Урок в профильном физико-математическом классе. 10-й класс. Стандартное приложение Windows "звукозапись". Устройство аудиоадаптер
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок в профильном физико-математическом классе. 10-й класс. Стандартное приложение Windows "звукозапись". Устройство аудиоадаптер

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Цели урока:

Образовательные:

  • Иметь представление об аналоговой и дискретной формах представления информации;
  • Знать понятия дискретизации, глубина звука, объем звуковой информации;
  • Познакомить со стандартным приложением ЗВУКОЗАПИСЬ, устройством аудиоадаптер.

Развивающие: Уметь вычислять размер цифрового аудиофайла.

Воспитательные: воспитание познавательного интереса учащихся, умения слушать, воспитание уважительного отношения к другим пользователям сети.

Тип урока: комбинированный – урок изучение нового материала и закрепление практических навыков работы со стандартным приложением Звукозапись и программы Microsoft NetMeeting в локальной сети.

Место урока в учебном плане: данный урок является вторым при изучении темы «Представление звуковой информации в компьютере», и четвертым в разделе «Представление не числовой информации в компьютере» в профильном физико-математическом 10 классе.

Средства обучения:

Технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор, экран;

Программные средства: стандартное приложение Звукозапись Windows; Microsoft NetMeeting; программа Power Point.

Наглядные средства обучения: презентация урока, звуковые файлы для демонстрации звука и физминутки.

Раздаточный материал: файл на каждом компьютере «Сканворд», задачи трех уровней.

План урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
  2. Повторение. Блиц опрос.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Выполнение практической работы.
  5. Физминутка.
  6. Выполнение в сети задач.
  7. Подведение итогов урока.

Литература:

  1. И.Семакин, Л.Залогов, С.Русаков, Л.Шестакова «Базовый курс 7-9», БИНОМ. Лаборатория Знаний,2002.
  2. Н.Д.Угринович «Информатика и информационные технологии для 10-11 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Слайд 1

Вспомним технику безопасности на уроке и правила работы на компьютере. (стенд с правилами).

– В начале XVIII века по просьбе великого немецкого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница, внесшего большой вклад в становление информатики, была выбита медаль, по краю которой шла надпись:

Слайд 2

– Как вы считаете, чему была посвящена эта медаль? (Двоичной системе счисления.).

– Лейбниц считал двоичную систему простой, удобной и красивой. Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ. (Для того чтобы компьютер мог обрабатывать информацию, непрерывный сигнал должен быть превращен в последовательность электрических импульсов (двоичных нулей и единиц)…..).

– Любую информацию можно кодировать с помощью двоичных нулей и единиц, в том числе и звуковую.

Тема сегодняшнего урока «Стандартное приложение Звукозапись. Устройство аудиоадаптер» (запись в тетрадях числа и темы урока)

Слайд 3

– А чтобы понять, как происходит представление звуковой информации и в чем она сохраняется, мы вспомним расширения форматов файлов.

2. Повторение. Блиц опрос.

Слайд 4

Вопросы. (Ответы)

  1. Назовите текстовые редакторы, в которых автоматически создаются файлы с указанными в сканворде расширениями имени. (WORD – DOC, Блокнот – TXT).
  2. Назовите табличные процессоры, в которых автоматически создаются файлы с указанными в сканворде расширениями имени. (EXCEL – XLS).
  3. Назовите графические редакторы, в которых автоматически создаются файлы с указанными в сканворде расширениями имени. (PAINT – BMP, GIF).
  4. Перечислите расширения имени, свойственные системным файлам. (CFG, COM, DAT, DLL, EXE, INI, SYS)
  5. Укажите названные в сканворде расширения имени исполняемых файлов. (BAT, COM, EXE).
  6. Укажите расширения имени файлов драйверов. (COM, SYS).

– Хорошо, с сканвордом мы с вами справились, а теперь ответьте на вопросы?

  • В каких формах существует звуковая информация? (аналоговая, дискретная)
  • Как осуществляется кодирование звуковой информации? (Кодирование происходит в процессе: дискретизации)
  • Какие параметры влияют на объём звуковой информации? (Для звуковой информации характерна глубина звука и частота дискретизации количество измерений уровня сигнала за 1 секунду)
  • Как проявляется дискретизация звука?

3. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке вы познакомитесь устройством аудиоадаптером, которое ответственно за воспроизведение и запись.

Слайд 5

АУДИОАДАПТЕР (звуковая плата) – специальное устройство, подключаемое к компьютеру, предназначенное для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в числовой двоичный код при вводе звука и для обратного преобразования (из числового кода в электрические колебания) при воспроизведении звука. 

Слайд 6

В процессе записи звука аудиоадаптер с определенным периодом измерения амплитуды электрического тока и заносит в регистр двоичный код полученной величины.

Слайд 7

Затем полученный код из регистра переписывается в оперативную память компьютера. Качество компьютерного звука определяется характеристиками аудиоадаптера: частотой дискретизации и разрядностью.

Учитель: Давайте вспомним, что такое частота дискретизации? (Частота дискретизации – это количество измерений входного сигнала за 1 секунду.)

Учитель: Частота измеряется в герцах (Гц). Одно измерение за одну секунду соответствует частоте 1 Гц. 1000 измерений за 1 секунду – 1 килогерц (кГц).

Запись на доске: Характерные частоты дискретизации аудиоадаптеров: 11 кГц, 22 кГц, 44,1 кГц и др.

Учитель: Как вы понимаете разрядность регистра? (число бит в регистре сетевой платы).

4. Выполнение практической работы.

Стандартное приложение Звукозапись играет роль цифрового магнитофона и позволяет записывать звук, то есть дискретизировать звуковые сигналы, и сохранять их в звуковых файлах в формате WAV. Эта программа позволяет редактировать звуковые файлы, микшировать их (накладывать друг на друга), а также воспроизводить.

Слайд 8

Обратите внимание на этапы настройки программы. В результате изменений (частоты дискретизации и разрядности) мы должны увидеть разницу в качестве звука.

– Мы берем любой звуковой файл формата WAV. Прослушиваем.

– Выбираем низкую частоту дискретизации и разрядности 24 кГц.

– Прослушиваем.

Включение звука с частотой дискретизации средней.

– А затем выбираем более высокую частоту дискретизации 48кГц, 16 бит.

– Прослушаем.

– Запись производится также как и на обычном магнитофоне. Существуют кнопки: запись, воспроизведение, пауза.

– Закрепим полученные знания на практике, и выполнив работу.

Слайд 9

Карточка. Запись звукового файла. (10 карточек)

Запустить Звукозапись

  • (Пуск/Программы/Стандартные/Развлечения/Звукозапись). Для установки параметров дискретизации звука ввести команду (Файл - Свойства). На панели Свойства объекта «Звук» щелкнуть по кнопке Преобразовать.
  • На панели Выбор звука из раскрывающегося списка выбрать режим кодирования звука (глубина кодирования, частота дискретизации, моно/стерео) (22,050 Гц, 16 бит, Стерео, 83 кБ/с, формат РСМ).

Учитель показывает и рассказывает принцип работы.

Фраза, которую ребята записывают «Сегодня двадцать шестое ноября».

– Ребята измените частоту дискретизации, глубину кодирования и сравните.(на доска 11 кГц, 22 кГц, 44,1 кГц )

Учитель: В результате изменений параметров качество звука изменялась?

Ученик: В результате изменения частоты дискретизации выяснили, чем выше частота дискретизации, тем лучше звук.

Слайд 10 

5. Физминутка.

Отодвиньтесь от стола, наклонитесь на спинку стула и расслабьтесь. Подумайте о самом приятном. (звучит релаксирующая музыка).

6. Выполнение в сети задач (самооценка).

– Выполните задания, где вы можете оценить полученные знания, как хорошо вы поняли тему, насколько вы были внимательны. Я даю вам возможность выбрать задания по вашему желанию. Ответы отправляем по сети.

– На вашем рабочем столе в сетевой папке находится файл «Задачи», откройте.

Слайд 11

7. Подведение итогов урока.

Оценки. Обратите внимание, результат вашей работы на экране.

Домашнее задание. Ребята давайте вспомним, какие слова сказал Лейбниц. (Чтобы вывести из ничтожества всё, достаточно единицы.)

– Вы праве согласиться или опровергнуть слова Лейбница о красоте и удобстве двоичной системы счисления. Сформулируйте своё мнение, а обоснования представьте к следующему уроку.

– Сегодня на уроке вы выполнили очень серьезную и нужную работу, исследовали новое, непознанное, поднялись на новую ступень развития своего мышления. Я вас поздравляю с этим событием! Всем спасибо, урок окончен.

Презентация – Приложение 1.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru