Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)
Познание 21 век - все об образовании и школах

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цель урока:

Оборудование урока: таблица “Рукокрылые”, таблица “Скелет птерозавра”, “Скелет птицы”, кинофильм “Рукокрылые”.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Повторение материала, усвоенного на предыдущих уроках, о признаках класса Млекопитающие и подкласса Плацентарные.

(Предполагаемый ответ: признаки класса Млекопитающие: Наличие волосяного покрова,живорождение, вскармливание детенышей молоком, постоянная температура тела, наличие сальных и потовых желез. Признаки подкласса Плацентарные: наличие матки и плаценты, молочные железы оканчиваются сосками)..

II. Ввод в новую тему.

1. Рассказ учителя (Приложение 1) преследует цель реализации коллективного мышления.

Совместная расшифровка новых терминов: “рукокрылые”, “летучие мыши”

Учитель резюмирует: по внешности и способу передвижения эти зверьки резко отличаются от всех четвероногих млекопитающих и ставит перед учениками познавательную цель урока: при первом же взгляде на летучую мышь что приковывает наше внимание? Какие морфологические, анатомические, этологические особенности животных, объединенных в один отряд, дают нам основание называть их рукокрылые?

III. Изучение нового материала.

1. Основные признаки отряда рукокрылых.

Учитель обращает внимание детей на доску, где размещены таблицы “Рукокрылые” ,

Рис. 1 “Скелет птерозавра”

Рис. 2 Скелет птицы

Рис. 3 Летучая мышь

Летучие мыши хорошо приспособлены к полету, но строение крыла летучей мыши иное, чем у птиц. У птиц основная несущая плоскость – маховые перья, крепятся к костям предплечья. Тело летучих мышей поддерживается в воздухе движением больших кожистых крыльев, которые образованы летательными перепонками. Последние натянуты между длинными пальцами кисти, а затем идут от передних конечностей по бокам туловища до задних конечностей и далее до хвоста. Сколько же у летучей мыши пальцев на передних конечностях? Рис 3

- Пять. (Часто получаем неправильный ответ.) Недостаточно внимательные наблюдатели насчитывают здесь только четыре, а то и три пальца. Иногда от их внимания ускользает отдельно стоящий короткий и вооруженный когтем большой палец, которым летучие мыши пользуются при ползании и лазании, а еще неопытные наблюдатели принимают за один палец тесно сближенные между собой II и III пальцы, которые вместе составляют более прочную скелетную опору для переднего края крыла, встречающего при полете наиболее сильное сопротивление воздуха

Таким образом, II, III, IV, V пальцы растягивают перепонку крыла наподобие прутьев зонтика и подобно тем же прутьям складываются когда зверек не летает. Когда пальцы расходятся в стороны, летательная перепонка натягивается, и площадь крыла увеличивается, обуславливая машущий полет. У летучих мышей свободны от перепонки только задние конечности. Они вывернуты так, что колени обращены назад.

А если вспомнить строение кожистых крыльев у вымерших птерозавров, или летучих ящеров? Учитель обращается к рисунку №1

У них на пятипалой передней конечности последний палец (соответствующий нашему мизинцу) был чрезвычайно толст и по своей длине ровнялся длине всего тела вместе с хвостом. Этим огромным “мизинцем” поддерживалась кожистая перепонка, натянутая между передними и задними конечностями, она образовывала крылья, на которых летучие ящеры могли носиться по воздуху. У летучих мышей та же конструктивная задача получила более совершенное решение.

2. Далее учитель обращает внимание на то, что не смотря на принципиальное отличие крыла летучей мыши от крыла птицы и птерозавра. Можно отметить ряд сходных признаков, связанных с полетом птиц и рукокрылых. Особенности внутреннего скелета.

Приспособленность к полету выражается и в некоторых особенностях внутреннего скелета летучих мышей (рис. 1) Конечно, сильные и разнообразные движения крыльев возможны только при хорошо развитых ключицах , а с развитием сильных мышц, опускающих крылья при полете на грудине образовался киль, к которому они прикрепляются (вспомним скелет у птиц). На задних конечностях в связи с полетом образовались особые тонкие косточки – шпоры, поддерживающие часть межбедренной перепонки.

3. С целью закрепления знаний полученных на данном этапе урока проводится самостоятельная работа по составлению таблицы, в которой записаны признаки для сравнения.

Сходство приспособительных признаков к полету у рукокрылых и птиц

Признаки Рукокрылые Птицы
крылья + +
ключицы + +
киль + +
шпоры + +

Проверка заполнения таблицы. Запись вывода в тетрадь. Вывод: возникновение в процессе эволюции крыльев у пресмыкающихся, птиц, летучих мышей можно рассматривать как результат приспособлений к сходным условиям существования. Летательный аппарат и полет – первая особенность, отличающая рукокрылых.

  1. Учитель вновь обращает внимание детей на внешний облик летучих мышей. Что еще привлекает наше внимание?
  2. Просмотрите кинофильм “Рукокрылые”. Ответьте на вопросы: Какие признаки позволяют отнести летучих мышей к классу млекопитающих? В чем выражается приспособленность летучих мышей к полету? К сезонным изменениям природы? Как летучие мыши ориентируются в пространстве? Какую роль грают летучие мыши в природе? Каково их практическое значение?
  3. Ориентация в пространстве вторая важная особенность рукокрылых. Работа с текстом (Приложение №2). Задание для самостоятельной работы учащихся.
  4. В комнате натянули много нитей с привязанными к ним колокольчиками. Летучих мышей с заклеенными пластырем глазами выпустили в комнату. Летая по комнате, они ни разу не задели нитей, ни один колокольчик не зазвенел. Чем это можно объяснить?

  5. Враги шестиногих. Сообщение ученика о роли летучих в природе. (Приложение № 3)
  6. Полезная деятельность летучих мышей не всегда находит правильную оценку. В связи с ночным, скрытым образом жизни летучие мыши разделяют судьбу других полезных ночных животных жаб и сов. Сообщение ученика “Почему их считают оборотнями”. (Приложение № 4).
  7. Демонстрация слайдов. Виды летучих мышей в Кузбассе. Красная книга Кемеровской области. Занесен один вид.

Отряд: Рукокрылые
Семейство: Гладконосые
Вид: Ушан обыкновенный.
Статус: Категория III

Длина тела – 4,2 – 5,0 см. Уши очень большие, чем легко отличается от других летучих мышей. Высота уха равна 3,1 – 4,1 см. Вес зверька равен 6 – 12 г. В Кемеровской области встречается летом в долине р. Томи. Питается преимущественно насекомыми.

IV. Закрепление. Обобщающая беседа.

Какие особенности отличают летучих мышей от других млекопитающих?

V. В качестве домашнего задания.

Прочесть из книги И. Акимушкина “Тропою легенд” главу о летучих мышах “Месть фараона” (с. 173). (Приложение №5)

Литература

  1. Акимушкин, И.И. “Тропою легенд” (М. 1961)
  2. Дмитриев, Ю.Д. “Соседи по планете” (млекопитающие).- М.: Дет. лит., 1981. – 304 с., ил
  3. Мосияш, С.С. “ Летающие ночью”. – М.: Знание, 1985. – 160 с.
  4. Яхонтов, А.А. “Зоология для учителя”. Т. 2. М., Просвещение, 1970. – 424 с. с илл.
  5. Молис, С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с., ил.
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Автономная некоммерческая организация
средняя общеобразовательная школа "Познание - XXI век" в Новокосино.
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7. Тел. (916) 148-4547 .
E-mail: poznanie21@yandex.ru