Урок по НРК (литература красноярского края). Рассказы о природе В.П. Астафьев. "Юркий рябчик"

Цели:

  • Ознакомление учащихся с биографией В.П. Астафьева – русским писателем.
  • Формирование представлений о ценности литературных и художественных произведений как источника познания природы, культуры и истории родного края.

Оборудование:

Учебное пособие Г.В. Раицкая “Литературное путешествие по Красноярскому краю” 3-й класс.

Портрет писателя, фотографии детских лет писателя, выставка книг для чтения в начальной школе, карта Красноярского края.

 Ход урока

I. Сообщение

Темы и цели урока.

(Карта Красноярского края)

– Мы продолжаем литературное путешествие по Красноярскому краю.

– Давайте вспомним, где мы уже с вами побывали.

(Север Красноярского края. Читали сказки народов севера. Эвенкийские, ненецкие, кетские, селькупские, долганские)

– О чём рассказывали народы севера в своих сказках?

(О животных, о растениях, о природе, об особенностях жизни на севере)

– Чему учат мудрые сказки этих народов?

(Любви к природе, к близким людям, к родным)

– Сегодня мы остановимся на великой реке Енисей.

(Учитель показывает на карте)

– На этой реке в селе Овсянка  (фотография), (Село Овсянка; приложение 1)

Родился замечательный русский писатель Виктор Петрович Астафьев

(Портрет, даты жизни; приложение 2)

– Когда жил писатель?

(Дети читают даты)

– Вспомните, может быть кто-нибудь из вас читал его произведения?

(“Гуси в полынье”, “Капалуха”, “Стрижонок Скрип”)

– О чём писал В.П. Астафьев? (Предположение детей: о людях, животных, природе)

– Важное место в произведениях В.П. Астафьева занимает описание суровой и прекрасной природы сибирского края – она в творчестве этого писателя неотделима от самой жизни

Первичное восприятие текста

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением этого писателя “Юркий рябчик”.

– Как вы думаете, о чём это произведение?

(Предложение детей.)

– Чтение рассказа учителем и подготовленными детьми  (по абзацам).

Беседа по вопросам

– Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? (рассказ)

– Правильно ли мы предположили о содержании рассказа?

– Назовите героев этого рассказа? (автор, рябчик), (фотография рябчика, приложение 3)

– Кто является свидетелем и участником событий, описанных в рассказе?

– Кто нам рассказывает обо всём происходящем? (автор)

– Как бы эту историю рассказал рябчик?

– Кому принадлежат слова, завершающие рассказ?

Словарная работа

(Карточки со словами, приложение 4)

– Какие незнакомые слова в рассказе встретились?

– Образование значения слов

Пищик – предмет, напоминающий свисток, которым можно издать звуки, похожие на трели рябчика.

Просеки – очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу, предназначенная для дороги.

Валежник – деревья, сучья, упавшие наземь.

Юркий – быстрый, мгновенный, увёртливый

Беседа с детьми об авторе

– Каким вы представляете себе автора этого произведения?

(автор – человек неравнодушный. В. Астафьев очень любит природу и хорошо знает её. Не каждый человек заметит то, что заметил автор. Он очень наблюдательный. Он добрый)

Родился В. Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать: утонула в Енисее. (Фотографии, приложение 5)

– Воспитывался В. Астафьев в семье дедушки и бабушки, которые своим теплом и заботой скрашивали его сиротское детство.

Самым близким и дорогим человеком для маленького Витьки стала его бабушка – Екатерина Петровна.

Но детство кончилось, и впереди будущего писателя ожидали беспризорность, голод, детский дом. И, наверное, лишь тот крепкий внутренний стержень, что был заложен в родной деревне близкими людьми, помог ему выстоять и не сломаться под тяжестью обрушившихся на него обстоятельств.

Итог урока

– Мне хочется закончить наш урок отрывком из воспоминаний В.П. Астафьева “Помнить хорошее”:

“Что же самое хорошее было в моей жизни? Лес, тайга, бесчисленное хождение по ней… О, тайга, о вечный русский лес и все времена года, на земле русской происходящие, что может быть и есть прекраснее вас?

Спасибо Господу, что пылинкой высеял меня на эту землю, спасибо судьбе за то, что она сделала меня лесным бродягой и подарила въяве столько чудес, которые краше всякой сказки”.

Использованная литература:

  1. Астафьев В.П. “Помнить хорошее” // “Мурзилка”. 2001. №5. с. 8-11.
  2. Ланщиков А.П. “Виктор Астафьев”, М. 1992.
Читать еще:


Новые материалы:

Разработка урока "Атмосфера и климаты Земли", 7-й класс. Интеллектуальный марафон :: Конкурсный урок по теме "Наша Родина – Алтай" :: Открытый урок по теме "Круговорот воды в природе. Части Мирового океана" :: Способы повышения мотивации обучающихся к предмету "География" :: Создание проектов в 8-х классах по теме "Природные зоны России" :: Между нами горы ( The Mountain Between Us ), 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / МФ Мастер / Стол компьютерный Рикс-35 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD