Здоровьесбережение на уроках окружающего мира. 4-й класс. "Микробы - возбудители болезни. Здоровый образ жизни"

Цель. Формировать у учащихся новые понятия: инфекционные заболевания, предупредительные прививки; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: иллюстрации здорового образа жизни (презентация).

Ход урока

1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Обсуждение творческого вопроса с прошлого урока.

Проблемная ситуация. Диалог на с. 61 и задание 1.

Лена: Мне приснилось, что маленькие гадкие микробы ползают по мне изнутри и хотят съесть заживо.

Миша: Ну что ты, организм этого не допустит. Только надо ему немножко помочь.

Актуализация.

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо вспомнить, что они уже знают.

  1. Вспомни, что тебе известно о микробах.
  2. Какие ткани защищают нас от микробов?
  3. По каким признакам можно понять, что человек болен?

2. Ученики определяют тему урока.

Совместное «открытие» знаний.

Вступительное слово учителя.

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя — сыновья часто и подолгу болели.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для детей своей страны.

• От чего же зависит здоровье человека?

• Что является причиной заболеваний?

— Причины болезни изучает маленький ручеек. Послушайте!

Бежит маленький ручей
Средь цветов и средь камней.
И людей, и зверей
Поит он водой своей.
Часто жалуются люди
На болезни и недуги.
У зверей сложна судьба,
В то же время — жизнь длинна,
И дубы растут лет сто,
Коль не срубит их никто.
Вот прозрачный ручеек —
Задает себе вопрос:
«Почему болеют люди?
Что их так несчастных губит?»
И решил вопрос он этот
Всем задать, кого ни встретит:
Розе, пальме, кабану,
Тигру, дикому коту.

— Что же ответили ручью растения и животные?

По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость — это особая мудрость, и болезни ее боятся.

Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость — это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.

А как вы думаете, что является причиной заболеваний? (Подводят итог).

Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки). В распространении целого ряда заразных болезней принимают участие кровососущие насекомые: вши, блохи, комары, москиты, слепни, клещи и др.

Инфекция распространяется микроорганизмами (микробами), которые «живут» в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.

Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов, например одного и того же шприца несколькими людьми или при лечении зубов.

Замечено, если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею больше не заболеет. У организма появляется невосприимчивость к такой болезни — иммунитет.

• Как искусственным способом можно приобрести иммунитет?

— Делали ли вам прививки?

— От каких болезней?

В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.

Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Назовите известные вам инфекционные заболевания и возможные способы заражения ими. (Ангина, бешенство, ветрянка, грипп, дизентерия, дифтерия, желтуха, коклюш, корь, конъюнктивит, краснуха, менингит, свинка, скарлатина, столбняк, энцефалит.)

— Кто из вас болел какой-нибудь из перечисленных болезней?

• Где можно встретить возбудителей заболеваний?

• Какие системы органов участвуют в защите нашего организма от различных возбудителей?

• Если возбудители попали в организм, то какие клетки вступают с ними в борьбу? По каким признакам можно понять, что человек заболел? (Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота и др.)

Проанализируйте ситуацию.

(Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Грипп».)

Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь «принесла.
Кашляет, чихает, слезы вытирает.
У нее несчастный вид — очень голова болит,
Нос припух, температура — видно, ей нужна микстура.
И глотать ей тоже больно — очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.
В общем, встали все дела — так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться — с процедурами Катя мирится,
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь — надо многое успеть.

•Чем отличается заболевший человек от здорового?

•Как вы думаете, приятно человеку болеть?

• Работа по учебнику.

• Как помочь больному?

• Отчего же мы все-таки иногда заболеваем? Работа с рисунком на с. 61. (Гипотезы.)

• Задание 2 и З на с. 51.

• Почему при заболевании повышается температура?

(Высокая температура губительна для микроорганизмов, ускоряет приток крови с белыми кровяными клетками.)

• Что при этом произойдет с возбудителями?

Как помочь больному при ознобе:

  • укутать;
  • дать теплое питье (чай с малиной, вишней);
  • положить грелку.

При высокой температуре:

  • чаще проветривать комнату;
  • давать часто питье;
  • положить на голову холодный компресс;
  • сделать обтирание (1 ст. ложка водки, 1 ст. ложка воды, 1 ст. ложка уксуса)

• Как еще можно помочь организму? Какая система органов будет в этом участвовать? (Рис. нас. 61.)

Вспомните сказку о докторе Айболите. Он один лечил зверей от всех болезней.

— Кто лечит вас, когда вы болеете?

— Как называется врач, который лечит на дому взрослых? (Терапевт.)

— Детей? (Педиатр.)

— Зубы? (Стоматолог.)

— Глаза? (Окулист.)

— Уши, горло, нос? (Отоларинголог.)

— Делает операции? (Хирург.)

Есть еще много других врачей, но мы познакомимся пока с работой только этих врачей.

— Какие лечебные учреждения вы знаете?

— Чем они отличаются и что у них общего?

• Задание 5 нас. 62.

Самостоятельное применение знаний.

• Вопросы на с. 53.

Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Посмотрите, друг на друга, скажите, как выглядит здоровый человек.

Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека. (Веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

Тест «Твое здоровье»

(Ставьте «+» или «-»)

  1. У меня часто болит голова.
  2. У меня часто бывает насморк.
  3. У меня больные зубы.
  4. Иногда у меня болит ухо.
  5. У меня нередко болит горло.
  6. Каждый год я болею гриппом.
  7. Иногда меня тошнит.
  8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.
  9. Ко мне легко прилипают всякие болезни.

Чего получилось больше: «+» или «—»?

Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?

— Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.

— Есть полезную пищу.

— Чистить зубы. Мыть руки.

— Выполнять физические упражнения и т.д.

Вот как заботится о себе герой стихотворения:

Почему я не болею, почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день.

Игра «Полезно — вредно». Назовите, что для здоровья полезно, а что вредно.

Итог урока.

• Как часто мы можем болеть гриппом, ангиной, ветрянкой, корью? Почему? (Проверка с помощью чтения учебника).

•Что нового узнали на уроке?

Используемая литература:

  1. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы». Москва. «Вако». 2005.
  2. Н. Коростелёв «50 уроков здоровья». Москва. «Детская литература». 1991.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики в 3-м классе с использованием информационно-коммуникационных технологий :: Внеклассное мероприятие, посвященное памяти А.С. Пушкина "Солнце русской поэзии" :: Конспект урока по информатике с использованием мультимедийной презентации по теме "Понятие "Объект" (3-й класс) :: Урок русского языка "Общие сведения об имени прилагательном" :: Словарная работа :: Дом моих кошмаров ( Bethany ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стол обеденный Kenner R1000 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD