"Трудные времена на Русской земле". Окружающий мир. 4-й класс

"Трудные времена на Русской земле". Окружающий мир. 4-й класс

Цели:

  • познакомить с героическими страницами истории нашей Родины;
  • воспитывать любовь к Отечеству.

Орг. момент.

Сегодня на уроке мы узнаем о том, какие страшные события произошли в нашей стране в 13 в.

Проверка домашнего задания (сл. 2-7)

Тест:

1. На Руси Кремлем называли:

  • сельский терем барина
  • укрепленный центр древнерусского города
  • Княжеский дворец.

2. Год Крещения Руси:

  • 987
  • 988
  • 1988

3. Вече - это

  • собрание всех горожан
  • город на Руси
  • Посадник

4. Летопись - это

  • запись важнейших событий
  • первая рукописная книга
  • Славянская Азбука

5. На Руси первые книги писали на

  • папирусе
  • бересте
  • Пергаменте

6. славянскую Азбуку создали

  • Ярослав Мудрый
  • Кирилл и Мефодий
  • Князь Юрий Долгорукий.

Знакомство с новой темой.

Киевская Русь испытывала на себе постоянные набеги кочевых племен. Самая страшная беда пришла на Русь с востока: у границ государства появились монголо - татарские племена.(сл.8)

Монголо - татары - это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, овец, коров, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переезжали с места на место в поисках новых пастбищ.

Найдя подходящее пастбище монголы устраивались рядом. Они сгружали с повозок тонкие жерди и, крепко связав, устанавливали их наподобие шалаша. Затем жерди покрывали войлоком. Получалось жилище - юрта.(сл.9) Внутри складывали очаг и разводили огонь. Дым выходил наружу через отверстие на самом верху юрты.

Лет за 20 до прихода Монголо - татар на Русь, произошло объединение многочисленных кочевых племен. Во главе встал предводитель (хан) Чингисхан.(сл.10) Имя его означает Океан - хан или Хан - великий, как океан. Чингисхан стремился захватить под пастбища новые земли завладеть богатствами соседних народов, покорив их самих.

Монголы были очень свирепыми и жестокими. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими народами и подавно враждовали.. они были сильны своей многочисленностью и военной организацией.

Рассмотрим рисунки русских и монгольских воинов.(сл. 11)

Поздней осенью 1237г. внук Чингизхана Батый (сл.12) привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество.(сл.13) У Рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимировскому и черниговскому князю за помощью, но те отказали ему. 5 дней держалась Рязань,(сл.14) на шестой - пала. Взяли монголы город и убили всех его жителей, не пожалев ни женщин, ни детей. Людей рассекали мечами, поражали стрелами, бросали в огонь.

Вслед за Рязанью Монголо - татары заняли Коломну, Москву и другие города. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города.

Маленький город Козельск враги штурмовали 7 недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. С тех пор монголы стали называть Козельск "злым городом".

В 1240 году был разрушен и разорен город Киев. Войско монголов было так огромно и так шумно, что киевляне не могли услышать друг друга. Всюду раздавался скрип телег, рев верблюдов и крики людей. Упорно защищали жители родной Киев, но итак инее смогли его отстоять: слишком неравны были силы. Киев был разграблен и разорен.

Почему же Русь покорилась татарам? Когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того, чтобы объединиться и действовать заодно, они продолжали соперничество.

Страшное опустошение и разорение принесли Русской земле полчища Батыя. На месте городов оставались развалины и пожарища. Теперь русские князья могли править только с разрешения ордынского хана. Они обязаны были ездить к нему на поклон, приносить богатые подарки. Жители Руси платили монголам дань. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги. У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника. Сборщиков дани называли баскаками. (сл.15)

Так Русь стала зависеть от орды. Эта зависимость продолжалась больше 200 лет. Столько потребовалось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.

Работа с книгой.(сл. 16) Прочитать текст на стр.59-60 и ответить на вопрос.

- Что такое Золотая Орда?

Итог урока:

Домашнее задание.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Как учить этих людей медитации? :: Разработан мозговой имплант, который улучшает память на 30% :: Олуша Найджел: полная история жизни :: Психология подарка: откровения калифорнийских социологов :: Роль диагностики в работе с младшими школьниками :: Большой, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Комоды / Неман / Комод Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD