Конспект урока литературы в 6-м классе по теме "Быть или не быть?...Вот в чем вопрос..." по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок"

Цели урока:

  1. Способствовать полноценному восприятию произведения и творчества А. П. Платонова.
  2. Дать понятие “жанр в жанре”.
  3. Развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, через осмысление своего отношения к герою.
  4. Формировать и развивать коммуникативные умения и навыки, развивать творческие способности школьников.
  5. Формировать конкретные художественные образы с помощью средств изобразительного искусства и литературного анализа произведения.
  6. Организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера.

Оборудование урока:

  • рисунки детей
  • таблички с литер. терминами («эпитет», «сказка», «быль», «жанр в жанре»)
  • сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок» ; портрет А.П. Платонова
  • аудиофрагмент «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
  • репродукции картин известных художников: Эмиля Нольде «Красные маки», Фёдора Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», Винсент Ван Гога «Подсолнечники»

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о том, что произведения Пушкина крепкой нитью связывают читателей всех поколений с богатством русской речи. На уроках русского языка и литературы мы с вами учимся правильно и бережно обращаться со словом. Искусство слова – великая тайна, которую мы стремимся познавать. И на это порой уходит вся жизнь. Искусство увековечивает всё, к чему «прикасается». Можем ли мы с вами пользоваться тем, что для нас «сохранило» искусство? Можем ли мы сами что-то создать и сделать это вечным? Как оставить память о себе? Многих людей во все времена волновал вопрос:

Проблемный вопрос: «быть или не быть?»

Мы начнём наш урок со знакомства с шедеврами мировой культуры, которые хранятся в разных музеях мира. Тема первой выставки «Известные» цветы». Мы увидим с вами образы, которые обрели известность и вечность благодаря изобразительному искусству. Во время экскурсии прошу вас, ребята, быть внимательными. Для того чтобы понять, какое впечатление на вас произведут художественные образы, попрошу записывать в таблицу художественные определения (ЭПИТЕТЫ), которыми вы охарактеризуете увиденные «известные» цветы.

Индивидуальная работа (с последующим обобщением) (подготовительная работа к восприятию художественного текста)

На экране появляются репродукции картин великих художников, фоном звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Вальс цветов». Учитель объявляет имена художников, названия картин, технику их исполнения и место хранения (музеи).

«Известные» цветы»

Определения (эпитеты)

«Красные маки» Эмиль Нольде

Яркие, красные, красочные, прекрасные, живые, горячие <…>

«Букет цветов, бабочка и птичка» Фёдор Толстой

Нежные, тонкие, хрупкие, красивые, царственные <…>

«Подсолнечники» Винсент Ван Гог

Сочные, яркие, крепкие, осенние <…>

(Эпитеты зачитываются учащимися и «фиксируются» на доске).

- Каким средством пользовались творцы живописи? (кистью и красками)

- Мы с вами увиденные образы охарактеризовали с помощью...(эпитетов – художественных определений)

- Нашу экскурсию продолжает выставка иллюстраций «Мой цветок». Ребята нашего класса попытались запечатлеть образ цветка таким, каким его представили в своём воображении. Вновь записывайте в таблицу художественные определения (ЭПИТЕТЫ), которыми вы охарактеризуете увиденный «Мой цветок».

Репродукции картин известных художников сменяются иллюстрациями учащихся, которые ребята сделали дома по заданию учителя.

«Мой цветок»

Определения (эпитеты)

«Цветик - семицветик» Алёна Захарова

Сказочный, весёлый, счастливый <…>

«Аленький цветочек» Влада Самолова

Радостный, красивый, добрый <…>

«Подсолнух и бабочка» Юля Кожевникова

Удивлённый, тёплый, солнечный <…>

«Душевная ромашка» Настя Чукомина

Загадочная, скромная, душевная <…>

(Эпитеты зачитываются учащимися и «фиксируются» на доске).

- Вы заметили какую-то особенности при подборе эпитетов к образам цветов на обеих выставках? (на первой выставке эпитеты характеризуют КРАСОТУ цветов, а на второй выставке эпитеты помогают понять НАСТРОЕНИЕ цветов)

- Что именно помогло вам определить настроение цветов? (у этих цветов нарисованы лица)

- Ребята, удивительная вещь получается: мы имеем возможность увидеть цветы, которые возможно росли 100-200-300 лет назад. Благодаря чему? (благодаря великому искусству живописи, которое будет жить во все времена)

Работа с художественным текстом.

- «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре…»

- Ребята, как вы думаете, что сейчас будет происходить? (мы будем читать и слушать)

- Правильно. Мы сейчас будем познавать с вами тайну другого искусства, искусства слова. Основная наша задача на уроках литературы – работа с художественным словом, как с великой тайной познания мира.

- Нам сегодня предстоит познакомиться ещё с одним цветком…. «Неизвестным...» Увековечил память о нём А. Платонов, русский писатель, которого смело можно назвать настоящим философом. Вы знаете, кто такой философ?

Запись на доске: «Философ – это храбрый человек, который додумывает до конца то, что у нас только мелькает в голове» (Пантелеймон Романов).

Для того, чтобы понять, о чём думает писатель, мы сами должны стать философами. И мы постараемся раскрыть великую тайну ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА. Именно СЛОВО поможет нам узнать, что за цветок жил однажды на земле…. Будем читать вдумчиво, осознанно.

Чтение произведения (первичное; аналитическое)

(Перед чтением класс произвольно делится на группы, каждая из которых получает задание).

Работа в группах (в процессе чтения группы выполняют полученные задания)

1 группа – «Литературоведы» - отмечают элементы «сказки» и «были»; находят элементы композиции (завязка, кульминация, развязка);

2 группа – «Художники - эпитеты» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);

3 группа «Художники – деятели» - находят в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» жизнь цветка (глаголы, глагольные сочетания)

4 группа «Живописцы» - находят в тексте слова и предложения, помогающие «нарисовать» окружающую цветок действительность (пустырь)

Работа с текстом.

- Перед нами сегодня интересное произведение: сказка-быль.

Работа с термином.

Подберите все возможные ассоциации и однокоренные слова к словам сказка и быль. (Сказка - сказочник, сказочный; быль - было, былое, былина; сказка - волшебство, чудеса; быль - реальность, правда).

- Что даёт сочетание этих слов? (Сочетание этих слов показывает то, что в произведении сказочные события переплетаются с реальными).

- О чём поведает нам сказка? (…)

- О чём расскажет быль? (…)

- С какой целью автор объединил несовместимые жанры? (В таком сочетании кроется тайна, которая поможет понять главную мысль произведения).

- Присмотримся к композиции произведения. Найдите завязку, развитие сюжета, развязку (группа «Литературоведы» (…)) Какое идёт развитие событий? (последовательное)

- Что мы с вами видим в таком развитии сюжета? (жизнь цветка с её начала до конца) (на доске появляется схема композиции сказки-были)

- Давайте посмотрим, КАК автор это показывает в тексте (группа «Художники – деятели»: «Он рос один на пустыре...», «Нечем ему было питаться в камне и глине...», «Он поднимал листья против ветра... он всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям...», «он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»… <…>)

- Какое слово настойчиво повторяет автор? (слово жизнь запись на доске)

- Где, на ваш взгляд, можно определить кульминационный момент жизни цветка? (некоторые ребята определяют тот фрагмент, где идёт описание «настоящего цветка», который «светился живым мерцающим огнём»; другие учащиеся отмечают центром событий разговор Даши с цветком, ведь именно здесь мы слышим, что цветок живёт «оттого, что мне трудно» (запись на доске).

- И не просто выживает цветок, а становится сильным, красивым и непохожим на других: «А отчего ты на других непохожий?»- спрашивает Даша у нашего героя (группа «Художники-эпитеты»: у него нет имени, ему трудно выжить на «мёртвой глине», «одна жилка была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «…мученье его обозначалось в листьях разными цветами…», «он…был слепой…», «стал настоящим цветком», «венчик…простого светлого цвета, ясного и сильного…», <…>, «маленький цветок- труженик» запись на доске).

- Откуда доносился «голос маленькой неизвестной жизни»? (с пустыря)

- Найдите его описание (группа «Живописцы»: «на пустыре трава не росла, а лежали одни старые камни, и меж ними…сухая мёртвая глина», «пустырь был … голый» запись на доске <…>)

- Что помогает нам понять описание пустыря? (насколько трудно было выживать маленькому неизвестному цветку)

- А теперь скажите мне, ребята, быть или не быть цветку на земле? (быть, потому что он боролся за жизнь и благодаря великому желанию жить, выстоял и стал прекрасным сильным цветком)

- Спасибо, ребята, за то, что помогли приоткрыть дверь в великую тайну слова.

Домашнее задание (выборочно):

  • письменно ответить на вопрос: «быть или не быть?»
  • ответить на вопрос «Стоит ли жить так, как жил «неизвестный цветок»?»

Итог урока подводится по аналитической работе учащихся в группах + оценка работы в течение всего урока. Творческие работы (предварительные) оцениваются отдельно.

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе "Буква на месте звука, которого нет" :: Открытый урок по математике в 4-м классе специальной коррекционной школе VIII вида "Арифметические действия" :: Урок-игра "Знатоки" в 1-м классе :: Комплексная проверочная работа за 4-й класс :: Рабочая программа по предмету "Русский язык", созданная на основе авторской программы образовательной системы "Школа России". 4-й класс :: Лига справедливости: Часть 2 ( Justice League Part Two ) :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Интеди / Шкаф четырехдверный Интеди ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Стойка на локтях для пресса сколько стоять поможет убрать висящий живот

Как делать планку? Большинство упражнений на пресс являются динамическими, то есть подразумевающими движение по определенной траектории. Однако основная задача...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как бороться с чувством голода при похудении

Как бороться с голодом на диете Что делать, когда дневная норма калорий на исходе, а есть все равно нестерпимо хочется. Вопрос «что делать с голодом?» Борьба с...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD