Программа адаптации выпускников начальной школы при переходе на основную ступень обучения в условиях сельской школы

Программа адаптации выпускников начальной школы при переходе на основную ступень обучения в условиях сельской школы

Период адаптации учащихся к условиям основной школы, включающий период обучения в 5–6-х классах, требует особого внимания со стороны педагогов, психологов, родителей, т.к. связан с рядом объективных причин:

  • возрастные изменения детского организма;
  • изменение межличностных отношений в детских коллективах, связанные возрастным кризисом переходного возраста, а также, нередко, и с изменениями в составе классных коллективов;
  • родители, в основном, меньше внимания уделяют контролю и помощи по учебе, считая их достаточно самостоятельными;
  • повышается уровень школьной тревожности в связи с изменением условий обучения и т.д.

Реализация на практике принципа преемственности в процессе обучения и воспитания обеспечивает их успешность на всех этапах.

Цель программы: реализация на практике принципа преемственности в процессе обучения и воспитания.

Задачи:

  • Подготовить психологически учащихся 4-го класса к переходу на следующую ступень образования.
  • Создать оптимальные условия в период адаптации учащихся к новым условиям обучения.
  • Осуществлять мониторинг развития учащихся с целью выявления и предупреждения кризисов.
  • Повышать психолого-педагогическую грамотность учителей и родителей.

Направление деятельности

Мероприятия

Адресат

Ответственные

Диагностика

Определение уровня обученности учащихся 4 класса

Учащиеся 4-го класса

Педагоги старшего и среднего звена

Определение уровня школьной тревожности

Учащиеся 4, 5 и 6-го классов

Педагог-психолог

Изучение уровня самооценки

4, 5, 6-й классы

Психолог

Изучение типов темперамента

4-й класс

Педагог-психолог

Изучение семейно ситуации с помощью рисуночных проб

4-й класс

Психолог

Изучение уровня сформированности учебной мотивации

4, 5, 6-й классы

Психолог

Контрольная работа по родному языку «Что я жду от 5-го класса»

Учащиеся 4-го класса

Педагог-психолог, учитель родного языка

Рисуночная проба «Впереди у нас – 5-й класс!»

Учащиеся 4-го класса

Педагог-психолог, классные руководители

Изучение интересов и склонностей учащихся

4–5-й класс

Психолог, классный руководитель, учителя-предметники

Изучение учебных предпочтений с помощью методики «Урок глазами ученика»

4–5-й класс

Психолог

Диагностическая игра «Коллективный рисунок дерева»

4-й и 5-й класс

Психолог

«Как рассадить детей за парты» классный час

5-й класс

Классный руководитель

Изучение динамики развития познавательной сферы личности учащихся

В течение всего периода обучения

Психолог

Коррекционно-развивающая работа

Диагностическая психологическая игра «Впереди у нас – 5-й класс!»

Учащиеся 4-го класса

Педагог-психолог, классный руководитель

Экскурсия по кабинетам основной школы

Учащиеся 4-го класса

Педагоги-психологи, классный руководитель

«Ничейная земля» первый классный час в пятом классе

Учащиеся 5-го класса

Психолог, классный руководитель 5-го класса

Классный час «Как рассадить детей за парты»

5-й класс

Классный руководитель 5-го класса, психолог

Игра «Посвящение в пятиклассники»

Учащиеся 5-го класса

Психолог, классный руководитель 5-го класса

Деловая игра «Лидер»

5-й класс

Психолог, классный руководитель 5-го класса

Классный час «Путешествие в город Этикет» (см. приложение 1 и приложение 2)

5-й класс

Классный руководитель 5-го класса, психолог

Альбом-эстафета «Наш класс»

5-й класс

Классный руководитель

Классный день рождения

5-й класс

Классный руководитель

«Мы живем на одном этаже» – классный час в гостях у шефов (см. приложение 3)

Учащиеся 5-го и 10-го классов

Классный руководитель 10-го класса

Консультативно-просветительская работа

Лекция для родителей пятиклассников «Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка» (см. приложение 4)

Педагог-психолог

Лекция для родителей «Роль семьи в формировании учебной мотивации пятиклассников»

Педагог-психолог

Лекторий для педагогов

Педагог-психолог

Организационно-методическая работа

Взаимные посещения младшего и среднего звена уроков, внеклассных мероприятий с целью знакомства с учащимися, наблюдения в различных ситуациях, изучения методического опыта коллег

 

Психолого-педагогический консилиум «Особенности адаптации учащихся 5-го класса к условиям основной школы»

Заместитель директора по УВР, педагоги-предметники, педагог-психолог

Методический совет «Об уровне психолого-образовательной готовности учащихся 4-го класса к переходу в основную школу»

Директор, заместитель директора по УВР, педагоги-предметники, педагог-психолог

Читать еще:


Новые материалы:

Неопределенная форма глагола (УМК "Школа России"). 3-й класс :: Урок ОРКиСЭ "День народного единства и согласия" :: Урок русского языка по теме "Письмо изученных букв. Строчные буквы б, д". 1-й класс :: Урок математики по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 20". 2-й класс :: Урок-пресс-конференция "Places and Faces". Английский язык в 11-м классе :: Любовь прет-а-порте, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Вешалки/Напольные / Sheffilton / Вешалка-стойка Офис 1-2Р ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD