Использование метода проекта в работе с младшими школьниками
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Использование метода проекта в работе с младшими школьниками

Описание проекта

Тема проекта: Мы и наше здоровье.

Творческое название проекта: Волшебные пузырьки или горькая правда о сладком лимонаде.

Предметы: Проект можно использовать при проведении уроков: ОБЖ, окружающий мир, во внеклассной работе с учащимися.

Возраст участников проекта: учащиеся начальной школы.

По продолжительности – 10 часов.

Аннотация:

“Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы”.

К.Д.Ушинский.

Познание начинается с удивления… Каждый раз все более убеждаюсь в этой древней мудрости. Вот группа моих учеников перебегает от одной парты к другой. Радостно зовут посмотреть на очищенные от ржавчины гвозди, на чудесное превращение кусочка сырого мяса в мелкие частички коричневого порошка.

“Никак не могу понять, что случилось со скорлупой яйца. Куда она исчезла? А что происходит с моим желудком?” В этих словах чувствуется не поверхностное любопытство, а очень глубокий внутренний вопрос.

“Мы больше не будем пить газировку, потому что она очень вредная!” – говорят в один голос дети. Источником их знаний и убеждений явилось реальное бытие, в котором сосредоточено больше истины, чем в различных учебниках.

Дети очень часто слышат противоречивые мнения о пользе сладких газированных напитков. Взрослым хорошо знакома информация о волне “газированных” скандалов, прокатившихся по всему миру. Но при этом взрослые продолжают употреблять газировку и покупают ее своим детям.

Наш проект познакомит Вас со множеством забавных мифов о лимонаде, поможет узнать много интересного и полезного. Вместе с нами Вы проведете ряд исследований и опытов. Ну, а потом решайте, стоит или нет Вам употреблять сладкие газированные напитки.

Цели проекта:

  • Научить самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Сформировать компетентности в сфере самостоятельной и познавательной деятельности.
  • Сформировать потребность к сохранению своего здоровья.
  • Сформировать навыки работы в команде.

Методические задачи проекта:

  • Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания; еда должна быть не только вкусной, но и полезной
  • Использовать Power –point, Publisher, Excel и Word для оформления результатов исследования.
  • Научить кратко излагать свои мысли.

Воспитательные задачи проекта:

  • научить детей относиться к своему здоровью как к ценности;
  • развить умение работать в коллективе единомышленников.

Что ждет участников проекта?

Исследовательская работа, выполнение творческих заданий по выбранному предмету, создание собственных публикаций и презентаций, интересные опыты и фантастические мифы

Сроки проведения проекта: 10 часов

Эта работа не должна ограничиться рамками школьных занятий, а предполагает также и внеурочное время.

Используемые печатные источники:

  • Белоусов Р.С., Докучаев Д.С. Я познаю мир: дет. Энциклопедия: Безопасность жизнедеятельности. М: ООО “Издательство АСТ”, Олимп, 2000. – 496 с.
  • Белоусов Р.С., Докучаев Д.С. Я познаю мир: дет. Энциклопедия: Медицина. М: ООО “Издательство АСТ”, Олимп, 2000. – 256 с.
  • Бухова Т. Первые вопросы и ответы по питанию: Энциклопедия для детей. – М.: “Кристина и К”, 1994. – 47 с.
  • Большая медицинская энциклопедия. – М: “ТЦ СФЕРА”, 2004. – 560 с.
  • Савенков А.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников – 2-е изд., испр. - Самара: “Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2007. – 32 с.: ил.

Материалы: для проведения опытов: разные сладкие газированные напитки, сырое яйцо, ржавые гвозди, кусочек сырого мяса, электрочайник, посуда.

Оборудование:

  • CD-проигрыватель;
  • Компьютер(ы);
  • Принтер;
  • Сканер;
  • Проекционная система;
  • DVD-проигрыватель;
  • Фотоаппарат.

Программное обеспечение: пакет Microsoft Office.

Основополагающий вопрос: Как быть здоровым?

Проблемно-тематический вопрос: Всегда ли вкусная пища может быть полезной для здоровья?

Темы самостоятельных исследований учащихся:

  • Какие напитки любят одноклассники?
  • Можно ли газировкой отчистить ржавые гвозди?
  • Можно ли сладким лимонадом отчистить чайник от кальциевого нароста?
  • Растворяет ли шипучка сырое мясо?
  • Как влияет газировка на эмаль зубов?

Вопросы учебной темы:

  • Мы и наше здоровье;
  • Наше питание;
  • Пищеварительная система.

Формы организации работы учащихся: Коллективная и групповая.

  • Коллективная форма предполагает: использование книги, схемы, пособия; упражнение в наблюдении, опыте, мышлении; упражнение в исследовании; изложение полученных материалов и заключение их в систему.
    Коллективная форма включала: общая форма – обсуждение, сообщения на определенные темы.
  • Групповая форма состояла в проведении опытов.
  • Методы работы зависели от степени знакомства учащихся с изучаемыми вопросами. Рассматривался только случай, когда изучаемый вопрос учащимся совершенно незнаком.
  • Отсюда один вариант действия: точка отправления – самостоятельная практическая работа в группах при изучении материала.

Этапы и сроки проведения проекта:

  • Формирование групп для проведения исследований учащихся. “Мозговой штурм” - формулирование тем исследований учащихся, разработка идей, выдвижение гипотез решения проблем. Выбор творческого названия проекта. 1 час.
  • Обсуждение плана работы учащихся в группе. Обсуждение со школьниками возможных источников информации. Самостоятельная работа учащихся в группе. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий. 7 час
  • Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе. 1 час.
  • Защита полученных результатов и выводов. Подведение итогов 1 час.

Схема проведения исследования:

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы и исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
  6. Определение последовательности проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
  9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
  11. Обсуждение итогов завершенной работы.

Форма введения в проект

Структура учебно-методического пакета:

  • Описание проекта: презентация учителя, визитка проекта.
  • Примеры работ учащихся: творческая работа учащихся, презентация гипотез и доказательств (учащихся).
  • Критерии оценивания: презентации, публикации, веб-сайта, проекта.
  • Дидактические материалы: блок – схема алгоритма выполнения проекта, статьи.
  • Методические материалы: лист планирования проекта, веб-сайта проекта, публикации по проекту, лист планирования самостоятельной работы учащихся, перспективы развития проекта.
  • Представление проекта на защиту.
  • Список использованных материалов.

Презентация.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru