Урок литературы в 5-м классе по рассказам Н.С. Устиновича "Вороны", "Лебединая дружба"

Жанр урока: диспут (дискуссия).

Цели и задачи урока:

1. Раскрытие идейного содержания рассказов “Вороны”, “Лебединая дружба”, осмысление философской и эстетической проблематики произведений
2. Развитие читательских интересов учащихся, умение обобщать, анализировать, синтезировать литературный материал
3. Формирование нравственной позиции учащихся, мудрого и доброго отношения к  природе, интереса к творчеству писателя Н.С.Устиновича и его личности
4. Помочь учащимся увидеть удивительный мир птиц, в его многообразии и  многозвучии, сопоставить с миром людей

Виды деятельности:

– Аналитическая работа с текстом.
– Проблемная дискуссия.
– Работа с теоретико-литературными понятиями.
– Словесное иллюстрирование.
– Рефлексия.

Оборудование:

– портрет писателя;
– эпиграфы, записанные на доске

На доске:

“Я не пишу о природе, я пишу о людях в этой природе” Б.М.Петров.

“Она не требует награды
За драгоценные дары.
И лишь одно природе надо:
Чтоб люди были к ней добры”

Ход урока

1. Организационный момент

2. Работа с эпиграфами:

– Вчитайтесь в высказывания, записанные на доске

– Как вы думаете, о чём они?

– Какая мысль заключается в них?

– Для того чтобы понять смысл высказываний, назовите слова и словосочетания, на ваш взгляд, самые важные в каждом из них?

3.Определение темы урока

– Какая связь между выбранными вами словами, выражениями и рассказами, с которыми вы познакомились дома?

– Кто автор этих рассказов? (Н.С.Устинович)

– Что вы знаете об этом писателе?

– Как называются рассказы? Кто главные герои, если судить по заглавиям?

– Какова же тема нашего урока? О чём будем вести разговор?

4. Дискуссионная беседа:

– Героями рассказов стали лебеди и вороны. А какие птицы вам больше нравятся? Почему? Что знаете о них, об их повадках?

– Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание замёрзшей лебёдушки?

– А как автор знакомит нас с вороном, что пишет о встрече с ним? Прочитать.

– Что же сходного в этих зарисовках? ( Лебёдушка и ворон, видимо, пострадали от

рук людей, они больны)

* Всегда ли встреча с людьми заканчивается трагедией для птиц, животных?

* Единое ли целое человек и природа?

Чтобы ответить на эти нелёгкие вопросы, предлагаю вам объединиться в группы и  найти в тексте рассказов “за” и “против” (Всегда человек вредит природе или нет) Помощниками вам станут карточки, в которых нужно дописать примеры для аргументации своей точки зрения

Карточка №1

“Лебединая верность”

  1. “Стал чаще приходить к озеру…”
  2. “ Попробовать разве подкармливать…”
  3. “ Может и перезимуют…”

Карточка №2

“Вороны”

  1. “…озадаченно пробормотал Анисим”
  2. “… и хотел поймать Дружка”
  3. “ … срубили два дерева”

5. Результат работы

– Так что же привносит человек в мир природы: добро или зло?

(Ученики приводят примеры из текста)

– Можно ли, работая с текстом, определить отношение автора к героям рассказов –

бакенщику Никите Семёновичу Волкову и пасечнику Анисим?

6. Эмоциональное восприятие текста через беседу

– В народе говорят: “Человек познаётся в беде”, можно ли эту пословицу использовать, говоря о птицах? Аргументируйте свои утверждения примерами из текста

– Как автор проявляет свою позицию в данном вопросе? Какие средства использует?

7. Словесное иллюстрирование

Если бы вы иллюстрировали рассказ, что изобразили бы?

8. Работа с теоретико-литературными понятиями

1 вариант: выписать из текста обоих рассказов примеры эпитетов.

Какова их роль в тексте?

2 вариант: выписать из текста обоих рассказов сравнения, пояснить их роль

В тексте.

9. Обобщающая работа. Рефлексия

– Чему учит нас Николай Станиславович Устинович, родившийся и выросший в тайге, убеждённый, что каждый человек должен любить кусочек земли, на котором он родился?

– Какой из эпиграфов вам стал понятнее и ближе после нашей совместной работы?

– Какие нравственные качества должны быть присущи нам, и взрослыми, и детям, чтобы привнести в мир природы только хорошее, мудрое, доброе?

10. Домашнее задание

По выбору:

  1. Творческая работа: изменить концовку рассказа “Лебединая верность” (как бы вам хотелось).
  2. Создать филологический текст (справку) о писателе Н.С.Устиновиче о его творчестве.
Читать еще:


Новые материалы:

Путешествие в "В страну без названия" :: Литературный вечер памяти "Никто не забыт, ничто не забыто" :: Внеклассное мероприятие "Патриотизм зажигает сердца" :: Сценарий новогоднего праздника "Сказка среди бела дня" :: Устный журнал "Время знать Героев!" :: Пазманский дьявол ( Bleed for This ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Мебель для гостиной/Стеллажи / Мэрдэс / Стеллаж Мэрдэс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD