Духовность. Культура. Школа (МОУ "Гимназия № 5")

- Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
- Не хлебом единым будет жить человек:

(Библия)

Нельзя попасть на вершину горы, не пройдя и подошвы.

Современная система образования закладывает контуры глобальной ситуации XXI века.

Научно-педагогическое общество обсуждает новые подходы к проблемам образования; это естественно и закономерно, потому что мир людей XX-го века специалисты-социологи определяют как общество "быстрого развития". Эта черта современного мира создает потребность в людях, способных быстро реагировать на перемены, предвидеть их последствия, избегать информационной изоляции. Эра "быстрых изменения" выдвигает социальный заказ на человека, основными чертами которого стали: коммуникативность, рефлексивность, высокая способность и расположенность к пониманию и интерпретации. Подтверждаются слова, высказанные О. Шпенглером в начале века: ": не только в данном случае, но и: вообще, требуется, как я все больше и больше убеждаюсь, новое поколение с врожденными задатками понимания". (О. Шпенглер. Закат Европы. - М., 1993. - С.124). Необходимы качественно новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в системе школьного образования. Закономерны поиски школой новых форм и способов обучения и воспитания. Поиск всегда сопряжен с самоопределением.

Самоопределение понимается нами как единая проблема для современного человека и современной школы. Известны различные ходы к пониманию этой проблемы. Первое значение здесь имеет взгляд на самоопределение как на процесс включения человека в контекст современной ситуации, определение своих социокультурных координат на основе прочной связи с историко-культурным опытом всего человечества. Эта проблема осознается авторами как центральная для школы. Для педагога такая постановка проблемы связана с вопросом: как помочь ученику выработать собственный способ бытия в культуре, как способствовать его духовному становлению?

Однако следует заметить, что понятие духовности не усвоено современным обществом в своем величайшем человечеством смысле. Многие годы развития общества на основе атеистических установокне дают возможность пока полностью отказаться от общепринятых материалистических версий относительно данного понятия, хотя без решения этого вопроса невозможно дальнейшее решение многих проблем, в том числе и педагогических.

В наше время школа разрабатывает в новом ключе многие образовательные проблемы, но вопросы воспитания в основном решаются на уровне эмпирическом: планируются и проводятся мероприятия по формированию у детей определенных навыков поведения, воспитанию у детей определенных нравственных качеств, но отсутствие единой законченной концепции личности, отражающей обновленную реальность, а также природную основу российской ментальности, создаёт эклективность, не позволяющую глобально решать вопросы нравственного воспитания.

С.Л. Франк в своей статье "Русское мировоззрение" пишет: "Русское религиозное сознание никогда не спрашивало, каким образом приходит человек ко спасению: через внутренний образ мыслей и веру или внешние действия". По его мнению, и тот и другой путь слишком недостаточен, чтобы установить внешнюю связь с Богом. По православной традиции, только сам Бог может это осуществить. "Не стремление к Богу, а бытие в Боге составляет суть (русского) "религиозного онтологизма", - пишет Франк. По его мнению, ментальность россиянина укоренена в горнем.

В своей статье "Идея духовности как основа и способ социальной жизни" В.И. Мурашов пишет: "Идея духовности - это самоопределяющий процесс выявления высших качеств человеческого духа, имеющий низшую и высшую формы своего развития. Между этими полюсами духовности, эволюционирующей к бесконечности, пролегает цепь её промежуточных звеньев - от акта его формального самоопределения духа до эго совершенного содержания".

По мнению автора статьи, духовность не сводится только к религии как ее наиболее развитой форме. Но при это, как нам кажется, следует учитывать, что те нравственные идеалы, которые заложены в религии несравнимо выше всего, что предлагает любая другая область знания. Пришла пора "собирать камни", то есть пришло время выстроить иерархию ценностей таким образом, чтобы наивысшие ценности, заложенные религией, стали достоянием учащихся образовательных учреждений.

Православная церковь выделяет три этапа нравственного становления личности: "человек телесный", "человек душевный", "человек духовный". Причем человеку дается свобода в выборе своего пути. Человек телесный живет мирскими заботами, меркантилен; человек душевный строит свою жизнь так, чтобы ему и окружающим его людям было хорошо и удобно. Человек духовный - иной. Он живет заботами о других, жертвуя собой во имя ближнего. Подобный нравственный идеал необходим, он укорен в мире горнем.

Философы конца XIX начала XX века, Золотого века русской философии, Трубецкой, Булгаков, Лосев, Соловьев, создали идеал человека, ощущающего связь со Вселенной, вернули человеку целостность, единение с Богом. Но как соотнести теоретические, на первый взгляд абстрактные истины, с проблемами школьного образования.

Как нам кажется, нужно идти "путем зерна", то есть путем, указанным культурой. Сейчас много говорят о значении слова "культура", порой забывая одно из самых древних значений этого слова: культ - "поклонение", ур - "свет". Это слово родственно урею - третьему глазу на голове египетского фараона, Урарту - древневавилонскому городу, где жили солнцепоклонники, для которых наше светило было богом. Таким образом, свет, запечатленный в слове культура, - это свет божественный, созидающий жизнь, свет, который взращивает ростки человеческого бытия.

Фазы в развитии человеческого духа выделяли многие философы и ученые: Э. Ренан, Ф. Ницше, О. Конт. "По этому поводу писал в статье "Духовная культура, научная рациональность образования" Л.Ю. Писарчик: " Образование должно начинаться с опоры на светскую культуру и научное мировоззрение и ими заканчиваться. Но при этом нужно в снятом виде "повторить" путь человечества в культуре: от мифологии и религии через философию к науке". Такой подход вполне оправдан логикой развития истории, человеческой мысли, но, как нам кажется, для становления духа мало мысли, основанной, главным образом, на рациональной основе, необходимо и чувство, и созерцание прекрасного, и духовное горение. Вспоминается знаменитая фраза Достоевского о том, что красота спасет мир. Может быть, великий писатель и говорил о том, что в основе постижения мира должен лежать целостный гармоничный образ, который сделает картину мира всеединой и гармоничной, несущей красоту, ту самую красоту, которая спасет мир.

Образовательным курсом подобного рода, способным воссоединить на своей основе разрозненные "осколки" культуры, и может быть курс "Мировая художественная культура". При этом, вероятно, нужно бы было возродить его первоначальные цели и задачи - создать во всей возможной полноте образ того мира, который изучается. И если следовать законам развития психики ребенка, то такие предметы, как "Мифология", "Библейская история" необходимо изучать в 1-4 классах, "Памятники религии" в 7 классе, "Основы философии" в 10-11 классах, "Мировую художественную культуру" с 5-11 класс. Эти модульные программы создают некую модель в виде "матрешки", "спирали", каждое звено которой -отдельный целостный образ мира на определенном этапе развития. Каждое из звеньев подготавливает последующее. Это объединяет все школьные образовательные курсы, устраняя эклектизм.

Подобный опыт имеется в гимназии №5 г. Оренбурга и дает положительные результаты.

В данное время обсуждаются пути введения нового образовательного курса: "Основы православной культуры". Данный учебный предмет необходим современной российской школе.

Решить проблемы духовно-нравственного воспитания без него невозможно. Как из радуги нельзя изъять ни один из цветов, чтобы при наложении получился белый, так и религиозный стержень культуры должен быть восстановлен, ибо без него нельзя постичь корни русской культуры, невозможно наследовать нашу прошлою высокую духовность.

Курс "Основы православной культуры", как нам кажется, кровно необходим для выхода из духовного кризиса, который, без сомнения, является отражением кризиса в обществе. Эксперимент по секуляризации культуры, который имел место в России, показал несостоятельность пути без Веры и участия Церкви в деле духовного становления граждан.

Стало очевидным, что наряду с интеллектуальным и эстетическим развитием в культуре должны существовать самые высокие этические и метафизические ценности, а это возможно при введении в процесс обучения образовательными курсов, которые ориентируют детей на высокие религиозные, моральные и социальные ценности. Таковыми предметами изучения могут быть "Основы Библейской истории", "Основы православной культуры", "Мировая художественная культура".

Введение этих дисциплин в образовательный процесс как системообразующих потребует не только дерзание духа, огромных усилий, но и осторожного и вдумчивого подхода, постоянного и настойчивого следования цели.

В гимназии №5 г. Оренбург на протяжении 7 - (10) лет ведется курс "Основы Библейской истории", которые имеют высокий рейтинг среди родителей и учащихся, разработана авторская программа для гуманитарных школ, лицеев, гимназий "Духовная личность", состоящая из ряда модульных программ, в числе которых обязательными являются "Основы мифологии" (1-2 класс), "Основы Библейской истории" (3-4 класс), "Введение в философию", "Мировая художественная культура" (5-11 класс), "Памятники религии и культуры" (7 класс). В программе "Памятники религии и культуры" изучаются "Библия", "Коран", "Махабхарата":

Программа. Духовная личность (автор Гаак Т.П.) стала дипломантом Всероссийского конкурса авторских образовательных программ 2006г. Можно использовать этот опыт для создать экспериментальной площадки по взаимодействию программ культурологических и телеологических.

Следует отметить, что курс "История православной культуры", имеющим культурологическую направленность нельзя, отождестлять с "Законом Божьим", вероучительным по своему содержанию. Ученым, педагогам, предстоит огромная работа. При этом нужно помнить, что Апостол Павел призывал: "Духа не угашайте". Это та задача, которую под силу решить лишь сообща школе, науке и обществу.

Список использованной литературы.

1. Вревский Б.А. Смысл жизни и эра разумного христианства. - Спб., 1913. - 58 с.

2. Ватсон Э.К. Развитие понятий о нравственности / Авт. Э.В. // Рус. мысль. 1888. Кн. 8. с. 85-112

3. Дебольский Г.С. Жизнь и средства ее нравственного улучшения // Странник 1870. Окт. с. 290-294 (паг. 2)

4. Николин И.Д. Что такое нравственность? - М., 1908. - 90 с. То же. - 2-е изд., доп. - Сергиев Посад, 1912. - 142 с. - (Церковно-обществ. б-ка; Вып. 2)

5. Орлов П. Основные истины христианской жизни: Ценность и цель жизни. - М., 1915. - 68 с.

6. Скрынченко Д.В. Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению. - Спб., 1908. - 164 с. - (Христианство, наука и неверие на заре XX века; Вып. 7). - Библиогр.: с. 160-163.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок литературного чтения во 2-м классе по учебнику В.Ю. Свиридовой , Н.А. Чураковой :: Урок литературного чтения во 2-м классе по учебнику В.Ю. Свиридовой , Н.А. Чураковой :: Нестандартный урок математики "Развитие познавательной активности на уроках математики" :: Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "русская сказка «Кот и лиса»" ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list0.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Конспект урока русского языка для 4-го класса по теме "Правописание слов в словосочетании" (по программе "Начальная школа XXI века" :: Слендермен (Slender Man), 2018 :: Стулья/Кресла офисные / TetChair / Кресло компьютерное TetChair Багги (Baggi) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как качать на турнике на мышцы

Как накачать мышцы на турнике - Уличные Культуры Разнообразие упражнений обеспечивается расстоянием между руками и хватами перекладины. При прямом хвате ладони...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как убрать трапециевидную мышцу девушке

Упражнение на снятие гипертонуса с трапециевидной мышцы Невралгия — мышечные зажимы и блоки — частая и распространённая проблема. Попробуйте слегка надавить на...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD