Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

Цели:

  • Закрепить и систематизировать умения: считать предметы в пределах 10 в прямом и обратном направлении; ориентироваться в пространстве и во времени; сравнивать предметы и группы предметов; различать геометрические фигуры.
  • Развивать творческое мышление, внимание, воображение.
  • Воспитывать бережное отношение к животным, доброту чувство взаимопомощи.

Оборудование: Картины осеннего леса, волшебные домики, мягкая игрушка, печка, картинки животных, геометрические фигуры, игровое поле из девяти клеток, корм для птиц, Незнайка, дорожки из листьев с цифрами от 1 до 10, кепочки с шарфиками, магнитофон, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Звучит тихая музыка. Заходит девочка в костюме Осени, кружится, разбрасывает морковку и грибочки. Уходит.

Учитель:

Осень улицей спешит,
Красит всё, не ленится,
Под колёсами шуршит
Желтая метелица.

Ребята, догадайтесь, кто к нам пришёл?

Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку.

Дети: Зайчик.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Зайчик пришёл пригласить нас в осенний сказочный лес на прогулку. Он решил посмотреть: как мы умеем сравнивать предметы, ориентируемся в пространстве, знаем направления движения, умеем считать до 10. Покажем ему свои знания?

Дети:  Да

  1. Устные упражнения и практические работы.

На полке:

Зайчик (мягкая игрушка)
  1. Разминка.

Учитель: Сколько у вас рук?

Дети:  Две

Учитель: Сколько лапок у зайчика?

Дети: Четыре

Учитель: Почему зайчик такой грустный? Он забыл, где у него правая, а где левая передняя лапка. Теперь он не знает, в какую сторону нас вести. Поможем ему?

Дети: Да.

Учитель: Покажите, где у вас левая рука? Правая?

Дети показывают.

Учитель: А теперь покажите, какая у зайчика левая передняя лапка? Правая передняя лапка?

Дети показывают у зайчика левую переднюю и правую переднюю лапку.

Учитель: Молодцы! Зайчик успокоился и готов вести нас в осенний лес.

На каждой парте: На столе учителя:
бумажные кепочки
бумажные шарфики

- Нельзя отправляться в осенний лес без кепочек и лёгких шарфиков. На каждой парте лежат кепочки. Вы должны по цвету и рисунку подобрать к ним шарфики.

Дети выполняют задание.

  1. Счёт предметов. Соотношение цифры с соответствующим числом предметов.

На экране: Презентация.

Слайд 1.

Слайд 2

Учитель:  Вот мы и попали в осенний сказочный лес. Осень - знаменитая художница. Какими красками она раскрасила всё кругом? (Слайд1)

Дети: Жёлтыми, красными, зелёными, коричневыми.

Учитель: Звери выбежали встречать нас и потеряли свои домики. Поможем им найти их? (Слайд 2)

Дети находят домики.

  1. Задание на смекалку.

На каждой парте:

4 бумажных треугольника

Учитель: Белочка совсем осталась без домика. Давайте построим его. У вас на парте четыре треугольника. Из них вы должны выложить домик для белочки.

Дети выполняют задание. Учитель показывает правильный ответ.

  1. Игра на направление движения и развитие внимания.

На каждой парте игровое поле:

Учитель: Белочка обрадовалась, что у нее теперь есть домик и решила поиграть с вами. Ребята, последуем вслед за белочкой и выполним все команды. Готовы?

Дети: Готовы.

Учитель:

  • Вниз, влево, вверх, вверх. Поставьте квадрат.
  • От квадрата белочка прыгает вправо, вниз, влево, вниз. Поставьте круг.
  • От круга белка прыгает вправо, вверх, вправо, вверх. Поставьте треугольник.

Дети выполняют задание, и получается следующий результат:

Учитель: Где находится квадрат?

Дети: В левом верхнем углу.

Учитель: Где находится круг?

Дети: В левом нижнем углу.

Учитель: Где находится треугольник?

Дети: В правом верхнем углу.

Учитель: А еще белочка принесла вам различные геометрические фигуры. Каждый ученик первого ряда берет себе квадрат, а второго – треугольник.

Дети выполняют задание, выбирают из большого количества фигур нужные.

  1. Физкультминутка.

Звучит музыка.

Учитель: Ребята, Осень оставила нам свои запасы. На каждом ряду стоит корзинка. Слушайте внимательно! Отгадайте, что будете собирать.

1-й ряд. 2-й ряд.
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы).
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус - как сахар, сладкая. (Морковь).

1-й ряд собирает грибы, 2-й ряд - морковь.

Учитель: Подумайте, кого вы угостите грибами, а кого морковкой?

Дети относят грибы белочке, а морковь зайчику.

Учитель: Молодцы! Можем продолжать путь.

  1. Закрепление, пройденного материала.
  1. Упражнение по ориентировке в пространстве.

На экране: Слайд 3

Учитель: Пока мы с вами отдыхали, звери собрались на поляне, и приглашают нас полюбоваться красотой леса. Сколько здесь зайчиков?

Дети: Два.

Учитель: Сколько лесных мышек?

Дети: Три

Учитель: Посмотрите на мышку и зайчика, которые находятся внизу рисунка. Кто из них впереди?

Дети: Зайчик впереди, мышка сзади.

Учитель: А ещё что можно сказать о них?

Дети:

Зайчик слева, мышка справа.
Зайчик левее, мышка правее.
Зайчик перед мышкой, мышка за зайчиком.

Учитель: Посчитайте их и сравните.

Дети: Мышек больше, чем зайцев. Зайцев меньше, чем мышек.

Учитель: Теперь сравните их по высоте.

Дети: Зайчики выше, мышки ниже.

На экране: Слайд 4.

Учитель: Сколько животных вверху?

Дети: Один.

Учитель:  Сколько животных внизу?

Дети: Три.

Учитель: Сколько смотрят вверх?

Дети:  Два

Учитель:  Сколько смотрят вниз?

Дети: Два.

Учитель: Кто заблудился в лесу?

Дети: Утёнок.

Учитель: Почему?

Дети: Он не живёт в лесу.

  1. Задание на смекалку

На экране: Слайд 5

 

Учитель: Утенок не случайно пришел в наш лес. Он приготовил для вас две картинки и просит найти в них отличия.

Дети находят отличия.

Учитель: Молодцы! Продолжаем путешествие по лесу.

  1. Задание на счёт в пределах 10 в прямом и обратном направлении.

На экране: Слайд 6

Учитель:  За нами в лес пошёл Незнайка. Он взял с собой зонтик, но пока распевал песни, потерял его и забыл по каким листочкам шёл. Осенью часто льют дожди и без зонтика не обойтись. Давайте поможем ему найти зонтик.

Дети находят правильный путь и считают от 1 до 10 и обратно.

Учитель: На каких листочках правильный путь?

Дети: На дубовых.

Учитель: Молодцы. Незнайка благодарит вас за зонтик и хочет кое-что запомнить. Какая цифра стоит за цифрой 4?

Дети:  5

Учитель: Какая цифра стоит перед цифрой 8?

Дети: 7

Учитель:  Какая цифра стоит между цифрами 4 и 6?

Дети: 5

Учитель: Надеемся, что Незнайка больше не попадёт в беду, и будет знать счёт предметов. Мы продолжаем путь.

  1. Физкультминутка.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

  1. Повторение пройденного материала.
  1. Временные представления.

На столе:

коробочки с зерном

На экране: Слайд 7

Учитель: Сколько птичек к нам прилетело?

Дети: Три

Учитель: Сколько останется, если одна улетит?

Дети: Две.

Учитель: Сколько станет птичек, если к 2 прилетят ещё 2?

Дети: Четыре.

Учитель: Каких птичек вы видите?

Дети: Совушек.

Учитель: Я захватила им гостинец. Давайте угостим птичек.

Дети берут щепотку зерна, считают количество зерен и кормят птиц.

Учитель: Кто сначала кормил птичек?

Дети: Андрей.

Учитель: Кто потом?

Дети: Саша.

Учитель: Кто позже, чем Оля?

Дети: Света.

Учитель: Кто раньше, чем Олег?

Дети: Алина.

Учитель: Кто после Светы?

Дети: Дима.

Учитель: Молодцы! Птички угощаются, а мы с вами идём дальше.

  1. Игра “День. Ночь”.

Учитель: Мы долго смотрели на красоту леса, давайте дадим отдых глазкам. Не поворачивая головы, посмотрите влево, вправо, вниз, вверх.

Дети выполняют упражнение несколько раз.

Учитель: Закройте глаза.

На доске рисунки:

- Откройте глаза. Что изменилось?

Дети: Появилась печка и лесник.

Учитель: Давайте зайдем к леснику в гости. Что же случилось? Печка не топлена, лесник в зимней одежде. Оказывается, он простудил горло и не может принести дрова. Поможем ему?

Дети: Да.

Учитель:  Сколько поленьев было в печке?

Дети:  Одно

Учитель: Сколько мы ещё принесли?

Дети: Четыре

Учитель: Сколько всего?

Дети: Пять

Учитель: Теперь можно растопить печь.

  1. Упражнение на умение различать фигуры по форме, по цвету, по размеру.

На экране Слайд 8

1)  2)   3)

Учитель: Хотите, чтобы у лесника было не только тепло, но и чисто? Для этого надо сравнить геометрические фигуры, нарисованные на его скатерти по цвету, по размеру, по форме.

Дети:

  • Фигуры разные по цвету, но одинаковые по размеру, по форме.
  • Фигуры разные по размеру, но одинаковые по цвету, по форме.
  • Фигуры разные по форме, но одинаковые по цвету.
  1. Творческая работа.

На парте:

бумажные шарфики с шестью кругами

Учитель: Давайте подарим шарфики леснику, чтобы он больше не простужался.

Дети: Давайте.

Учитель: Возьмите в руки 2 или 3 карандашика разного цвета. Раскрасьте круги на шарфиках так, чтобы цвета чередовались.

Дети выполняют задание и дарят шарфики леснику.

Учитель: Лесник благодарит вас за вашу доброту, просит вас никогда не ходить в мокрой одежде, чтобы не заболеть.

  1. Итог урока.

Учитель: Умницы! Нам пора возвращаться домой. Вам понравилась прогулка? Что вы запомнили? Кому помогали? Зайчику понравилось путешествовать с вами, и он в следующий раз приглашает вас на прогулку в зимний лес.

Презентация

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия: