Компьютерные игры. "Играть или не играть?"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Компьютерные игры. "Играть или не играть?"

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Цель: познакомить учащихся с предметом “Проблема”.

Задачи: Начать формирование проблемного мышления, как одного из важнейших типов интеллектуальных технологий, которые будут необходимы в XXI веке. Познакомить с технологией выявления хорошо обоснованных логик, каждая их которых отрицает другую.

Оборудование: приложения (Приложение 1, Приложение 2), (тезисы из различных источников), доска.

Предварительная подготовка к уроку:

Последовательность заданий Прогноз деятельности детей Возможные варианты сценария
Первичная коммуникация:
  1. Блиц-опрос (анкета) состоит из трех вопросов:
  • “Играете ли Вы в компьютерные игры?”
  • “Какая причина наиболее значима с вашей точки зрения привлекает Вас в компьютерных играх? Почему?”
  • “Как Ваши родители относятся к тому, что Вы играете в компьютерные игры? Одобряют ли такое времяпровождение?”
  1. Обработка анкет, построение графика иллюстрирующего распределение голосов.

Исходя из полученных ответов формируются группы:

  • Обыватели
  • Игроманы
Исходя из знаний полученных на уроках учащиеся отвечают на вопрос, перечисляя причины увлечения играми:
  • конечный результат-успех
  • на каком этапе можно изменить сценарий игры;
  • развитие стратегических навыков
  • возможность пройти различные уровни, рассчитывая на свои силы
  • борьба против “врагов” и победа над ними
Возможны другие варианты ответов учащихся на вопрос.
Коммуникация детей с различными точками зрения
  1. В классе учащиеся рассаживаются по тем группам, которые получились в результате опроса. Каждая группа доказывает свою точку зрения после обсуждения и выработки общего мнения – 3-5 мин.
  2. Выступление представителя от группы с результатом обсуждения, выработанной точкой зрения, обоснованием.
  3. Взаимная критика групп, необходимо познакомить учащихся с правилами ведения научных дебатов (критические замечания).
  4. Проанализировать тексты и представить схематично позиции и аргументы в защиту точки зрения автора.
Нужно ли играть в компьютерные игры?Выделенные причины:
  1. НЕЛЬЗЯ - ВРЕД ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ.
  2. МОЖНО- РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Работа в сформированных группах, выработка обоснованной защиты своей точки зрения.

Защита (презентация) своей точки зрения

Сведение в пары взаимоотрицающие суждения, подведение к работе с источниками.

Учащиеся получают документы. Чтение текста с вопросами:

  1. Какой позиции придерживается автор документа? (Каждый участник группы выявляет ту позицию, которую он выделил из текста)
  2. Как аргументирована точка зрения? (Каждый участник группы выявляет из текста, аргументы и оформляет их в виде схемы)
Вполне вероятно, что первоначально, исходя из ответов учащихся будут обсуждаться несколько другие варианты, чем прогнозируемые учителем для последующих дебатов, но это позволит втянуть учащихся в дискуссию, заинтересовать поднятым вопросом.

Возможно, на начальном этапе придется приостанавливать обсуждение, не давая перерасти в “базар”

Для расширения представления о других взглядах на обозначенную проблему учащимся в произвольном порядке выдаются тексты , т.о. они должны будут абстрагироваться от своей точки зрения и проанализировать предложенный текст.

Возможно сохранение ранее сформированных групп.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя:

Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой немало проблем. Относится это и к компьютерным играм - тем более, что ими в основном увлекаются дети и подростки.

С 80-х годов в средствах массовой информации появляется много сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Среди основных обвинений - зависимость, которая выражается в психопатологических симптомах: неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, оскудение эмоциональной сферы и т.д.

Проблемная тема нашего урока “Компьютерные игры: добро или зло?”, но это может быть и не окончательная формулировка проблемы, в результате работы в течение нашего урока над проблемной может осуществиться переосмысление обозначенной проблемной темы и ее уточнение.

Анализ анкет выявил, широкий веер причин увлечение компьютерными играми, но практически во всех работах отмечалась одна– интересно, увлекательно.

Вторая причина на которую обратили внимание учащиеся – хочется увидеть конечный результат: если проиграл , то что можно изменить при повторной игре.

Остальные причины были обозначены не всеми учащимися, но две из них объединив модно получить достаточно большой процент голосов, выяснить нюансы игры, победа в игре вселяет уверенность в себе, поражение- попробовать еще раз. А также выделилась группа, которая считает, что компьютерные игры приносят вред здоровью.

Исходя из полученных данных и ответов на вторую часть задания, подчеркнуть наиболее значимую причину по- мнению учащихся, получим две группы , условно их можно назвать: “Игроманы”, “Обыватели”.

  1. Инструктаж:

На нашем занятии сегодня каждая группа докажет точку зрения автора. Проанализировать тексты и представить схематично позицию и аргументы в защиту точки зрения автора. Учащиеся получают документы, при этом не учитывается, какую точку зрения защищал ученик, лучше дать противоположную. (Приложение №1, Приложение №2)

  • Для этого вам необходимо изучить представленный материал , объединив свои аргументы после обсуждения и выработки общего мнения, представить и доказать свою правоту. На обработку материала у вас 5 -10мин.

По окончании этого времени Выступление представителя от группы с результатом обсуждения, выработанной точкой зрения, обоснованием. Выступают по два человека: один знакомит с теоретической частью, другой фиксирует на доске. (5 мин.)

 

<Рисунок 1>, <Рисунок 2>

Оставшаяся группа внимательно слушает выступление и помечает у себя вопросы, которые, по их мнению, могут быть спорными, т.е. критические вопросы. По окончанию выступления групп – подготовка вопросов оппоненту (3 мин. На построение вопросов, два вопроса от группы любому оппоненту).

Знакомство учащихся с правилами ведения научных дебатов (критические замечания)

  • Внимательно выслушать вопрос
  • Отвечать точно на поставленный вопрос
  • Выслушать ответ до-конца, только после этого уточнять не освещенные моменты.
  • Не перебивать.
  • Обращаться к группе, а не к учащемуся, задающему в данный момент вопрос.

Взаимная критика групп (3-5 мин).

Фиксация вопросов не получивших опровержения. Если получиться- сведение в пары взаимоотрицающие суждения, подведение к работе с источниками.

  1. Заключительное слово учителя:

Опираясь на ограниченную источниковую базу, а опрос выявил, что при изучении темы пользовались двумя источниками: информация учителя, документы, вы включились в интереснейший процесс проблемного мышления, которое способно оспаривать любые устоявшиеся истины. Давайте расширим источниковую базу и познакомимся с мнениями по нашей теме других авторов.

  1. Д/З.

Взять материал приложений домой и попытаться выяснить с какой позиции автор придерживается (можно подсказать: позиция рекламного агенства, позиция врачей, может позиция конкурентов и т.д.)

  • Какой позиции придерживается автор документа? (каждый участник группы выявляет ту позицию, которую он выделил из текста)
  • Как аргументирована точка зрения? (каждый участник группы выявляет из текста, аргументы и оформляет их в виде схемы)

Надо сказать, что урок сложен по нескольким составляющим:

  1. поиск документов, очень много оценочных текстов и практически нет позиционных;
  2. на уроке вывести учащихся на принципиальную критику, а не орбитную;
  3. найти предмет противоречия, для этого необходимо самому учителю проиграть урок и для себя определиться с возможным вариантом, но четко предсказать результат урока не возможно;
  4. длительность урока по времени.

Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютерных игр. Однако самое смешное кроется в том, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно отрезать лимон, а можно и зарезать старушку. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются.

Безусловно, родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.

Литература:

  1. Ю.В.Громыко “Метопредмет: Проблема”, институт учебника “ПАЙДЕЙЯ”, 1998 г.
  2. Ю.В. Громыко “Мыследеятельностная педагогика”, ТЕХНОПРИНТ, 2000 г.
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru