Программа адаптации выпускников начальной школы при переходе на основную ступень обучения в условиях сельской школы

Период адаптации учащихся к условиям основной школы, включающий период обучения в 5–6-х классах, требует особого внимания со стороны педагогов, психологов, родителей, т.к. связан с рядом объективных причин:

  • возрастные изменения детского организма;
  • изменение межличностных отношений в детских коллективах, связанные возрастным кризисом переходного возраста, а также, нередко, и с изменениями в составе классных коллективов;
  • родители, в основном, меньше внимания уделяют контролю и помощи по учебе, считая их достаточно самостоятельными;
  • повышается уровень школьной тревожности в связи с изменением условий обучения и т.д.

Реализация на практике принципа преемственности в процессе обучения и воспитания обеспечивает их успешность на всех этапах.

Цель программы: реализация на практике принципа преемственности в процессе обучения и воспитания.

Задачи:

  • Подготовить психологически учащихся 4-го класса к переходу на следующую ступень образования.
  • Создать оптимальные условия в период адаптации учащихся к новым условиям обучения.
  • Осуществлять мониторинг развития учащихся с целью выявления и предупреждения кризисов.
  • Повышать психолого-педагогическую грамотность учителей и родителей.

Направление деятельности

Мероприятия

Адресат

Ответственные

Диагностика

Определение уровня обученности учащихся 4 класса

Учащиеся 4-го класса

Педагоги старшего и среднего звена

Определение уровня школьной тревожности

Учащиеся 4, 5 и 6-го классов

Педагог-психолог

Изучение уровня самооценки

4, 5, 6-й классы

Психолог

Изучение типов темперамента

4-й класс

Педагог-психолог

Изучение семейно ситуации с помощью рисуночных проб

4-й класс

Психолог

Изучение уровня сформированности учебной мотивации

4, 5, 6-й классы

Психолог

Контрольная работа по родному языку «Что я жду от 5-го класса»

Учащиеся 4-го класса

Педагог-психолог, учитель родного языка

Рисуночная проба «Впереди у нас – 5-й класс!»

Учащиеся 4-го класса

Педагог-психолог, классные руководители

Изучение интересов и склонностей учащихся

4–5-й класс

Психолог, классный руководитель, учителя-предметники

Изучение учебных предпочтений с помощью методики «Урок глазами ученика»

4–5-й класс

Психолог

Диагностическая игра «Коллективный рисунок дерева»

4-й и 5-й класс

Психолог

«Как рассадить детей за парты» классный час

5-й класс

Классный руководитель

Изучение динамики развития познавательной сферы личности учащихся

В течение всего периода обучения

Психолог

Коррекционно-развивающая работа

Диагностическая психологическая игра «Впереди у нас – 5-й класс!»

Учащиеся 4-го класса

Педагог-психолог, классный руководитель

Экскурсия по кабинетам основной школы

Учащиеся 4-го класса

Педагоги-психологи, классный руководитель

«Ничейная земля» первый классный час в пятом классе

Учащиеся 5-го класса

Психолог, классный руководитель 5-го класса

Классный час «Как рассадить детей за парты»

5-й класс

Классный руководитель 5-го класса, психолог

Игра «Посвящение в пятиклассники»

Учащиеся 5-го класса

Психолог, классный руководитель 5-го класса

Деловая игра «Лидер»

5-й класс

Психолог, классный руководитель 5-го класса

Классный час «Путешествие в город Этикет» (см. приложение 1 и приложение 2)

5-й класс

Классный руководитель 5-го класса, психолог

Альбом-эстафета «Наш класс»

5-й класс

Классный руководитель

Классный день рождения

5-й класс

Классный руководитель

«Мы живем на одном этаже» – классный час в гостях у шефов (см. приложение 3)

Учащиеся 5-го и 10-го классов

Классный руководитель 10-го класса

Консультативно-просветительская работа

Лекция для родителей пятиклассников «Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка» (см. приложение 4)

Педагог-психолог

Лекция для родителей «Роль семьи в формировании учебной мотивации пятиклассников»

Педагог-психолог

Лекторий для педагогов

Педагог-психолог

Организационно-методическая работа

Взаимные посещения младшего и среднего звена уроков, внеклассных мероприятий с целью знакомства с учащимися, наблюдения в различных ситуациях, изучения методического опыта коллег

 

Психолого-педагогический консилиум «Особенности адаптации учащихся 5-го класса к условиям основной школы»

Заместитель директора по УВР, педагоги-предметники, педагог-психолог

Методический совет «Об уровне психолого-образовательной готовности учащихся 4-го класса к переходу в основную школу»

Директор, заместитель директора по УВР, педагоги-предметники, педагог-психолог

Читать еще:


Новые материалы:

Технология подготовки победителей олимпиады "Психология в экономике и управлении" :: Коррекционно-реабилитационная программа по работе с жертвами насилия "Мирный конфликт" :: Настроение. Управление настроением :: Тревожность, ее причины и последствия :: Аналитический отчет о работе педагога-психолога :: Гангстердам ( Gangsterdam ), 2017 :: Наволочки / MOON TRADE / Комплект наволочек на молнии 70х70 бирюзового цвета Violett Модель 4002 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD