Интегрированный урок (литература + психология) "Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Познание 21 век - все об образовании и школах

Интегрированный урок (литература + психология) "Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цель урока:

  1. Проанализировать эпизод спора Базарова и Павла Петровича.
  2. Выяснить, что может привести к конфликту между людьми.
  3. Выявить сильные и слабые стороны конфликта.
  4. Научиться выходить из конфликтной ситуации.

Ход урока.

Учитель.       Наш сегодняшний урок необычный, это интегрированный урок, объединяющий два предмета – литературу и психологию. Разговор на уроке будет посвящен вопросу отношений между отцами и детьми.
Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой.
Эту проблему - конфликт поколений - мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;
выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.

На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева - Н.П. Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.
- Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых?
/Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие – смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве.
Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.
Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./
Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович– это хранители старых традиций, привычных устоев жизни.
Психолог. В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.
Учитель.       И вот в доме Кирсановых появляется новый человек - Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова.
- Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем?
/Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./
- Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова. [1]
Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом.
Психолог. - А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему? /высказывания учащихся/
- Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./
-А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/
-Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./
Учитель.       Вызвать критическое отношение к герою – было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста.
Прочитаем эту сцену [2].
- Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/
- Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/.
- А как об этом говорит Тургенев? - /Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист. Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/.
Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.
-Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/
- А Николай Петрович? [3] /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/
-А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст.
/Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/
Психолог. - Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/
-Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна. Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./
Учитель. - Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове [4] /Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./
Психолог. Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
-А что такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов.
Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия.
Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.
Учитель. В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену. [5]
-Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту? /«Павла Петровича задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/
- Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла Петровича – бесполезные слова. Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место такие качества, как святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». [6]
- Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/.
- В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем этот эпизод [7]
-Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям».
Психолог. Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
-А можно ли было избежать этого конфликта? /мнение учащихся/
- Как? Если бы герои романа уважали мнение друг друга. Надо бояться не конфликтов, а неумения и нежелания их решать.
Одна из целей нашего урока – выявить сильные и слабые стороны конфликта, а так же научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается настроение, ухудшаются межличностные отношения.
- А как вы думаете, есть ли у конфликта положительные стороны? /мнение учащихся./
 - Вспомните известную поговорку: «В споре рождается истина». О какой истине идет речь? /мнение учащихся/.
- Иногда конфликт способствует поиску новых, продуктивных решений проблемы. Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу сложившейся ситуации. Разве это плохо?
-Ребята, а вы, всегда уважаете мнение своих товарищей, взрослых, учителей, родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями /мнение учащихся/.
-Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? Заботой о вас.
-Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между родителями и детьми? /мнение учащихся/
-Что недопустимо в отношениях детей и родителей? /Непонимание, неуважение, обиды/. Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».
Учитель. Итак, сегодня мы только начали разговор о противоборстве между Базаровым и Павлом Петровичем, о конфликте «отцов» и «детей». Спор между героями продолжится и в следующих главах. Я думаю, что знания из области психологии, полученные на сегодняшнем уроке, помогут нам понять характеры героев, узнать, преодолима ли пропасть между отцами и детьми. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Список литературы:

1. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети: Романы. Степной король Лир: повесть.- Л.: Худож. Лит., 1985.- 368с. (Классики и современники, Русская классич. Литература), глава 2, стр.136.
2. Глава 5. со слов «Ну, а сам господин Базаров, собственно что такое?» До слов «Нигилисты – отчетливо проговорил Базаров».
3. Глава10, с.166
4. Глава 10, с.168
5. Глава 10, с. 169-170 со слов «Схватка произошла в тот же день…» до слов «…я уважаю в себе человека»
6. Мурин Д.Н. Русская литература 2 половины ХІХ века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования; 10 класс, - Санкт- Петербург, СМИО Пресс,- 2000год, с.191. с. 45-46
7. Глава 10, с.176 со слов «Знаешь, что я вспомнил, брат, …»

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
Семья - это то, что с тобою всегда
Познание 21 век - все об образовании и школах

Семья - это то, что с тобою всегда


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

На доске эпиграф: “Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей”. А. П. Макаренко

1. Вступление.

– Добрый день, здравствуйте!

Современное общество находится в состоянии нравственно– культурного кризиса. Разнообразные источники массовой информации навязывают подросткам западный образ мышления, когда семейные отношения отходят на задний план, а приоритет отдается эгоизму и ложной независимости. Однако в России всегда считались важными семейная поддержка, уважительное отношение к старшим. “Почитай отца и матерь твою”, – этот завет передан нам предками. Общенародный идеал – человек, уважающий своих родителей, старших родственников, оказывающий поддержку младшим. Такой человек будет с уважением относиться и к другим людям, что позволит ему в дальнейшем найти свое место в обществе. В связи с этим семейное воспитание следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если мы хотим сохранить страну, общество, человека и “человеческое в человеке”.

Однако не в каждой семье ее члены уделяют достаточное внимание друг другу, нередко дети ограничиваются потреблением предоставляемых им благ, не интересуясь возможными проблемами родителей.

Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Раз семья – Вселенная, пусть маленькая, должны существовать и загадки Вселенной. И они действительно существуют. На каждую загадку есть разгадка.

В семейном кругу мы с вами растем!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

2.

У каждого человека есть свой дом. Слова “Отчий дом”, “семья” входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.

И у каждой семьи есть свои традиции. Назовите, какие традиции существуют в вашей семье?

– Молодцы! А сейчас конкурс “Знатоки традиций”.

Как называется русский праздник проводов зимы? (Масленица)

Какое угощение присутствовало на этом празднике? (Блины)

Почему именно блины? Что это означало? (Блины – символ солнца)

Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины, квас)

Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка)

Какое дерево считается символом России? (Береза)

Назовите полюбившийся во всем мире сувенир из России. (Матрешка)

Как называлась плетеная обувь крестьян? (Лапти)

3.

А сейчас разобьемся на две семьи и выберем главу семьи. (Петровы, Ивановы.)

А что такое семья?

Когда появилось слово “семья”!
Когда-то о нём не слыхала земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,,Сейчас я тебе семь вопросов задам –
– Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я"
Кто, моя царица, воспитает их?
И Ева покорно ответила: "Я"
– Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
– Меня приласкает , украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь ,,Я??
Вот так на земле появилась семья.

– Итак, семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По В.Далю

По словарю ТЕРРА ЛЕКСИКОН

Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья – это продолжение вашего рода. С давних времен о прочности семьи народ придумал пословицы и поговорки. Старая пословица во век не сломится. А мы с вами вспомним пословицы о семье. Каждой команде дано по две пословицы, нужно их собрать.

  1. “Семья в куче – не страшна и туча”.
  2. Дружная семья и землю превращает в золото.
  3. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  4. Семья – печка, как холодно, все к ней собираются.

4.

А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”

– У кого есть старший брат.

– У кого есть младшая сестра.

– У кого бабушка и дедушка живут здесь в городе.

Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, дядь, теть…), с ними мы связаны незримыми нитями. Ваши предки, ваши корни – ваша родословная. Родители и вы – часть, причем, верхняя часть, чудесного родословного дерева. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы.

В жизни, как в природе, все взаимосвязано. Если погибнут корни – засохнет дерево. Если мы забудем дедов и прадедов – мы истощимся духовно. Тот род силен, который предков помнит и чтит.

– Наука, занимающаяся родословием называется генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля. Генеалогия (греч.) – наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная. Генеалогический – значит родословный.

Многие из вас составляли родословное дерево. Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить предков. Это дань благодарности, дань памяти.

Выступление детей – защита своих родословных. Вставить в презентацию.

5.

Дети:  Гремите громче, трубы,
Звонче звените, колокола,
На встрече нашей сегодня
Вся моя семья!
Всех, кого люблю я
И сердцем и душой,
Сегодня в этом зале
На празднике со мной.
Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный самый в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть–чуть завидую.
Спрашиваю папу: “Где я был тогда”?
Отвечает папа: “Не было тебя”!
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?
В нашем классе праздник славный,
Думаю, что нет его важней.
Здесь сегодня наши мамы, папы, бабушки и дедушки.
Если кто-нибудь на свете ближе и родней?
Незримо следуют родители за нами
И в радости, и в час, когда пришла беда.
Они стремятся оградить нас от печали,
Но мы, увы, их понимаем не всегда.
Вы нас простите, милые, родные,
У нас ведь, кроме вас, дороже нет людей.
Как говорится – дети радость в жизни,
А вы для нас – опора в ней.

Дети и родители заполнили анкету и ответили анонимно на вопросы:

Какими вы считаете идеальных родителей, Идеальных детей, идеальные семьи. И вот что получилось:

6.

Семья это такое место, где не надо притворятся, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный.

– Чьими стараниями это достигается в ваших семья? Как распределяются обязанности в ваших семьях?

На листах бумаги заполняют обязанности в это время аудитория отвечает на вопросы ведущего. (Заслушиваются ответы некоторых детей)

папа мама дети
1.

2.

   

– Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос “Кто мог бы взять на себя какую-нибудь часть маминых или папиных обязанностей?”

– Есть такая пословица “Счастье не птица – само не прилетит”. Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония.

Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение и непонимание. “ Дом вести – не бородой трясти”, “Согласие да лад – в семье клад”, “ Согласную семью горе не берет”.

7.

Посмотрим, какой же лад в ваших семьях. (Ивановых и Петровых).

Вызываются 2 из семей мальчик и девочка на конкурс “Сиамские близнецы”. Обнимите с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого и вот в таком положении выполните простейшие с точки зрения нормального человека действия:

вденьте нитку в уголку ;
выстригите ножницами кружок из бумаги;
зажгите свечу с помощью спичек.

8.

Песня Э. Пьехи “Семейный альбом”

Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех – свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое.

Выступление детей. Рассказ о фотографии. Вставить в презентацию.

9.

Лев Толстой сказал: “Счастлив тот , кто счастлив у себя дома”

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:– Из чего складывается семейное счастье? ( 5 минут на размышление) В это время аудитория отвечает на вопросы ведущего.

– Ответы детей.

Ведущий. Рецепт счастья:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавить две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажет на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.

И.Беляева.

Заключение.

Мы сегодня с вами выяснили, что “погода в доме” зависит во многом и от вас самих. Разгоним тучи над нашим домом!

Одна из заповедей Христа гласит “Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо”.

В послании Павла сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчетно. Долг же требует осмысления и душевной работы. Не случайно 2008 год объявлен годом семьи.

Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец.

Видите, дети, как иного зависит от вас. Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!

Дети:

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль, |
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце на веки останется в нем!

Релаксация.

– “Какой был сегодня классный час?”
– Веселый, интересный, радостный, прикольный, хороший…(приз получает тот, назвавший последней характеристику вечера).

Презентация

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru