Развитие элементарных географических представлений у дошкольников

Формирование образа мира – сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь. В процессе жизни человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа. Дошкольное детство является важнейшим периодом в жизни человека, поскольку именно в нем происходит зарождение и становление первичных представлений образа мира, благодаря познавательной активности ребёнка. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как характерные для дошкольника черты поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественные состояния ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутренне стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

В настоящее время, одним из наименее изученных и разработанных направлений познавательного развития дошкольников является формирование элементарных географических представлений детей.

Начиная работу по данной проблеме, в начале учебного года мы провели диагностику уровня знаний детей по разделу «формирование элементарных географических представлений дошкольников». Проанализировав полученные результаты, пришли к выводу, о необходимости интеграции задач по развитию географических представлений во все виды детской деятельности: специально организованные занятия, чтение, рассматривание, беседы, просмотр телепередач и диафильмов, наблюдения и экскурсии, все виды игр, кружковую работу, театрализованную деятельность.

В целях создания эффективной системы образовательно-воспитательной деятельности по обозначенной теме в учреждении была создана творческая микрогруппа, разработавшая перспективное и тематическое планирование, которое и представляется в данной работе.

Перспективное планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Раздел «Земной шар»

1.

Познакомить детей с моделью Земли – глобусом (показывают моря, реки).

Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом (показывают и сравнивают изображение суши и водного пространства).

Познакомить детей с картой ПМР (показывают г. Тирасполь, р. Днестр)

Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом (показывают северный и южный полюс, океаны, моря).

Познакомить с картой мира.
Продолжать знакомить с картой ПМР (показывают столицу ПМР – г.Тирасполь, населённые пункты: города, сёла).

Продолжать знакомить с моделью Земли – глобусом (показывают и сравнивают континенты, океаны, моря).

Продолжать знакомить с картой мира, знакомить с картами стран СНГ (Украины, России, Молдовы). Продолжать знакомить с картой ПМР (картами растительного и животного мира, полезных ископаемых).

Раздел «Природные явления»

2.

Знакомить с природными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака.

Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса.

Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса, туман, заморозок.

Продолжать знакомить с природными явлениями: снег, дождь, град, ветер, лёд, облака, капель, восход и заход солнца, радуга, гроза, иней, роса, туман, заморозок.

Раздел «Природно-климатические зоны»

3.

Познакомить детей с природной зоной – лес.

Познакомить детей с природными зонами – лес, степь, горы.

Знакомить с природными зонами:

  • севера – тундра,
  • юга – джунгли.

Знакомить с природными зонами:

  • севера (тундра, тайга);
  • средней полосы (лес, лесостепь, степь, горы);
  • юга (пустыни, тропики, субтропики, джунгли).

Раздел «Стихийные бедствия»

4.

Дать детям понятие о пожаре, как стихийном бедствии.

Дать детям понятие о пожаре, засухе и извержении вулкана, как стихийном бедствии

Познакомить детей с стихийными бедствиями: наводнение, землетрясение

Продолжать знакомить детей со стихийными бедствиями: наводнение, землетрясение, лесные пожары, оползни, смерчи, ураган.

Раздел «Виды ландшафта»

5.

Знакомить с различными видами ландшафта: равнины.

Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины.

Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины, овраг.

Продолжать знакомить с различными видами ландшафта: горы, равнины, овраг, плато.

Раздел «Природные богатства недр земли»

6.

Развивать представление детей о природных богатствах недр Земли: глина, песок.

Продолжать развивать представление детей о природных богатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк.

Продолжать развивать представление детей о природных богатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк, каменный уголь, нефть, газ.

Продолжать развивать представление детей о природных богатствах недр Земли: глина, песок, гравий, известняк, каменный уголь, нефть, газ, золото, железная руда, поваренная соль, минеральная вода.

Раздел «Страны и населяющие их народы»

7.

Рассказывать детям о людях разных национальностей, населяющих Приднестровье: русские, украинцы, молдаване.

Дать детям представления о людях разных национальностей, населяющих Приднестровье: русские, украинцы, молдаване.
Познакомить детей с народами близлежащих стран: России, Украины, Молдовы.

Продолжать знакомить детей с людьми разных национальностей, населяющих Приднестровье: русские, украинцы, молдаване и др.
Дать понятие о расах (белая, желтая, черная).

Закреплять знания детей о людях разных национальностей, населяющих Приднестровье. Познакомить детей с разными странами, в т.ч. странами СНГ.
Закреплять понятие о расах (белая, желтая, черная).
Познакомить с национальностями народов населяющих страны мира.

Раздел «Поселения людей»

6.

Познакомить детей с городом, как одним из видов поселения людей.

Дать детям представления о городе и селе, как видах поселения людей.

Продолжать знакомить детей с вилами поселения людей: городом, селом, деревней, посёлком.

Закреплять знания детей о видах поселения людей: город, село, деревня, посёлок, хутор.

Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников. II младшая группа

Раздел

Содержание образовательной деятельности

1.

«Земной шар».

Рассматривание глобуса.

Дидактическое упражнение «Назови и покажи» (вода – суша).

Рисование по шаблону «Глобус».

Лепка «Глобус».

Аппликация «Глобус».

2.

«Природные явления».

Наблюдения за природными явлениями: снег, дождь, ветер, лёд, облака.

Элементарные опыты «Таяние снега», «Замерзание воды».

3.

«Природно-климатические зоны».

Прогулки и экскурсии в лес.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Рисование «Лес».

4.

«Стихийные бедствия».

Дидактическая игра «Берегись пожара».

5.

«Виды ландшафта».

Равнины.

6.

«Природные богатства недр земли».

Создание коллекций природных ископаемых.

Опыты с песком и глиной.

7.

«Страны и населяющие их народы».

Знакомство с национальными костюмами:

  • украинским;
  • молдавским.

8.

«Поселения людей».

Рассматривание фотографий и иллюстраций г. Тирасполь.

Беседа «Мой город».

Экскурсии по улицам города.

Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников. Средняя группа.

Раздел

Содержание образовательной деятельности

1.

«Земной шар».

Дид. игра «Найди на глобусе то, что назову».

Дид. игра «Составь из частей».

Аппликация «Глобус».

Рассматривание иллюстраций (энциклопедия «Мир вокруг нас»).

Дид. упражнение «Найди город на карте».

Дид. упражнение «Обведи по контуру границу ПМР».

2.

«Природные явления».

Дид. игра «Почему так бывает».

Дид. игра «Загадки и отгадки».

Элементарные опыты:

  • «Цветные льдинки»
  • «Ледяные узоры»
  • «Снежные фигуры»
  • «Освобождение из плена»

3.

«Природно-климатические зоны».

ЗПЦ «Путешествие Незнайки» (лес, степи, горы).

Лото «Кто пришел».

4.

«Стихийные бедствия».

Создание макета действующего вулкана.

Дид. игра «Наводнение – засуха».

5.

«Виды ландшафта».

Прогулки и экскурсии в лес, к реке.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Дид. игра «Где спряталась матрешка».

Создание коллажа «На морском дне».

С/р ира «Моряки».

6.

«Природные богатства недр земли».

Создание коллекций природных ископаемых.

Опыты с песком:

  • песчаный конус
  • свойства рассеянного песка
  • свойства мокрого песка
  • своды и тоннели
  • песочные часы.

Создание коллекции «Удивительные камни».

Экскурсия в краеведческий музей.

7.

«Страны и населяющие их народы».

Дид. игра «Одень куклу в национальный костюм».

Дид. игра «Найди флаг».

Беседа «Наша республика и ее соседи».

Дид. игра «Найди на карте соседей».

Общение «Как мы дружим»

Рисование «Русские, украинцы, молдаване живут дружно».

8.

«Поселения людей».

Рассматривание иллюстраций, картин «Города и села Приднестровья».

Рисование «Улицы нашего города».

Аппликация «Село» (коллективная работа).

Дид. игра памятники нашего города».

Беседа «Труд людей в селе».

Общение «Чтобы я сделал, чтобы наш город стал красивее».

Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников. Старшая группа.

Раздел

Содержание образовательной деятельности

1.

«Земной шар».

ЗПЦ «Земля – наш дом».

ЗПЦ «Моя маленькая Родина – Приднестровье»

Коллективная работа, создание модели Земли (папье – маше).

Дид. игра «Подбери правильно».

Дид. упражнение «Найди на карте ПМР города и села».

2.

«Природные явления».

Опыты:

  • «Лед – твердая вода»
  • «Лед легче воды»
  • «Радуга»

Наблюдения за явлениями природы.

Схематическое изображение явлений природы в календаре погоды.

3.

«Природно-климатические зоны».

ЗПЦ «Кругосветное путешествие».

Сказка-путешествие «С севера – на юг».

Дид. игра «Кто где живет».

4.

«Стихийные бедствия».

Дид. игра Дид. игра по описанию».

Моделирование извержения вулкана.

5.

«Виды ландшафта».

Создание макета «Лес».

Дид. игра «Назови правильно»

С/р игра «Мы плывем по р. Днестр».

6.

«Природные богатства недр земли».

Создание коллекций природных ископаемых.

С/р игра «Золотоискатели».

Проблемно-поисковая ситуация «Найди и назови».

Экспериментирование «Выращиваем кристаллы» (из соли).

7.

«Страны и населяющие их народы».

Беседа «Кто живет в Приднестровье».

ЗПЦ «Такие разные люди на планете Земля».

8.

«Поселения людей».

ЗПЦ «Мы – горожане».

Игра – путешествие «Главная улица города».

Создание макета «Село».

Дид. игра «Где город – где село».

Дид. игра «Узнай поселение».

Тематическое планирование по проблеме развития элементарных географических представлений у дошкольников. Подготовительная группа.

Раздел

Содержание образовательной деятельности

1.

«Земной шар».

ЗПЦ «Мы любим нашу планету».

ЗПЦ «Планета Земля в опасности».

Коллективная работа, создание модели Земли (папье – маше).

Мини-викторина «Путешествие капитана Немо».

С/р. игра «Экскурсоводы».

Дид. упражнение «Найди на карте (ПМР, мира) то, что назову».

Аппликация «На льдине».

2.

«Природные явления».

Экспериментирование:

  • «Тонет – не тонет» (лед)
  • «Рассматривание снежинок под лупой»

Проблемная ситуация «Откуда появляется радуга».

Импровизация:

  • восход и заход солнца
  • гроза.

3.

«Природно-климатические зоны».

ЗПЦ «Сказка - путешествие капитана Немо».

Составление рассказа «Мое путешествие по Северу».

Коллективная работа «Охраняйте животных тайги».

Игра-путешествие «По пустыням и степям».

С/р. игра «Зов джунглей».

4.

«Стихийные бедствия».

Коллективная работа, создание плаката «Пожар в лесу».

Дид. игра «Что опасно для человека и живой природы».

КВН «Помоги себе сам».

5.

«Виды ландшафта».

Рисование «Холмы, овраги», «Кодры Приднестровья».

С/р. игра «Путешествие на батискафе».

Дид. игра «Экспедиция «Чистая река».

6.

«Природные богатства недр земли».

Создание коллекций природных ископаемых.

Экспериментирование:

  • свойства соли
  • каменного угля
  • известняка
  • глины
  • песка.

ЗПЦ «О пользе и вреде природного газа».

7.

«Страны и населяющие их народы».

ЗПЦ «Я живу в Приднестровье».

ЗПЦ «Путешествие по Молдове (Украине, Белоруссии)».

Рисование «Девочка в национальном костюме».

Рисование «Герб ПМР».

Беседы:

  • Жизнь детей разных стран».
  • Народы, населяющие Евразию.

Дид. игра «Мы едем в Молдову».

Игра-путешествие «Народы Американского континента».

С/р. игра «Карнавал в Африке».

8.

«Поселения людей».

ЗПЦ «Тирасполь – столица ПМР».

Беседы:

  • Жизнь людей на казачьем хуторе.
  • Первомайск – поселок городского типа.

Конструирование «Сельская и городская улицы».

Создание макета городской улицы.

Дид. игра «Разные дома».

Читать еще:


Новые материалы:

Обучение сочинению на литературную тему. 9-й класс :: Урок внеклассного чтения "Пою тебя, мой край родной!" :: Урок якутской литературы в 10-м классе "Кулаковский и Нострадамус — диалог через века" :: Что такое "ответственность" и как я её понимаю. (На материале романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс) :: Певец "страны березового ситца…" :: Бабушка лёгкого поведения, 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные кресла/Офисные стулья / Алвест / Стул компьютерный AV 215 PL ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Как правильно тренироваться на велотренажере чтобы похудеть

Велотренажер: как правильно заниматься, чтобы похудеть, программа тренировок для похудения Многие предпочитают худеть с помощью такого простого и приятного...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать внешний пучок бицепса

Взгляд, нацеленный вдаль Н Е М Е Ц К И Й Г И Г А Н Т, О С Е В Ш И Й В С Ш А, С Д Е Л А Л П Е Р Е Р Ы В В К А Р Ь Е Р Е. Н О О Н П Р О Д О Л Ж А Е Т Т Р Е Н И Р О В К И И Г О Т О В И Т С Я К Г Р О М К О М У В Ы Х О Д У Н А П О Д И У М О Л И М П И И...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD

Читать еще:


Новые материалы:

Решение задач по теме "Умножение чисел, оканчивающихся нулями" :: Урок русского языка "Что нам стоит дом построить!" с использованием мультимедийной презентации :: Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме "Римские цифры с использованием мультимедиа-технологии" :: Авторская программа "Оригами и геометрия" для учащихся 1–2-х классов :: Урок чтения во 2-м классе по теме "А.Милн «Винни-Пух». Песенки Винни-Пуха. Песня гномов" :: Кое-что на день рождения ( A Little Something for Your Birthday ), 2017 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / Lightstar / Подвесной светильник Punto 807063 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Кукурузная мука польза и вред для похудения

Кукурузная мука: польза и вред. Применение кукурузной муки Кукуруза является крупным однолетним злаком и считается одной из древнейших культур, освоенных...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Кофе для похудения на ночь

Можно ли кофе на диете Любители кофе, решившие похудеть, первым делом задаются вопросом: « Можно ли кофе на диете?». Ответ таков: « Можно, но не в большом...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD