловие к учебной книге “Арифметика сиречь наука числительная” говорит о том, что Л.Ф. Магницкий был хорошо знаком с риторикой, стихосложением, владел греческим, латинским, итальянским и немецким языками. Огромная эрудиция, тонкое владение педагогическим мастерством позволили Магницкому создать учебную книгу по математике, на которой в течение многих лет воспитывалось не одно поколение россиян.

Слайды презентационной программы (Презентацию можно взять у автора) Слова ведущих
Дата рождения: 9 июня 1669г. Родился Магницкий в семье крестьянина осташковской патриаршей слободы тверской губернии.
1684г. Документально обоснованы предположения о том, что молодой Л.Ф.Магницкий мог быть перевезен в Москву знатными богомольцами, посещавшими известный в то время Волоколамский монастырь. Они то и заметили способности мальчика.
Леонтий из уст царя Петра поименован из Телятина Магницким, в сравнении того, что магнит привлекает к себе железо, так он природными самообразованными способностями своими обратил внимание на себя.
24 января 1701 г. В Москве в палатах Сухаревской башни учреждается по указу Петра I “школа математических и навигацких наук”, в которой стал преподавать Магницкий.
Школа Своеобразно проходили занятия в школе. “Ученики проходили все науки последовательно. Определенного времени для экзаменов, переводов, выпусков не было и учеников переводили из одного отделения в другое, или по – тогдашнему “из одной науки в другую”, по мере готовности к делу и по требованию различных ведомств. На освободившиеся места сейчас же принимали или набирали новых учеников. Ученье приравнивалось к службе, и ученики получали кормовые деньги, размер которых был впрочем очень невелик,- от трех до пяти алтын в день, в зависимости от степени изучаемых наук – чем дальше продвигался ученик, тем больше он получал”.
21 ноября 1701г. Магницкий закончил работу по написанию учебника для Навигацкой школы. Рукопись учебника “Арифметика Магницкого” направлена на типографию.
1703г. Вышел в свет учебник Магницкого “Арифметика”, отпечатанный с деревянных резанных досок, тиражом 2400 экземпляров. По этой книге, не имеющий альтернативы, с точки зрения равного значения в истории русского математического просвещения, учились многие поколения россиян. М.Н.Ломоносов называл её “вратами учености”.

Послушайте условию игры: Мы зададим вопрос и по удару метронома начинается отсчет времени. Та команда, которая хочет ответить на вопрос, включает лампу, на обсуждение дается одна минута. Если ответ не верен, то вторая команда получает дополнительное время для дальнейшего обсуждения – 30 секунд. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Команда, набравшее большее число очков и станет победителем. Хочу заметить, что при подсказке из зала вопрос заменяется. В течение игры будет вопрос – загадка. Желаем удачи!

�˜так, вопросы:

  1.  вопрос. Задача из “Арифметики” Магницкого.  “Некто оставил в наследство жене, дочери и трем сыновьям 48000 тысяч рублей и завещал жене 1/8 всей суммы, а каждому из сыновей вдвое больше, чем дочери. Сколько досталось каждому из наследников?” (6000р.; 6000р.; 12000р.)
  2. вопрос. Назовите, пожалуйста, полное название книги “Арифметики” Магницкого. (Арифметика сиречь наука числительная)
  3. вопрос . Как в современной математике называется действие названное в “Арифметике” Магницкого аддицио. Его определение звучит так: “Аддицио есть дву или многих чисел во едино собрание, или во един перечень совокупление”. (Сложение)
  4. вопрос. �˜ снова вопрос – задача. “Капитан на вопрос: “Сколько он имеет в своей команде людей?”- отвечал: “На лицо 9 человек, то есть 1/3 команды, остальные в карауле”. Сколько в карауле? (18 человек)
  5. вопрос. Какие цифры употребляет Магницкий в тексте “Арифметики”? (Арабские, точнее сказать индийские)
  6. вопрос. Нельзя не сказать и о том, что через всю книгу проходит идея пропаганды науки, в то время имевшая большое значение. Поэтому не случайно Магницкий изобразил на титульном листе двух известных ученых. Назовите их имена. (Архимед, Пифагор)
  7. вопрос. Стремясь к тому, чтобы процесс обучения был интересным, Магницкий в книге искусно подбирает оригинальные задачи развлекательного характера. Предлагаем вам одну из них: “некий купец купил колокол весом 2546 пудов. А за всякий пуд дати по 550 копеек, и восхотев ведати, какая цена за вест колокол будет?” (14003 руб. или 1.400.300к.)
  8. вопрос. Укажите количество страниц в “Арифметике” Магницкого. (Более 600)
  9. вопрос. Кому принадлежат слова: “А математику уж затем учить следует, что ум она в порядок приводит”. (Слова принадлежат человеку, который учился по учебнику Магницкого и знал его наизусть – это Михаил Васильевич Ломоносов)
  10. вопрос. �˜ снова вопрос – задача из “Арифметики” Магницкого: “Некто пришел в яд, купил игрушек для малых ребят. За первую игрушку заплатил 1/5 часть своих денег, за вторую – 3/7 остатка от первой покупки. По приезде в дом нашел в кошельке денег 1 рубль 92 копейки. Спрашивается, сколько было в кошельке?” (420 копеек)
  11. вопрос. Какая геометрическая теорема в старину называлась теоремой невесты или “мостом ослов”? (Теорема Пифагора. Кстати, в своей “Арифметике” Магницкий Пифагору посвящает стихотворные строки)
  12. вопрос. Продолжить тему о Пифагоре мы хотим задачей древней Греции. “Скажите мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твою беседу?". "-Вот сколько, - ответил Пифагор, - половина изучают математику, четверть – музыку, седьмая часть пребывает в молчании, и кроме того, есть ещё три женщины. Итак, сколько учеников было у Пифагора?” (28 человек)
  13. вопрос. История знает немало примеров того, как сила человеческого разума одерживает победу над силой оружия. Об этом слагают легенды. Одна из них посвящена ученому, чьё имя также упоминается в учебнике Магницкого. Именно этой ученый помог своим соотечественникам разгромить воинственных римлян при Сиракузах. Кто он? (Архимед)
  14. вопрос. Исключительные усилия пришлось затратить Магницкому для того, чтобы, не вступая на палубу корабля и находясь в течение всей своей жизни вдали от морей создать специальный курс для моряков и частично разработать отечественную морскую терминологию. Внимание, вопрос: как назывался этот специальный курс? (Курс кораблевождения)
  15. вопрос. Вопрос – загадка от гостя вечера – игры

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru