Активизация учебной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочное время
Познание 21 век - все об образовании и школах

Активизация учебной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочное время


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Одна из главных задач учителя – научить ученика, дать знания, а точнее – помочь ему самому научиться получать знания. Это непростая задача. Каждый учитель на протяжении своей деятельности решает ее. Чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен добиться от учеников активной учебной деятельности, ибо только в процессе деятельности приобретаются знания и навыки. Как этого добиться?

I. Пропедевтика физики

Слово «пропедевтика» в переводе с греческого означает «обучаю предварительно». В данном случае – «введение в науку».

Над этой проблемой работаю давно. Накопился некоторый опыт. Начинать знакомить учеников с физикой можно уже с третьего класса, а может и с первого. Ребята в возрасте 7-9 лет остаются «почемучками». У них постоянно возникает множество вопросов на самые разные темы, в том числе и по физике. Если учитель физики окажется дальновидным, то приобретет преданных сторонников, любознательных учеников в будущем. Если вдруг кому-то из младших школьников «посчастливится» побывать в кабинете физики, да еще во время демонстрации опытов (например, при подготовке к уроку), наверняка он захочет побывать здесь еще раз, побольше узнать об этой загадочной науке, чьим «именем» назван кабинет. Младших школьников он притягивает как магнит. Стихийный интерес ребят к новому предмету необходимо поддерживать и направлять. Для этого можно найти массу методов и приемов. Вот некоторые из них, отобранные достаточно большим опытом.

  1. Необходимо проводить определенную работу с учителями начальных классов: предлагать провести научно-популярные беседы с учащимися; обзоры научно-популярной литературы по физике, технике, астрономии, это может сделать и библиотекарь школы, да и сам учитель физики не должен оставаться в стороне; провести инструктажи учителей по проведению занятий с простейшими конструкторами и т. д.
  2. В нашей школе практикуется проведение «Часа открытых дверей в кабинете физики», экскурсий в кабинет физики. Эти мероприятия обычно включаем в программу Недели физики в школе. Чаще всего приглашаем учеников 3 – 5 классов. Рассказываем о том, что изучает физика, убеждаем в том, что знание этой науки необходимо людям многих профессий. Рассказ обязательно сопровождаем демонстрацией моделей, несложных опытов (лучше с применением самых простых предметов), демонстрацией материала с диска «Физика для самых маленьких». Можно добиться большего эффекта, если подобные мероприятия будут проводить ученики 7–9 классов. Возрастет их авторитет среди младших школьников и одноклассников.
  3. Очень нравятся ребятам начальной школы научно-популярные беседы по физике. Они, как правило, сопровождаются опытами («Гром небесный – не гнев божий», «Волшебный мир созвездий», «Физический калейдоскоп» и др.). Если захотеть, можно найти немало тем для научных бесед.
  4. Учитель физики может использовать уроки естествознания, работая в содружестве с учителем естествознания.
  5. Большими возможностями обладает и кружок технического моделирования для младших школьников. Здесь у учащихся вырабатываются определенные навыки работы с приборами, воспитывается усидчивость, настойчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность.
  6. Кружок «Введение в физику» тоже играет определенную роль в пропедевтике физики. Занятия развивают интерес к предмету, дают определенные навыки, знания, побуждают к самостоятельным действиям.

Программа кружка «Введение в физику» (34 часа).

  1. Занятия спецкурса «Связь физики и математики» тоже могут открыть большие возможности для пропедевтики физики в 6 классе. Здесь на помощь учителю физики должен придти учитель математики. На уроках математики учитель дает многие физические термины, обращает особое внимание на перевод величин, на выражение одной величины через другие, предлагает ученикам задачи с физическим содержанием. Это и многое другое позволяет ученикам поближе познакомиться с физикой еще до начала ее изучения.

II. Некоторые приемы и методы активизации деятельности учащихся на уроке

Учитель должен научить ученика, дать ему знания, навыки. Он, и только он решает, как вести урок, какими путями идти к цели. От него требуется творческий подход к делу воспитания и обучения. Набор методов и приемов по активизации учебной деятельности учащихся огромен: лекции, семинары, зачеты, консультации, панорамы, пресс-конференции, КВН, уроки-погружения, уроки открытых мыслей, соревнования, уроки творчества, изобретательства и т.д. Остановимся на некоторых типах уроков, побуждающих учащихся к активной деятельности.

Лекция на уроке.

  1. Возможна в старших классах, т. к. внимание учеников более устойчивое, хотя, «кусочек» урока в виде лекции можно провести и в «среднем звене».
  2. Дает большую экономию времени: за один-два урока можно изложить достаточно большой материал; изложить его строго последовательно, широко используя дополнительный материал, интересные исторические факты.
  3. При проведении лекции надо обязательно продумывать вопросы для учащихся, задания, чтобы осуществлять обратную связь, чтобы активизировать внимание учеников.
  4. Во время проведения лекции голосом надо выделять те места в изложении материала, которые обязательно надо записать или обратить на них особое внимание (надо учить этому ребят).
  5. Эффективность лекции обуславливается еще и применением наглядности: демонстрация фрагмента, опыта, модели, таблицы и т.д.
  6. Целесообразно применять лекции межпредметного характера, обобщающего.
  7. Большое значение имеет умение учителя эмоционально, интересно рассказать, быть артистом на уроке.

Урок-семинар. Достаточно сложная для работы форма проведения урока, но эффективная. Можно выделить несколько типов семинаров: а) повторения и обобщения знаний; б) решение задач; в) по углублению и расширению знаний; г) сочетание повторения, обобщения с изучением нового; д) межпредметный; е) по применению в технике физических законов и явлений и т.п.

Что необходимо учитывать, готовясь к такому уроку? О проведении семинара учащимся сообщается заранее, чтобы они успели подготовиться. Иногда ребята, готовясь к семинару, работают в группах. Очень широко используется дополнительный материал, и это учитывается при выставлении отметки за семинар. Целесообразно проводить двухчасовые семинары. Необходимо, по возможности, задействовать при подготовке к семинару как можно больше учащихся, предусмотреть вопросы по проверке усвоения материала, их могут подготовить ученики, выступающие с сообщениями, а можно выделить отдельную группу ребят. В процессе подготовки к семинару учитель дает консультации ученикам, вместе с ними готовит опыты и наглядный материал, просматривает презентации отдельных докладчиков. Подготовка к семинарам требует от учащихся умения работать с дополнительными источниками информации (в условиях широкого использования Интернета надо рекомендовать ребятам использовать и дополнительную литературу, демонстрируя отдельные книги), умения анализировать, сравнивать, конспектировать, создавать компьютерные презентации, бесспорно, повышает интерес к изучению предмета.

При проведении семинара во вступительном слове учитель формулирует цели семинара, сообщает его план. Учащиеся выступают с сообщениями, другие дополняют, уточняют, проводят опыты, задают вопросы, предлагают задачи и т. д. Можно добиться большего эффекта при проведении семинара, если предложить самим ученикам вести его, обязательно оценив их работу. В старших классах, в условиях нехватки времени можно полностью перейти на лекционно-семинарско-зачетную систему. Вот один из вариантов подобной структуры ведения уроков.

1 этап. Лекция (дается материал крупным блоком).
2 этап. Серия семинарских занятий, на которых учащиеся самостоятельно изучают материал, закрепляют полученные знания, проводится практикум по решению задач.
3 этап. Лабораторный практикум, если это необходимо.
4 этап. Урок интересных сообщений или урок-консультация.
5 этап. Зачет или контрольная работа.

Урок-зачет. Приведу одну из форм проведения зачета в 9 классе по теме «Законы Ньютона». На последнем, перед зачетом, уроке учитель, а может быть, и весь класс проверяет знания отдельных, наиболее подготовленных учеников: задаются теоретические вопросы, качественные задачи, предлагаются расчетные задачи. На зачете учитель распределяет учеников класса по группам, предлагает им сдать зачет ребятам, успешно ответившим материал на предыдущем уроке. Функция учителя заключается в том, чтобы следить за объективностью выставления отметок, за дисциплиной, координировать действия своих помощников. В конце урока подводятся итоги.

Урок-консультация. Такие уроки необходимы. Цель: каждый должен усвоить методы решения задач, выработать навыки , почувствовать уверенность в собственных силах. Как правило, вместе с учениками составляется классификация задач по данной теме, рассматриваются подходы к решению различных задач. «Сильные» ученики являются консультантами, но и учитель не остается в стороне. На таких уроках царит непринужденная обстановка, но, в то же время, все заняты делом, даже физически ощущается «движение мысли». Такие уроки необходимы, в первую очередь, ученикам, неуверенным в себе, стеснительным, слабоуспевающим.

Другие приемы и методы активизации учебной деятельности.

  1. Использование моделей, в частности, моделей элементов электрической цепи на магнитных держателях. Можно моделировать сборку электрических цепей, отрабатывать навыки включения в цепь амперметра и вольтметра, параллельного и последовательного соединений.
  2. Широкое применение фрагментов художественных произведений. Оно способствует эффективному усвоению материала.
  3. Использование на уроках модельных опытов. Модельные опыты на учениках позволяют наглядно объяснить материал. Например, предложить ученикам взяться за руки, чтобы получилось последовательное соединение или параллельное, считая, что каждый ученик – резистор или какой-нибудь другой элемент электроцепи, предложить ученикам прохлопать в ладоши с частотой 1 Гц или 2 Гц.
  4. Эффектны, вернее эффективны опыты с игрушками. Например, игрушка «Бегемотик» незаменима при объяснении закона Паскаля, пневматический пистолет – для объяснения давления газов, заводной автомобиль – для объяснения механического движения и т. д.
  5. Будят мысль ученика, вызывают его интерес факты из истории физики: суд инквизиции над Галилеем, опыты Ньютона по дифракции света, открытие рентгеновских лучей т. п.
  6. Творческие экспериментальные задания позволяют развивать изобретательские способности ребят. Например, придумать прибор для измерения длины траектории неправильной формы, прибор для демонстрации закона Паскаля и т. д.
  7. Большую пользу приносят занятия учеников с учениками. Тот, кто объясняет, еще лучше усвоит материал, рассказывая его своему однокласснику.
  8. Проблемно-поисковый метод позволяет построить урок оптимальным образом. Проблемные опыты, вопросы, фрагменты художественных произведений необходимы на уроках в любом классе.

У каждого учителя в запасе есть много подобных приемов, позволяющих ученикам успешнее усваивать материал, развиваться, с интересом изучать физику.

III. Неделя физики в школе

Ежегодно, на протяжении 19 лет (таков возраст нашей школы), учителя физики и старшеклассники проводят в школе Неделю физики, обязательно в ту неделю, на которую попадает 12 апреля – День космонавтики. В течение этой недели все перемены школа гудит, как пчелиный улей, а в День космонавтики перед уроками в коридоре у кабинета физики звучит сообщение о полете первого человека Земли в космос, во всех классах на первом уроке идет разговор о достижениях в области освоения космоса, в младших классах беседы на эту тему проводят старшеклассники, а в 9 классе урок физики весь посвящается Дню космонавтики.

Проведение такого масштабного мероприятия в большой школе – дело хлопотное, но нужное и важное. Много ребят каждый год участвует в различных внеклассных мероприятиях по физике. Одна из причин этого – использование физических «денег» - молекул, атомов. Пусть все просто игра, но дети всерьез воспринимают: вовсю стараются и в конкурсе плакатов или газет участвовать, и в «физическом базаре», и в чемпионате по решению задач, и провести беседу в младших классах и т. д. Наградой их труда являются заработанные молекулы и атомы, которые можно потом потратить на аукционе, или купить беспроигрышный лотерейный билет.

Часть мероприятий стала традиционной, и нам не хочется их менять. Всегда с большим успехом проходит игра для восьмиклассников «Поиск таинственного прибора» ( по принципу «двенадцати записок», идея взята из журнала «Физика в школе», 1987, №1).

«Физические базары» мы тоже отменять не собираемся. Их проводят старшеклассники в перемены: предлагаются карточки с вопросами, там уже указана «цена» его, ответил – получи «денежный» эквивалент.

Чемпионат «головастиков» тоже пользуется успехом: здесь можно заработать больше всего: решай физические задачи: чем больше решишь, тем больше получишь.

Младшие школьники в этот период знакомятся с кабинетом физики: для них проводятся научно-познавательные беседы с демонстрацией опытов.

Завершается Неделя физики физическим аукционом и розыгрышем физической лотереи.

Неделя физики – это только одна из многочисленных форм внеклассной работы, очень действенная и интересная как для учеников, так и для учителей.

Советы молодым коллегам

Совет 1. Относись творчески к подготовке каждого урока, вноси в него «изюминку», а ее еще надо найти. Дерзай!
Совет 2. Не бойся играть с учениками на уроке.
Совет 3. Ставь больше проблемных вопросов и опытов!
Совет 4. Используй принцип Ходжи Насреддина: «Пусть тот, кто знает, рассказал тому, кто не знает».
Совет 5. Предлагай своим ученикам больше творческих заданий.

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru