Урок ИЗО в 3-м классе "Рождественские козули"

Цели и задачи: познакомить учащихся с русскими народными традициями, их символическим значением и местом в жизни наших предков; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории; развивать умения творчески стилизовать формы животного мира в декоративные; учить передавать в лепных изделиях объёмную форму, пропорции, соотношения; творчески и разнообразно применять приемы народной росписи; развивать творческие способности детей.

Оборудование: для учителя – таблицы, слайды, фотографии; для учащихся – соленое тесто, стеки, разнообразные колпачки и предметы для оттисков, ножницы, фольга, вода для склеивания деталей, набор цветных контуров для росписи по керамике, салфетка.

Музыкальный ряд: детские новогодние песни.

Ход урока

1. Организация класса.

Проверить, что ученики приготовили к уроку, объяснив, что готовность к уроку – это обязательное требование успешной работы.

Напомнить порядок работы и технику безопасности на уроке.

2. Вводная беседа.

Звучит музыкальный фрагмент новогодней песни….

– Сколько на елочке шариков цветных ,

Розовых пряников, шишек золотых…

Делать лепные фигурки из теста и дарить друг другу к Новому году и Рождеству –обычай древнейший.

На Руси издавна любимым подарком и лакомством для детей и взрослых был пряник. Редкой красотой отличались архангельские пряники – козули. Козули – так назывались когда-то расписные вкусные пряники, выходящие из заботливых женских рук.

(Показ слайдов с изображением пряников.)

Фигурки животных, людей и птиц лепили из сладкого теста. Простыми приёмами достигали мастерицы художественности образа. И сейчас по старой традиции, в Архангельске в канун Рождества пекут фигурные пряники в сахарной глазури. Этот обычай очень древний. Историки считают его отголоском языческих верований, когда человек просьбами и молитвами, заклинаниями пытался расположить к себе высшие силы, защитить себя и близких, свой домашний очаг от всяких напастей.

Ставя тесто, хозяйка читала молитвы, заговоры. Лепились чаще всего дикие или домашние животные, птицы в нарочито небрежной форме. Нет-нет да и попадались среди съедобной скульптуры такие вещицы, которые можно было есть только глазами. Пекли их из … соленого теста. Правда, в этом случае в Архангельской области их называли не козулями, а мукосольками.

Кто додумался до столь необычного и несъедобного дошедшего до наших дней рецепта – сказать трудно, но выпечки получаются на славу. Лучшего украшения к праздничному столу или сувенира трудно придумать.

3. Постановка художественной задачи и актуализация знаний учащихся.

– Мы сегодня с вами, используя знакомые приемы работы, солёным тестом будем лепить образ сказочной птицы.

– А что вы знаете о символах птицы в искусстве разных народов? (Ответы детей)

-Образ птицы занимает среди образов народной символики одно из ведущих мест. В народных традициях птица символизирует приход тепла, пробуждение, восход солнца. Петух на Руси всегда был верными часами, воплощением огня и оберегом от пожаров.

– Какие сказочные птицы вам известны? (Ответы детей)

– Верно, это Жар-птица, птица Феникс, Петушок Золотой гребешок…

В искусстве часто встречаются искусно вылепленные фигурки птиц и животных. Эти фигурки могут быть простыми или более сложными по форме, цвету и деталям, чем есть они в реальной жизни. В изобразительном искусстве есть такое понятие, как стилизация.

Стилизация – это декоративная обработка форм растительного и животного мира в декоративные.

В декоративном искусстве художник может по-разному стилизовать предмет. Он может изменить форму изображаемой птицы или выполнить её совсем другого цвета, чем в реальной жизни. Вы тоже придумайте свою такую птицу, которой до вас ещё никто не создавал.

4. Порядок выполнения работы:

– Определим общие пропорции. Любая птица состоит из головы, туловища, хвоста и крыльев.
– Вылепим туловище в виде чуть изогнутой колбаски.

– Головку птицы можно отделить от туловища легким нажимом крышки от гуаши или ложкой.

– Определить форму крыльев и хвоста. Отделить перья при помощи ножниц.

– Скрепить детали слегка смочив их водой

– Прилепить клюв, лапы, хохолок.

– Украсить птицу узорами, слегка отпечатав различные предметы с интересными рисунками.

– Дополнительно расписываем пряник контурными красками по керамике. Местами краску можно размазать пальчиком.

– Работу размещаем на фольге и убираем на сушку.

(См. Приложение 1)

5. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выполняют свою работу, проявляя фантазию и свои творческие способности.

6. Итог урока.

Выставка и анализ работ учащихся.

Все работы отличаются декоративностью и красочностью.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок грамоты "Слог и ударение". 1-й класс :: Урок русского языка УМК "Гармония". Правописание наречий (4-й класс) :: Урок русского языка по теме "Учимся писать слова с двумя корнями" :: Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Америка" :: Здоровый образ жизни :: Клаустрофобия ( Escape Room ), 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные кресла/Компьютерные кресла / Метта / Кресло компьютерное Samurai S-3 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD