Компьютерные игры. "Играть или не играть?"

Цель: познакомить учащихся с предметом “Проблема”.

Задачи: Начать формирование проблемного мышления, как одного из важнейших типов интеллектуальных технологий, которые будут необходимы в XXI веке. Познакомить с технологией выявления хорошо обоснованных логик, каждая их которых отрицает другую.

Оборудование: приложения (Приложение 1, Приложение 2), (тезисы из различных источников), доска.

Предварительная подготовка к уроку:

Последовательность заданий Прогноз деятельности детей Возможные варианты сценария
Первичная коммуникация:
  1. Блиц-опрос (анкета) состоит из трех вопросов:
  • “Играете ли Вы в компьютерные игры?”
  • “Какая причина наиболее значима с вашей точки зрения привлекает Вас в компьютерных играх? Почему?”
  • “Как Ваши родители относятся к тому, что Вы играете в компьютерные игры? Одобряют ли такое времяпровождение?”
  1. Обработка анкет, построение графика иллюстрирующего распределение голосов.

Исходя из полученных ответов формируются группы:

  • Обыватели
  • Игроманы
Исходя из знаний полученных на уроках учащиеся отвечают на вопрос, перечисляя причины увлечения играми:
  • конечный результат-успех
  • на каком этапе можно изменить сценарий игры;
  • развитие стратегических навыков
  • возможность пройти различные уровни, рассчитывая на свои силы
  • борьба против “врагов” и победа над ними
Возможны другие варианты ответов учащихся на вопрос.
Коммуникация детей с различными точками зрения
  1. В классе учащиеся рассаживаются по тем группам, которые получились в результате опроса. Каждая группа доказывает свою точку зрения после обсуждения и выработки общего мнения – 3-5 мин.
  2. Выступление представителя от группы с результатом обсуждения, выработанной точкой зрения, обоснованием.
  3. Взаимная критика групп, необходимо познакомить учащихся с правилами ведения научных дебатов (критические замечания).
  4. Проанализировать тексты и представить схематично позиции и аргументы в защиту точки зрения автора.
Нужно ли играть в компьютерные игры?Выделенные причины:
  1. НЕЛЬЗЯ - ВРЕД ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ.
  2. МОЖНО- РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Работа в сформированных группах, выработка обоснованной защиты своей точки зрения.

Защита (презентация) своей точки зрения

Сведение в пары взаимоотрицающие суждения, подведение к работе с источниками.

Учащиеся получают документы. Чтение текста с вопросами:

  1. Какой позиции придерживается автор документа? (Каждый участник группы выявляет ту позицию, которую он выделил из текста)
  2. Как аргументирована точка зрения? (Каждый участник группы выявляет из текста, аргументы и оформляет их в виде схемы)
Вполне вероятно, что первоначально, исходя из ответов учащихся будут обсуждаться несколько другие варианты, чем прогнозируемые учителем для последующих дебатов, но это позволит втянуть учащихся в дискуссию, заинтересовать поднятым вопросом.

Возможно, на начальном этапе придется приостанавливать обсуждение, не давая перерасти в “базар”

Для расширения представления о других взглядах на обозначенную проблему учащимся в произвольном порядке выдаются тексты , т.о. они должны будут абстрагироваться от своей точки зрения и проанализировать предложенный текст.

Возможно сохранение ранее сформированных групп.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя:

Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой немало проблем. Относится это и к компьютерным играм - тем более, что ими в основном увлекаются дети и подростки.

С 80-х годов в средствах массовой информации появляется много сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Среди основных обвинений - зависимость, которая выражается в психопатологических симптомах: неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, оскудение эмоциональной сферы и т.д.

Проблемная тема нашего урока “Компьютерные игры: добро или зло?”, но это может быть и не окончательная формулировка проблемы, в результате работы в течение нашего урока над проблемной может осуществиться переосмысление обозначенной проблемной темы и ее уточнение.

Анализ анкет выявил, широкий веер причин увлечение компьютерными играми, но практически во всех работах отмечалась одна– интересно, увлекательно.

Вторая причина на которую обратили внимание учащиеся – хочется увидеть конечный результат: если проиграл , то что можно изменить при повторной игре.

Остальные причины были обозначены не всеми учащимися, но две из них объединив модно получить достаточно большой процент голосов, выяснить нюансы игры, победа в игре вселяет уверенность в себе, поражение- попробовать еще раз. А также выделилась группа, которая считает, что компьютерные игры приносят вред здоровью.

Исходя из полученных данных и ответов на вторую часть задания, подчеркнуть наиболее значимую причину по- мнению учащихся, получим две группы , условно их можно назвать: “Игроманы”, “Обыватели”.

  1. Инструктаж:

На нашем занятии сегодня каждая группа докажет точку зрения автора. Проанализировать тексты и представить схематично позицию и аргументы в защиту точки зрения автора. Учащиеся получают документы, при этом не учитывается, какую точку зрения защищал ученик, лучше дать противоположную. (Приложение №1, Приложение №2)

  • Для этого вам необходимо изучить представленный материал , объединив свои аргументы после обсуждения и выработки общего мнения, представить и доказать свою правоту. На обработку материала у вас 5 -10мин.

По окончании этого времени Выступление представителя от группы с результатом обсуждения, выработанной точкой зрения, обоснованием. Выступают по два человека: один знакомит с теоретической частью, другой фиксирует на доске. (5 мин.)

 

<Рисунок 1>, <Рисунок 2>

Оставшаяся группа внимательно слушает выступление и помечает у себя вопросы, которые, по их мнению, могут быть спорными, т.е. критические вопросы. По окончанию выступления групп – подготовка вопросов оппоненту (3 мин. На построение вопросов, два вопроса от группы любому оппоненту).

Знакомство учащихся с правилами ведения научных дебатов (критические замечания)

  • Внимательно выслушать вопрос
  • Отвечать точно на поставленный вопрос
  • Выслушать ответ до-конца, только после этого уточнять не освещенные моменты.
  • Не перебивать.
  • Обращаться к группе, а не к учащемуся, задающему в данный момент вопрос.

Взаимная критика групп (3-5 мин).

Фиксация вопросов не получивших опровержения. Если получиться- сведение в пары взаимоотрицающие суждения, подведение к работе с источниками.

  1. Заключительное слово учителя:

Опираясь на ограниченную источниковую базу, а опрос выявил, что при изучении темы пользовались двумя источниками: информация учителя, документы, вы включились в интереснейший процесс проблемного мышления, которое способно оспаривать любые устоявшиеся истины. Давайте расширим источниковую базу и познакомимся с мнениями по нашей теме других авторов.

  1. Д/З.

Взять материал приложений домой и попытаться выяснить с какой позиции автор придерживается (можно подсказать: позиция рекламного агенства, позиция врачей, может позиция конкурентов и т.д.)

  • Какой позиции придерживается автор документа? (каждый участник группы выявляет ту позицию, которую он выделил из текста)
  • Как аргументирована точка зрения? (каждый участник группы выявляет из текста, аргументы и оформляет их в виде схемы)

Надо сказать, что урок сложен по нескольким составляющим:

  1. поиск документов, очень много оценочных текстов и практически нет позиционных;
  2. на уроке вывести учащихся на принципиальную критику, а не орбитную;
  3. найти предмет противоречия, для этого необходимо самому учителю проиграть урок и для себя определиться с возможным вариантом, но четко предсказать результат урока не возможно;
  4. длительность урока по времени.

Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютерных игр. Однако самое смешное кроется в том, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно отрезать лимон, а можно и зарезать старушку. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются.

Безусловно, родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.

Литература:

  1. Ю.В.Громыко “Метопредмет: Проблема”, институт учебника “ПАЙДЕЙЯ”, 1998 г.
  2. Ю.В. Громыко “Мыследеятельностная педагогика”, ТЕХНОПРИНТ, 2000 г.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок-проект по теме "Практическое применение прогрессии" :: Обобщающий урок в 10-м классе (профильный уровень) по теме "Приемы решения тригометрических уравнений" :: Учет и контроль знаний обучающихся по математике :: Программа кружковых занятий в 5–6-х классах. "Многогранники и тела вращения" :: Урок алгебры по теме "Системы неравенств с двумя переменными" :: Дом призраков ( Ghost House ), 2017 :: Гамаки / MOON TRADE / Детское подвесное кресло lime Модель 365 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Программа похудения в домашних условиях для девушек

Упражнения для похудения девушкам в домашних условиях Расшифровка анализов онлайн - мочи, крови, общий и биохимический. Что значат бактерии и включения в анализе...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как прокачать косые мышцы живота

Как накачать косые мышцы живота? Узнаем эффективные упражнения Наверное, нет такого человека, который бы не хотел иметь идеальную точеную фигуру. Для этого...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как убрать лишние сантиметры с талии и бедер в домашних условиях

Как убрать живот и бока быстро в домашних условиях? Как же хочется в любом возрасте выглядеть сногсшибательно! Но открытая одежда привлекает внимание к тем...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как похудеть в подбородке

Диета против второго подбородка. Специально для похудения лица! Красивой женщине нужен только один подбородок, а от остальных надо срочно избавляться. Причем...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD