Некоторые результаты исследований в профессиональном самоопределении старшеклассников
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Некоторые результаты исследований в профессиональном самоопределении старшеклассников

Найти свою дорогу,
Узнать свое место –
В этом все для человека,
Это для него значит
Сделаться самим собой.

Белинский В.Г.

Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.(1)

Концепция модернизации российского образования до 2010 года и ориентация школ на профессиональное самоопределение обучающихся определили цели и задачи на ближайшие годы многим средним учебным заведениям страны. Отдельные региональные управления образования находятся в режиме эксперимента, порой, по одному и тому же направлению. Но, к сожалению, узнать итоги этих экспериментов педагогам других регионов нет возможности. Каждый регион изобретает свой «велосипед», разрабатывая, порой, то, что уже сделано другими областями. А результат – «топтание» на месте педагогов непосредственно включенных в такую работу. Хочется поделиться положительными результатами работы c учителями, работающими по профессиональному самоопределению школьников и предостеречь их от возможных ошибок.

В г. Мичуринске Тамбовской области существуют разные подходы в организации и планировании профориентационной работы со старшеклассниками. И это во многом зависит от конкретных условий образовательных учреждений, поэтому говорить о каком-то единственно верном подходе сложно. Но хочется поделиться результатами работы в команде педагогов сетевой модели предпрофильной подготовки и профильного обучения, которая была создана в 2003-04 учебном году на базе школ № 18, 16, 8. Ресурсным центром стала средняя школа №18. Суть работы сетевой модели – использование учебных ресурсов трех школ по профессиональному самоопределению обучающихся. Учителя этих учебных заведений включились в создание элективных курсов для школьников по учебным предметам, что и определило основные направления предпрофильной подготовки. Главной задачей для учителей в создании элективных курсов стало: повышение заинтересованности подростков в изучении учебных предметов. Цель предпрофильной подготовки: расширение знаний учащихся о профессиях. Восьмиклассникам предлагалось выбирать в год по 2-3 элективных курса, девятиклассникам – по 4-6 курсов. Психологом разрабатывались анкеты, опросники, проводились мониторинги 2-3 раза в год. Одна из целей мониторингов по предпрофилю: изучение мотивации выбора элективных курсов обучающимися. На начало предпрофильной подготовки выбор элективных курсов учащимися зависел от:

  • ориентации на любимый предмет (50%);

  • интереса к будущей профессии (35%);

  • влияния родителей (20%);

  • отсутствие интереса к профессии (20%).

У 30% учащихся наблюдалось отсутствие интереса к учебным предметам.

Степень осведомленности о профессиях у подростков была низкая. Понятия «способности» и «качества личности» обучающимися путались. Школьники затруднялись отразить конкретную профессию с помощью понятий «способности» и «качества личности».

Предпрофильная подготовка дала свои результаты: обучающиеся открыли для себя новые грани в, казалось бы, уже известных учебных предметах, практически попробовали себя в различных видах творческой учебной деятельности и определили для себя интересующие области знаний. Если на начальном этапе создания сетевой модели большинство школьников выбирали элективные курсы по интересующему учебному предмету, то постепенно, с развитием и совершенствованием сетевой модели, для учащихся приоритетным направлением выбора курсов стала ориентация на будущую профессию.

На этапе зарождения предпрофильной подготовки обучающиеся выбирали элективные курсы, проходившие в стенах своей школы, со временем география посещения расширилась и учащихся привлекала не школа, а та область знаний, которая интересовала подростков.

Профилизация образования в школах дала возможность чаще обсуждать профессиональную направленность ребенка с родителями. По опросам восьмиклассников и девятиклассников 33% родителей принимают участие в профессиональном самоопределении своих детей. Возможно, подростки еще до конца не осознали роль родителей в ориентации школьников на выбор профессии. В то же время, по результатам опросов, 75% обучающихся получает основную информацию о будущей профессии от близких родственников.

Надо обозначить положительное значение диагностических методик по профессиональной ориентации. Да, конкретного выбора профессии они не гарантируют. Но, участвуя в диагностических обследованиях, знакомясь с результатами тестирований, школьники чаще задумываются о своем будущем профессиональном пути, повышается мотивация учебной деятельности. Таким образом, диагностические методики – это средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении.

По итогам посещения курсов обучающимися, инициативной группой педагогов был разработан портфолио, где учителя, ведущие элективные курсы, отражали результаты и достижения итоговой работы своих учеников. Оценивание прохождения курсов выражалось в баллах от 1 до 10, где учитывались посещаемость, участие в проектах, выполнение творческих заданий.

В профессиях на первых порах учащихся привлекали: заработная плата (58%), карьера (52%), престиж (43%). После года предпрофильной подготовки рейтинг привлекательности профессий изменился. Девятиклассники уже выделяли главное для себя в любой профессии: интерес, увлеченность, любовь к работе; квалифицированность; достойную оплату труда; знания о профессии; серьезное отношение к труду; хороший коллектив; умение общаться; условия работы. Престиж и карьера оказались на нижних ступенях этого рейтинга.

По мнению учащихся, им трудно правильно выбрать профессию по следующим причинам:

  • страшно ошибиться;

  • из-за многообразия профессий;

  • у большинства профессий маленькая зарплата;

  • у учащихся широкий спектр интересов;

  • трудно найти работу по выбранной специальности;

  • трудно получить соответствующее образование;

  • нет достаточных знаний о себе;

  • мало достойных профессий;

  • мало учебных заведений в городе.

Подростки считают, чтобы помочь им в профессиональном самоопределении, следует:

  • знакомить с различными профессиями;

  • сделать поступление в ВУЗы бесплатным;

  • дать возможность учащимся определиться самим;

  • помочь узнать себя.

Школьники посещали элективные курсы по интересам; учителя находили с обучающимися взаимопонимание, и, специфика работы педагогов удовлетворяла запросам учащихся. Старшеклассники стали серьезнее относиться к выбору профессии.

По окончании прохождения элективных курсов, учащимся предлагались опросники для выявления более интересных и востребованных курсов, а также наиболее творчески работающих учителей. Обучающиеся, заинтересованные элективными курсами, давали обдуманные предложения по доработке курсов: использовать больше упражнений с практической направленностью; улучшить содержание; на занятия выделять больше часов; использовать более сложные задания; улучшить оборудование; использовать экскурсии, фильмы и т.д. Результаты опросов помогали педагогам анализировать свою работу и корректировать ее перед проведением следующего курса. Совещания по результатам мониторингов стали неотъемлимой частью профессиональной деятельности педагогического коллектива сетевой модели и способствовали совершенствованию всей предпрофильной работы.

Через анкетирования, диагностику, классные часы, экскурсии, встречи с людьми интересных профессий, элективные курсы - учащиеся лучше узнавали о себе, сопоставляли свои возможности; расширяли знания о профессиях, анализировали свои способности и пробовали себя в разных областях знаний. Ежегодные ученические конференции, проводимые в конце учебного года, помогали будущим восьмиклассникам и девятиклассникам сетевой модели ориентироваться в огромном количестве элективных курсов.

Практика подсказывает:

  • по каждому учебному предмету в сетевой модели необходимо иметь минимум по 2-3 элективных курса;

  • стимулировать педагогов на ежегодное создание новых интересных курсов для учащихся;

  • в направленности курса придерживаться цели на заинтересованность подростков учебным предметом;

  • использовать новые методы и приемы;

  • включать в занятия выполнение творческих заданий, проектов (индивидуально и в группах) по предложенной или выбранной обучающимися тематике.

Таким образом, пройдя через определенное количество элективных курсов, подростки могли более осознанно выбрать профиль для дальнейшего обучения. С помощью опросников учащимся предлагалось выбирать интересующее их направление обучения с определенным набором учебных предметов, предназначенных для углубленного изучения, а также набор элективных курсов. По результатам опросов девятиклассников в сетевой модели средних школ №18, 16, 8 были созданы следующие профили: гуманитарный, филологический, естественно-научный, физико-математический, социально-экономический, информационно-технологический.

В 10-11 классах проведение мониторингов продолжилось, где отслеживались и мотивы выбора профиля обучения. Вот некоторые выводы по результатам опросов.

На выбор профиля учащимися влияет:

  • ориентация на будущую профессию (около 50%),

  • любимый предмет (около 20%),

  • родители (7 %) (см. Приложение № 1).

Сложно было определиться с выбором направленности обучения 16% подросткам. 35% школьников осознавали свой неправильный выбор профиля, т.е. зная свои предпочтения, сознательно выбирали другой профиль обучения (причины: желание обучаться в знакомом для себя коллективе или оставаться со своим классным руководителем). По опросам десятиклассников, 34% обучающихся соответствовали выбранному профилю обучения (их ориентация на профессию, учебное заведение, профильные предметы, которые потребуются для поступления в ВУЗ).

Для правильного выбора профиля десятиклассники рекомендовали девятиклассникам:

  • повышать уровень знаний по предметам, которые будут определять профиль обучения;

  • определиться с профессией;

  • придерживаться жизненных целей;

  • ориентироваться на экзамены в ВУЗ;

  • посоветоваться с родителями;

  • обратиться к психологу;

  • сдать профильные предметы.

В 2007 году состоялся первый выпуск учащихся, прошедших предпрофильную подготовку и профильное обучение. Результаты мониторингов показали верный путь в работе сетевой модели по предпрофильной подготовке и профильному обучению. Предпрофильная подготовка способствует осознанному выбору профиля обучения. Профиль обучения позволяет определиться с выбором учебного заведения подавляющемуся количеству выпускников. Даже те старшеклассники, у которых выбор профиля обучения не соответствовал их образу выбираемой профессии, по окончании школы выбирали для поступления факультет и учебное заведение, связанное с полученной профильной направленностью. Особенно ярко это отмечалось в классах физико-математического и естественно-научного профиля. (см. Приложение № 2).

Хочется отметить и один из психологических аспектов преимущества сетевой модели профессионального самоопределения для школьников. Это, прежде всего, социализация, т.е. лучшая адаптированность к постоянно меняющимся условиям и, существенное расширение коммуникативных навыков учащихся.

Подводя первые предварительные итоги работы по профессиональному самоопределению учащихся, надо обозначить и проблемы:

  • рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии, чаще, при выборе профиля обучения;

  • высокий уровень притязаний, не соответствующий способностям школьника (претендуя на определенный профиль);

  • творчество педагогов по разработке новых интересных курсов сдерживается отсутствием привлекательного материального стимулирования;

  • невостребовательность портфолио, на что затрачено много сил и времени учащимися и их учителями;

  • отсутствие преемственности между школой и учебным заведением;

  • вооружение педагогических работников новыми интересными, конкурентно-способными идеями, подходами в работе по профессиональному самоопределению учащихся.

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально - мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.(1) Этому и пытаются учить подростков педагоги сетевой модели профессионального самоопределения г. Мичуринска.

Литература.

1. Митина Л.М. «Психологическое сопровождение выбора профессий», М., психолого-социальный институт, изд. «Филинта», 2003.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
"Тамерлан и его проклятие"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

"Тамерлан и его проклятие"

Вступительное слово.

В 1911 году А. М. Горький написал романтическое произведение. Оно вошло в цикл «Сказки об Италии» и называется «Слава матери». Есть в этом произведении строки: «Здесь пойдёт речь о железном Тимуре-Ленге, хромом барсе, о Сахиб-и-Кирани – счастливом завоевателе, о Тамерлане, как назвали его неверные, о человеке, который хотел разрушить весь мир».

1-й ученик:   «Он был высокого роста, хромой на правую ногу, с глазами, похожими на огонь свечи, но без блеска, с могучим голосом. Он не боялся смерти, был крепок в мысли и бесстрашен, как твёрдая скала. Он не был мрачен в несчастье и не был весел в случае успеха», – так писал современник о человеке, прозванном Тимур-Ленг-Железный Хромец. В устах европейцев его имя звучало как Тамерлан, приводя в трепет правителей Востока и Запада.

2-й ученик: О нём услышали, когда разгорелась борьба за наследство в государстве Чагатая, сына Чингис-Хана, владение которого объединяли земли Средней Азии и Семиречья. К середине XIV века в стране не оказалось потомков Чагатая по мужской линии. Последний хан погиб в борьбе со своими вассалами. Среди победителей силой и богатством выделялся правитель города Самарканда – Эмир Хусейн.

Но вскоре у него появился соперник. Им был вождь монголо-тюркского рода, обитавшего на землях по течению реки Кашка-Дарья. Звали его Тимур.

Хусейн и Тимур решили объединить свои силы и стали вместе нападать на соседей: грабить, уводить в плен жителей, присоединять чужие владения к своим. Тогда-то, в одном из набегов, Тимур и был тяжело ранен в ногу, охромев на всю жизнь.

Дружба Тимура и Хусейна была недолгой. В 1370 году в городе Балхе Тимур взял в плен Хусейна и казнил его, присвоив себе титул эмира. Не имея прав на ханский престол, Тимур, тем не менее, распоряжался им. Он сажал на царство слабых, безвольных и послушных ему отпрысков рода Чагатая, умело используя их в своих интересах. Интересы же Тимура заключались в создании собственного государства, обширного, сильного и богатого.

3-й ученик: Одной из первых завоёванных Тимуром территорий были земли Хорезма. Пять раз он вторгался в этот богатый край, предавая всё огню и мечту. Город Ургенч, оказавший ему сопротивление, он приказал не только разрушить до основания, но и вспахать и засеять землю, на которой он стоял.

В 1392 году Тимур пришёл в Закавказье, покорил Армению, Азербайджан, Грузию. На реке Терек он разбил войска Хана Золотой Орды Тохтамыша. Преследуя его, Тимур через степи дошёл до города Ельца и разорил его. Потом повернул на юг, в Крым, где разграбил ряд городов. Затем двинулся на Восток, к берегам Волги, подойдя к столице Золотой Орды – Сараю, который, по словам арабского путешественника и писателя XIV века Ибн-Баттута, был одним из прекраснейших городов этого времени. После нашествия Тимура от Сарая остались руины, а жители были истреблены или уведены в плен.

Трижды войска Тимура отправлялись завоёвывать Иран, присоединяя его земли к владениям Железного Хромца. Потом он повёл их в Индию, где разграбил Дели и дошёл до устья Ганга. На родину Тимур вернулся обременённый огромной добычей, несметными сокровищами, и немедленно стал готовиться к новому походу – во владения египетского султана, у которого отвоевал часть Сирии. Потом он воевал с турецким султаном Баязетом, взял и разрушил богатые торговые города Дамаск и Багдад. Наконец, в битве при Ангаре в 1402 году (ныне Анкара) разбил войска Баязета, а самого взял в плен.

В начале 1405 года он стал готовиться к походу в Китай. Он хотел царствовать над всем миром. Китай от вторжения войск Тимура спасла лишь его смерть.

Карта. Учащийся показывает на карте территории, захваченные Тамерланом.

1-й ученик:   Этот жестокий, мстительный, хитрый человек, бесстрашный воин и талантливый полководец мечтал превратить столицу своего государства Самарканд в самый прекрасный город мира. По его приказу из всех завоёванных земель в Самарканд собирали мастеров. Большинство из них были пленниками. Они перестраивали город по желанию Тимура, возводили дворцы, разбивали сады и цветники, прокладывали широкие улицы и каналы. Соборная мечеть города, названная Биби-ханум, была чудом света, а мавзолей, выстроенный Тимуром для самого себя, являлся образцом для подражания на протяжении веков.

Для обустройства городов, содержания войск и поощрения приближённых нужны были деньги, много денег. И Тимур нашёл способ их получить: он установил контроль над караванными путями, проходившими с Востока на Запад, через завоёванные им земли Ирана, Передней Азии и Закавказья. Он бдительно следил, чтобы караваны ни в коем случае не выбирали более северные пути, для чего безжалостно разрушал стоявшие на этих путях торговые города, уничтожал их население. 

Демонстрация иллюстраций с фотографии Биби-ханум в Самарканде, Мавзолея Гур-Эмир.

4-й ученик: Человеческая жизнь в глазах Тимура не имела никакой ценности. После каждого сражения его войны обязаны были приносить командирам несколько десятков отрубленных голов, получая за это вознаграждение.

Взяв крепость Себзевар в Иране, Тимур приказал возвести башню, замуровав в её стены 2000 человек. Людей связывали верёвками и складывали друг на друга, подобно штабелям дров, перекладывая кирпичом и глиной. А в землях Систана и Кандагара (ныне Афганистан) он приказал строить башни только из голов пленных. В окрестностях Дели Тимур приказал обезглавить 100 тысяч мирных жителей – на всякий случай, просто так. При виде этого современник записал: «Сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты, а тела их стали пищей для диких зверей и птиц».

Тимур, не ведающий жалости и сострадания к своим жертвам, не умевший читать и писать, любил слушать стихи, неплохо знал историю, с уважением относился к учёным людям, приглашал их к своему двору. Он заботился, чтобы его дети и внуки получили хорошее образование.

Учитель: Вот таким был Тимур-Ленг, мечтающий завоевать мир, живший с 1331 по 1405 год. Прошло 600 лет, как не стало Тамерлана. К его гробнице Гур-Эмир в Самарканде водят экскурсии, показывают гиды красоту дворцов, которые не разрушились за столько лет, но никому не говорят, что гробница вскрывалась ради научных целей. Только недавно были обнародованы материалы, касающиеся этой экспедиции.

По приказу Сталина в 1941 году группа учёных вылетела в Самарканд, провела подготовительные работы и начала действовать. В группу были включены Айни – узбекский учёный, Малик Каюмов – кинооператор. Наняты были рабочие из местных. Предполагалось поднять останки Тимуридов и отправить в Москву в антропологическую лабораторию к Герасимову (это уникальный учёный, который по черепу восстанавливал облик его владельца). Первыми были обнаружены останки сына Тимура и внука Улугбека. Третьим был гроб с останками самого Тимура. Гроб был из арчи или карагача, закрыт сверху почти трёхтонной каменной плитой, на которой арабской вязью были начертаны письмена («Не беспокойте прах мой»). Подготовлена лебёдка. С волнением приступили к делу. И вдруг достаточно крепкая, хорошо подготовленная лебёдка разрушилась, и мгновенно погас свет. Малик Каюмов вышел в соседний зал. Там было светло, и сидели три старика-аксакала. Они читали книгу. Обратились к Каюмову, чтобы он их послушал.

Один из стариков начал читать: «Это было предостережение: вскрытие могилы приведёт к большому несчастью – начнётся долгая и изнурительная война, которая унесёт миллионы человеческих жизней». Каюмов вспоминает: «Волосы зашевелились на голове, мной овладел какой-то мистический страх». Тут в зал вошёл Айни. Услышал то, что читали старики, рассердился и велел прогнать их. Опомнившийся Каюмов бросился за старцами, но их уже нигде не было, будто растворились.

Работы продолжались. Плиту сдвинули, вскрыли гроб, осмотрели останки: коленная чашечка правой ноги разрушена. Значит, точно они проникли в гробницу Тамерлана. Это было 21 июня 1941 года. Все кости зарегистрировали, описали и самолётом отправили в Москву. Поздно ночью обсуждали увиденное, услышанное и крутили ручку радиоприёмника. Вещание шло на разных языках. Один из учёных-исследователей владел английским. Велел прекратить ловить другие волны. Его что-то заинтересовало, стал вслушиваться и на глазах присутствующих начал бледнеть. Шло сообщение, что гитлеровские войска пересекли границу Советского Союза. Тут же позвонили в Ташкент Юсупову – первому секретарю компартии Узбекистана. Тот испугался и отказался сообщать Сталину о предсказании. Каюмов ушёл на фронт оператором. Искал возможность встретится с кем-нибудь из крупных военноначальников, вхожих к Сталину. Долго пришлось ждать. За это время в Москве в антропологической лаборатории закончились работы над восстановлением облика Тамерлана.

Однажды, уже в 1942 году в декабре, Каюмову стало известно, что в штаб их фронта прилетел Жуков, и он сделал всё, чтобы встретиться с военноначальником. Жуков принял Каюмова, выслушал его и тут же доложил обо всём Сталину. Сталин всегда верил в сверхъестественные силы. (Сейчас уже известно, что в 1941 году накануне битвы под Москвой по приказу Иосифа Виссарионовича в самолёт была доставлена чудотворная икона. И этот самолёт облетел линию фронта. На борту был молящийся священник.)

Он приказал останки тимуридов погрузить в самолёт, велел с ними облететь линию фронта и отправить останки в Самарканд. Всё было сделано. Тамерлана вернули в погребальницу 18 декабря 1942 года, а 20 декабря под Сталинградом советские войска одержали победу, взяв в плен 60-тысячную армию Паульса. Мистика?! Но это так.

Ведь не случайно при рождении Александра Македонского и при рождении Тимура звёзды выстраивались одинаково. Случайно ли, как только собирали янтарную комнату, несчастье посещало страну, где она была: это либо война, либо смерть руководителя страны. Почему режиссёров, ставящих спектакли или фильмы на мистические сюжеты и актёров, снимающихся или играющих в них, преследуют несчастья и смерти? Ответа на эти вопросы пока нет. Может быть, когда-нибудь они будут.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru