"М.Ю. Лермонтов. Изучение произведения. Обобщение по разделу"

Цели урока и учебные задачи.

  1. Познакомить с новыми темами стихов  М.Ю. Лермонтова (О Родине, о природе.);
  2. Обобщение представлений о жанрах произведений поэта (стихи, сказки, сказания, песни, поэмы);
  3. Закреплять понятия «рифма», «строфа», «пауза», «логическое ударение»;
  4. Отрабатывать навык выразительного чтения;
  5. Воспитывать чувство любви к родине, природе, родному краю.

Учебные умения.

  1. Называть произведения М.Ю. Лермонтова;
  2. Определять тему и жанр произведений;
  3. Выделять эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в произведениях поэта;
  4. Читать выразительно и наизусть произведения М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

  1. Портреты М.Ю. Лермонтова и иллюстрации;
  2.  Фильм DVD «М.Ю. Лермонтов»;
  3. Аудизапись песни «Горные вершины» музыка Варламова;
  4. Выставка книг М. Лермонтова;
  5. Выставка рисунков к стихам М. Лермонтова.

Ход урока.

I. Вступительная беседа.

- С творчеством какого поэта мы познакомились на уроках литературного чтения?
- Что вы знаете о М.Ю. Лермонтове? (Прожил всего 26 лет; писал прекрасные стихи, сказки, поэмы, повести, которые прославили его имя.)
- Лермонтов любил стихи А.С.Пушкина;
- Он был современником А.С.Пушкина.

МОЙ ДОМ
Мой дом везде, где есть небесный свод,
   Где только слышны звуки песен,
Всё, в чем есть искра жизни, в нем живет,
   Но для поэта он не тесен.
До самых звезд он кровлей досягает,
   И от одной стены к другой
Далекий путь, который измеряет
   Жилец не взором, но душой.

Есть чувство правды в сердце человека,
  Святое вечности зерно:
Пространство без границ, теченье века
    Объемлет в краткий миг оно.

И всемогущим мой прекрасный дом
   Для чувства этого построен,
И осужден страдать я долго в нем
   И в нем лишь буду я спокоен.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- О каком доме писал поэт?

II. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы обобщим знания по изученному разделу;
- Вспомним и назовем произведения;
- Проведем конкурс «Лучший чтец стихов Лермонтова».

III. Посмотрите на выставку книг М.Ю. Лермонтова и назовите эти книги.

IV. Да, в своих произведениях Лермонтов отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть. И, перечитывая его книги, мы можем прочесть историю его души и понять как поэта и человека.
Сейчас мы перелистаем страницы жизни Лермонтова, немного расскажем о нем.

Биография М.Ю.Лермонтова.

1. М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве, в семье капитана в отставке. Мальчику не было и трех лет, когда умерла его мама, и воспитывать его взяла бабушка Е.Л. Арсеньева.
Детство поэта прошло в имении бабушки в селе Тарханы пензенской губернии. Михаил получил превосходное образование (языки, рисование, музыка)
2. В 14 лет М. Лермонтов поступил в пансион при Московском университете, там он начал писать свои первые стихи.
Среди друзей Михаил Юрьевич прослыл любителем русской поэзии.
Позднее Лермонтов стал студентом Московского университета, но из университета он был исключен, так как оказался причастным к студенческому протесту против профессора.
Поэтому Лермонтов поступает в юнкерскую кавалеристскую школу в Петербурге. После окончания школы он был выпущен корнетом в гвардейский гусарский полк, где познакомился с жизнью аристократов.  
3. Русское общество узнало имя Михаила Юрьевича Лермонтова в дни прощания с Пушкиным, предательски убитым на дуэли. В те дни стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта», словно раскаты грома, прозвучало над Петербургом.
(Читается отрывок их стихотворения)
Император Николай I  выслал поэта в ссылку на Кавказ. Там Лермонтов создал поэмы «Демон», «Мцыри», роман «Герой нашего времени» и другие произведения.
4. Лермонтов глубоко любил свою родину и русскую природу. Он видел природу глазами художника, слышал её как музыкант. Он обладал русской музыкальностью- играл на скрипке, на рояле, пел арии из опер, даже сочинял музыку.
Он рисовал и писал маслом картины, легко решал сложные математические задачи и был сильным шахматистом. Был начитан, владел несколькими иностранными языками.
5. В поэтическом мире М. Лермонтова  всё звучит и поёт, всё сверкает и переливается кристаллами. Тут и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное сияние ночи.
Придя в русскую литературу, как наследник Пушкина, Лермонтов и погиб, как Пушкин. Он был убит на дуэли 15 июля 1841 года, не дожив до 27 лет.

Учитель-
Десять лет М. Лермонтов писал стихи, поэмы, драмы, прозу, прежде чем решился стать литератором. Только две поэмы и два десятка стихотворений для того, чтобы составить небольшой сборник. Зато никто еще не выступал с таким сборником.

6. Ребята, назовите жанры произведений Лермонтова, на доске прочитайте названия жанра.
1) всё ли верно в этих записях? Найдите и исправьте ошибку (Лермонтов не писал басни)

На доске (схема)
Жанры произведений М.Ю. Лермонтова

1. Стихи; 2. Сказки, сказания; 3. Басни; 4. Песни; 5.Поэмы

Назовите произведения поэта:

  1. Стихи – «Москва», «Парус», «Утес»
  2. Сказка – «Ашик-Кериб»; Сказание «Три пальмы»
  3. Песня – «Казачья колыбельная песня»
  4. Поэмы – «Демон», «Мцыри», «Беглец».

2- Рассмотрим схему «Стихи М.Ю. Лермонтова»:

На доске (схема)

Прочитайте названия стихов и отрывок к нему

V. Проведем литературную викторину «Послушайте и назовите» по произведениям  М.Ю. Лермонтова
(Назвать произведение и зачитать отрывок из учебника или учебной христоматии.)

1. «Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный…» (ст. «Москва! Москва!...)

2. «Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…». (ст. «Парус»)

3. «Не пылит дорога,
Не дрожат листы…» (ст. «Горные вершины»)

4. «Но остался влажный след в морщине
Старого утеса…» (ст. «Утес»)

5. «…Взял на дорогу ее благословение, поцеловал маленькую сестру, повесил через плечо сумку…». («Ашик – Кериб», стр. 70).

6. «Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал…» (Сказание «Три пальмы», хр. с. 93).

7. «Богатырь ты будешь с виду
И казак душой…» («Казачья колыбельная песня», с. 95)

VI. Продолжим дальше наш урок.
Внимание!
Конкурс. «Лучший чтец стихов М.Ю. Лермонтова».

  1.  «Парус». – (об одиночестве поэта; метафора – сравнивает себя с одиноким парусом).
  2. «Москва, Москва!» - (главная мысль – чувство – любовь к Родине, воспевает Кремль, гордится своей Родиной)
  3. «Утес». – (одиночество, печаль; утес – великан – эпитет).
  4. «Тучи».
  5. «На севере диком».
  6. «Спи, младенец мой прекрасный»
  7. «Ангел». – (Природа наделила Лермонтова страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано ушедшей матери и о песне он написал своего «Ангела»).
  8. «Вечер после дождя»
  9. «Бородино».
  10. «Горные вершины». – (свободный перевод из «Ночной песни странника» ст. Гете, немецкого поэта. Состояние природы – спокойное, тихая ночь, усталость путника).

Молодцы! Все постарались! Подготовили много стихов.

На стихи Михаила Лермонтова написаны романсы, песни.
(Слушание «Горные вершины» на музыку Варламова – аудизапись).

VII Самостоятельная работа в тетради.

1. По рубрике «Проверь себя». С. 55 – 56.
Задания.
а) Эрудит. Перечитайте строфу из стихотворения «Утес». Подчеркните рифмы. Выпишите эпитеты.
б) Схема. Заполните схему «Жанры произведений М.Ю. Лермонтова».
в) Поиск. Впишите пропущенные слова из ст. «Парус».
2. Коллективная проверка работы и индивидуальный опрос.
3. «Кроссворд».

VIII. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы повторили все изученные произведения М.Ю. Лермонтова, активно отвечали, зачитывали отрывки, старались выразительно прочитать его стихи. Через всю жизнь  пронесем мы в душе образ этого человека-
Грустного, строгого, нежного , скромного, смелого, благородного, мечтательного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

IХ. Просмотр видеофильма «Прикосновение», «М.Ю. Лермонтов»
авт. М. Фезеров.

Х Домашнее задание: подготовить выразительное чтение любимого стихотворения М.Лермонтова.

Используемая литература.

  1. Учебник Л.А. Ефросиньиной «Литературное чтение» 4 класс.
  2. Учебная хрестоматия. Автор Л.А. Ефросиньина.
  3. М.Ю. Лермонтов Сочинения т.1, т.2.
  4. Таблицы с иллюстрациями «Биография М. Лермонтова».
Читать еще:


Новые материалы:

Литературная викторина "Басни И.А. Крылова". 5–6-й классы :: Урок по литературе по теме "Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов" :: Внеклассное мероприятие "Литературно–музыкальная гостиная" по теме "Я тысячами душ живу в сердцах" :: Уроки первичного восприятия художественного произведения :: Урок по литературе по теме "Бардовская песня. Игорь Тальков". Литературно-музыкальная композиция "Тальково поле" :: Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года (), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Готовые комплекты/Детские/Детская мебель/Детские комнаты/Готовые наборы / Трия / Кровать-чердак Трия ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD