Урок литературы в 5-м классе по рассказам Н.С. Устиновича "Вороны", "Лебединая дружба"

Урок литературы в 5-м классе по рассказам Н.С. Устиновича "Вороны", "Лебединая дружба"

Жанр урока: диспут (дискуссия).

Цели и задачи урока:

1. Раскрытие идейного содержания рассказов “Вороны”, “Лебединая дружба”, осмысление философской и эстетической проблематики произведений
2. Развитие читательских интересов учащихся, умение обобщать, анализировать, синтезировать литературный материал
3. Формирование нравственной позиции учащихся, мудрого и доброго отношения к  природе, интереса к творчеству писателя Н.С.Устиновича и его личности
4. Помочь учащимся увидеть удивительный мир птиц, в его многообразии и  многозвучии, сопоставить с миром людей

Виды деятельности:

– Аналитическая работа с текстом.
– Проблемная дискуссия.
– Работа с теоретико-литературными понятиями.
– Словесное иллюстрирование.
– Рефлексия.

Оборудование:

– портрет писателя;
– эпиграфы, записанные на доске

На доске:

“Я не пишу о природе, я пишу о людях в этой природе” Б.М.Петров.

“Она не требует награды
За драгоценные дары.
И лишь одно природе надо:
Чтоб люди были к ней добры”

Ход урока

1. Организационный момент

2. Работа с эпиграфами:

– Вчитайтесь в высказывания, записанные на доске

– Как вы думаете, о чём они?

– Какая мысль заключается в них?

– Для того чтобы понять смысл высказываний, назовите слова и словосочетания, на ваш взгляд, самые важные в каждом из них?

3.Определение темы урока

– Какая связь между выбранными вами словами, выражениями и рассказами, с которыми вы познакомились дома?

– Кто автор этих рассказов? (Н.С.Устинович)

– Что вы знаете об этом писателе?

– Как называются рассказы? Кто главные герои, если судить по заглавиям?

– Какова же тема нашего урока? О чём будем вести разговор?

4. Дискуссионная беседа:

– Героями рассказов стали лебеди и вороны. А какие птицы вам больше нравятся? Почему? Что знаете о них, об их повадках?

– Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание замёрзшей лебёдушки?

– А как автор знакомит нас с вороном, что пишет о встрече с ним? Прочитать.

– Что же сходного в этих зарисовках? ( Лебёдушка и ворон, видимо, пострадали от

рук людей, они больны)

* Всегда ли встреча с людьми заканчивается трагедией для птиц, животных?

* Единое ли целое человек и природа?

Чтобы ответить на эти нелёгкие вопросы, предлагаю вам объединиться в группы и  найти в тексте рассказов “за” и “против” (Всегда человек вредит природе или нет) Помощниками вам станут карточки, в которых нужно дописать примеры для аргументации своей точки зрения

Карточка №1

“Лебединая верность”

  1. “Стал чаще приходить к озеру…”
  2. “ Попробовать разве подкармливать…”
  3. “ Может и перезимуют…”

Карточка №2

“Вороны”

  1. “…озадаченно пробормотал Анисим”
  2. “… и хотел поймать Дружка”
  3. “ … срубили два дерева”

5. Результат работы

– Так что же привносит человек в мир природы: добро или зло?

(Ученики приводят примеры из текста)

– Можно ли, работая с текстом, определить отношение автора к героям рассказов –

бакенщику Никите Семёновичу Волкову и пасечнику Анисим?

6. Эмоциональное восприятие текста через беседу

– В народе говорят: “Человек познаётся в беде”, можно ли эту пословицу использовать, говоря о птицах? Аргументируйте свои утверждения примерами из текста

– Как автор проявляет свою позицию в данном вопросе? Какие средства использует?

7. Словесное иллюстрирование

Если бы вы иллюстрировали рассказ, что изобразили бы?

8. Работа с теоретико-литературными понятиями

1 вариант: выписать из текста обоих рассказов примеры эпитетов.

Какова их роль в тексте?

2 вариант: выписать из текста обоих рассказов сравнения, пояснить их роль

В тексте.

9. Обобщающая работа. Рефлексия

– Чему учит нас Николай Станиславович Устинович, родившийся и выросший в тайге, убеждённый, что каждый человек должен любить кусочек земли, на котором он родился?

– Какой из эпиграфов вам стал понятнее и ближе после нашей совместной работы?

– Какие нравственные качества должны быть присущи нам, и взрослыми, и детям, чтобы привнести в мир природы только хорошее, мудрое, доброе?

10. Домашнее задание

По выбору:

  1. Творческая работа: изменить концовку рассказа “Лебединая верность” (как бы вам хотелось).
  2. Создать филологический текст (справку) о писателе Н.С.Устиновиче о его творчестве.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок технологии по теме "Разметка, выпиливание и подгонка шипового соединения" :: Методическая разработка урока на тему "Расходная часть семейного бюджета", 8-й класс :: Круговое ткачество салфеток по шаблону :: Конспект урока-сказки по технологии в 1-м малокомплектном классе по теме "Свойства бумаги" :: Урок английского языка в 6-м классе по теме: "England, Scotland, Wales…" :: Три сестры, 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Karna / Комплект полутораспальный KRAFT ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD