Урок музыки в 5-м классе по теме "Богатырская тема в музыке и других видах искусства"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Урок музыки в 5-м классе по теме "Богатырская тема в музыке и других видах искусства"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цель: воспитание чувства патриотизма

Задачи:

 Музыкальный ряд:

Зрительный ряд:

  1. Репродукции:
  1. Видеофрагменты:

Использование ИКТ: На уроке используется мультимедийный проектор. Весь зрительный ряд представлен в виде демонстрации слайдов (Приложение 1).

Ход урока

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Наш урок мне хочется начать словами из былины (на фоне музыки):

1

Уж как были на Руси гусляры-певцы
Да любили петь про Русь-матушку
Про дела героические военные
Про силу богатырскую
Да про удаль молодецкую

А сейчас я предлагаю вам послушать произведение написанное русским композитором Александром Порфирьевичем Бородиным. Во время звучания музыки попробуйте определить, что хотел сказать автор своей музыкой?

 Звучит музыка: экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской) А.П. Бородина. После восприятия выдерживается небольшая пауза.

2 (Симфония № 2).

3 + тема урока.

Запишем тему урока в тетрадь.

“Богатырская тема” с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Образ богатыря родился как образ могучего защитника Родины.

У вас на столах лежат несколько репродукций. Выберите репродукции созвучные Богатырской симфонии. Покажите, что вы выбрали. У меня тоже есть несколько репродукций. Я предлагаю вам их посмотреть.

4-6 (репродукции) +  Во время показа репродукции звучит произведение М.П. Мусоргского “Богатырские ворота”.

Эта картина называется “Богатыри”. Написал ее русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри крепкие, как дубы. Им не страшны ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия. Они как наша матушка-Русь. Как изобразил художник богатырей? (Зритель смотрит, как бы снизу вверх маленькие елочки контрастируют с могучими всадниками). Какими средствами передается тревожность того времени? Какую роль играла музыка, когда вы рассматривали картину?

Музыку созвучную этой картине написал Модест Петрович Мусоргский и назвал ее “Богатырские ворота”. Запишите в тетрадь имя автора и название картины.

Следующая репродукция называется “Поединок Пересвета с Челубеем” Михаила Ивановича Авилова. Какая музыка будет ей созвучна? Верно, “Богатырская симфония”, которая сегодня уже звучала. (Повторное слушание фрагмента).

- Кто нам с вами рассказал о богатырях? (Те, кто их знал). Зачем нашим предкам надо было рассказывать о них? (Чтобы о них знали и помнили другие люди) Как они это делали? (Рассказывали, записывали, рисовали, сочиняли музыку) Все, что происходило в жизни людей, все запечатлелось либо в живописи, либо в литературе, скульптуре, музыке.

+ для разминки используется музыка А.Пахмутовой “Богатырская сила”.

А сейчас я прошу мальчиков встать и изобразить под музыку богатырей, показать свою силу, мощь. Только во время войны богатыри сражались с врагом, а в мирное время они работали на земле, обычными домашними делами. Кололи дрова, косили сено. Повторите движения, напоминающие действия богатырей. Теперь прошу встать девочек. Девочки могут быть богатырями? Тогда под музыку выполните движения, которые свойственны девочкам. Спасибо, садитесь. Соответствовала ли музыка движениям?

- Сейчас я тоже хочу рассказать вам одну интересную и увлекательную историю.

7. (Заставка).

Давным-давно много лет назад в 13 веке на Руси жил великий и храбрый воин, полководец, легендарный защитник русской земли Александр Невский.

8. (Портрет Невского).

Был он великим князем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.

- В 1938 году кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн снял замечательный фильм “Александр Невский”. Музыку к кинофильму написал композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Предлагаю вам посмотреть несколько кадров из этого фильма.

9. (Фильм).

- Русский художник Павел Дмитриевич Корин написал картину “Александр Невский”.

10-11 + . (Картина + музыка)

Восприятие музыки и картины.

12. (1-й куплет гимна РФ).

13. Фотография

Видения на холме Николай Рубцов.

Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!..
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы –
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия! Русь! Храни себя, храни!

Подведение итогов урока.

Оценивание учащихся

А сейчас прошу вас оценить себя на уроке.

17. Оценивание

А закончить наш урок мне хочется словами из былины

18-20. Кадры из мультфильма “Алеша Попович и Тугарин Змей”

- До свидания!

Приложение

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru