Урок ИЗО в 3-м классе "Рождественские козули"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Урок ИЗО в 3-м классе "Рождественские козули"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цели и задачи: познакомить учащихся с русскими народными традициями, их символическим значением и местом в жизни наших предков; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории; развивать умения творчески стилизовать формы животного мира в декоративные; учить передавать в лепных изделиях объёмную форму, пропорции, соотношения; творчески и разнообразно применять приемы народной росписи; развивать творческие способности детей.

Оборудование: для учителя – таблицы, слайды, фотографии; для учащихся – соленое тесто, стеки, разнообразные колпачки и предметы для оттисков, ножницы, фольга, вода для склеивания деталей, набор цветных контуров для росписи по керамике, салфетка.

Музыкальный ряд: детские новогодние песни.

Ход урока

1. Организация класса.

Проверить, что ученики приготовили к уроку, объяснив, что готовность к уроку – это обязательное требование успешной работы.

Напомнить порядок работы и технику безопасности на уроке.

2. Вводная беседа.

Звучит музыкальный фрагмент новогодней песни….

– Сколько на елочке шариков цветных ,

Розовых пряников, шишек золотых…

Делать лепные фигурки из теста и дарить друг другу к Новому году и Рождеству –обычай древнейший.

На Руси издавна любимым подарком и лакомством для детей и взрослых был пряник. Редкой красотой отличались архангельские пряники – козули. Козули – так назывались когда-то расписные вкусные пряники, выходящие из заботливых женских рук.

(Показ слайдов с изображением пряников.)

Фигурки животных, людей и птиц лепили из сладкого теста. Простыми приёмами достигали мастерицы художественности образа. И сейчас по старой традиции, в Архангельске в канун Рождества пекут фигурные пряники в сахарной глазури. Этот обычай очень древний. Историки считают его отголоском языческих верований, когда человек просьбами и молитвами, заклинаниями пытался расположить к себе высшие силы, защитить себя и близких, свой домашний очаг от всяких напастей.

Ставя тесто, хозяйка читала молитвы, заговоры. Лепились чаще всего дикие или домашние животные, птицы в нарочито небрежной форме. Нет-нет да и попадались среди съедобной скульптуры такие вещицы, которые можно было есть только глазами. Пекли их из … соленого теста. Правда, в этом случае в Архангельской области их называли не козулями, а мукосольками.

Кто додумался до столь необычного и несъедобного дошедшего до наших дней рецепта – сказать трудно, но выпечки получаются на славу. Лучшего украшения к праздничному столу или сувенира трудно придумать.

3. Постановка художественной задачи и актуализация знаний учащихся.

– Мы сегодня с вами, используя знакомые приемы работы, солёным тестом будем лепить образ сказочной птицы.

– А что вы знаете о символах птицы в искусстве разных народов? (Ответы детей)

-Образ птицы занимает среди образов народной символики одно из ведущих мест. В народных традициях птица символизирует приход тепла, пробуждение, восход солнца. Петух на Руси всегда был верными часами, воплощением огня и оберегом от пожаров.

– Какие сказочные птицы вам известны? (Ответы детей)

– Верно, это Жар-птица, птица Феникс, Петушок Золотой гребешок…

В искусстве часто встречаются искусно вылепленные фигурки птиц и животных. Эти фигурки могут быть простыми или более сложными по форме, цвету и деталям, чем есть они в реальной жизни. В изобразительном искусстве есть такое понятие, как стилизация.

Стилизация – это декоративная обработка форм растительного и животного мира в декоративные.

В декоративном искусстве художник может по-разному стилизовать предмет. Он может изменить форму изображаемой птицы или выполнить её совсем другого цвета, чем в реальной жизни. Вы тоже придумайте свою такую птицу, которой до вас ещё никто не создавал.

4. Порядок выполнения работы:

– Определим общие пропорции. Любая птица состоит из головы, туловища, хвоста и крыльев.
– Вылепим туловище в виде чуть изогнутой колбаски.

– Головку птицы можно отделить от туловища легким нажимом крышки от гуаши или ложкой.

– Определить форму крыльев и хвоста. Отделить перья при помощи ножниц.

– Скрепить детали слегка смочив их водой

– Прилепить клюв, лапы, хохолок.

– Украсить птицу узорами, слегка отпечатав различные предметы с интересными рисунками.

– Дополнительно расписываем пряник контурными красками по керамике. Местами краску можно размазать пальчиком.

– Работу размещаем на фольге и убираем на сушку.

(См. Приложение 1)

5. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выполняют свою работу, проявляя фантазию и свои творческие способности.

6. Итог урока.

Выставка и анализ работ учащихся.

Все работы отличаются декоративностью и красочностью.

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru