Программа элективного курса "Зарубежная литература"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Программа элективного курса "Зарубежная литература"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Курс «Зарубежная литература» представляет собой интегрированную программу, включающую в себя элементы таких учебных дисциплин, как «Литература» и  «Иностранный язык». Данный курс рассчитан на один год обучения в 9-11-x классах гуманитарного и филологического профиля для введения учащихся в западное культурное пространство Европы и США в соответствии с нормами и ценностями открытого общества.

Страноведческое содержание курса призвано завершить формирование у старшеклассников представления о всемирной литературе. Учащиеся знакомятся с фактическими сведениями о литературе иноязычных стран в разные исторические периоды.

Знакомство с культурой зарубежных стран основано на постоянном сравнении полученных знаний со знаниями о своей стране, себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям и традициям. Сравнение также требует от учащихся проявление собственного мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объем знаний и о своей стране, и о других странах.

Главной задачей учебного аспекта программы «Зарубежная литература» является систематизация, обобщение и дальнейшее закрепление материала по учебным дисциплинам «Литература» и «Иностранный язык», а также подготовка учащихся к экзаменам в соответствии с требованиями государственного стандарта.

В области чтения ставится задача совершенствования трёх наиболее распространенных видов чтения: чтения с общим охватом содержания, чтения с детальным пониманием прочитанного, поискового чтения. Обучение чтению ведется на основе аутентичных текстов, соответствующих возрастным интересам учащихся.

В связи с тем, что обучение построено на переведенных и аутентичных текстах разного характера, большое значение придается самостоятельному обращению учащихся к лингвострановедческому справочнику, в задачи которого входит: во-первых, расширить общеобразовательный кругозор учащихся при ознакомлении их со страноведческими сведениями, во-вторых, сформировать потребность и развить умение пользоваться справочной литературой типа лексиконов, энциклопедических словарей, стимулируя тем самым познавательную активность учащихся.

Данный элективный курс предназначен для работы в 9-11 классах. Занятия проводятся один раз в неделю в течение одного года. Предполагается чтение лекций, проведение практических (семинарских) занятий и текущий контроль за чтением учащихся. Курс рассчитан на 32 часа и завершается зачетом.

Общие понятия, употребляемые при изучении курса

  1. Понятие о литературе как искусстве слова, закрепленном в письменной форме.
  2. Роды литературы. Эпос, лирика и драма. Их различия в зависимости от позиций автора по отношению к изображаемому материалу. Различные жанровые формы внутри родов. Роман, повесть, рассказ, новелла, эпическая поэма, басня, афоризм в эпосе. Комедия и трагедия в драме. Лирическая поэма, стихотворение в лирике.
  3. Художественный образ, троп – особая форма отражения действительности, «магический кристалл» (А.С. Пушкин), трансформирующий явление жизни. Понятие о метафоре и эпитете.
  4. Тема произведения как его концентрированное содержание. Идея – основная мысль произведения.
  5. Построение художественного произведения. Понятие о композиции, завязке, кульминации и развязке. Сюжет как «цепочка причин и следствий» (Б.В. Томашевский).
  6. Понятие о классицизме, барокко, романтизме, реализме, модернизме.

В ходе изучения курса «Зарубежная литература» учащиеся формируют краткий словарь основных литературоведческих терминов и дополняют его примерами в процессе слушания курса. Например, тема «Илиады» Гомера – Троянская война. «Гнев Ахиллеса» и последствия этого гнева. Идея – приоритет общественного над личным. Любовь к родине выше эгоистических интересов.

Программа курса

Тема Занятия, ч
теория практика всего
1. Литература Античности 1 2 3
2. Литература средних веков 2 2 4
3. Переход от средневековья к Возрождению 1 2 3
4. Возрождение 2 3 5
5. Литература XVII века 1 2 3
6. Литература XVIII века 1 2 3
7. Романтизм в европейской и американской литературе 1 3 4
8. Реализм в европейских литературах 1 2 3
9. Модернизм в литературе XX века 2 2 4
Всего 12 20 32

Содержание занятий

1. 1) Литература как вид искусства. Тысячелетняя история письменной формы искусства слова. Древнейшие литературные памятники Востока и Запада. Понятие о мифе и эпосе. "Илиада" Гомера - классический образец эпоса . - 3 часа.
2) Средневековая литература Западной Европы. Героический эпос. Рыцарский роман. Городская литература - 3 часа.

2. Литература эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Возрождения. Данте Алигьери как последний поэт средневековья и первый поэт нового времени. Особенности Возрождения в Италии ("Декамерон" Дж. Боккаччо, сонеты Петрарки),  Англии (творчество У. Шекспира), Франции (роман Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"), Испании (роман "Дон Кихот" М. де Сервантеса) - 5 часов.

3. Семнадцатый век в Европейских странах. Барокко и классицизм. Торжество абсолютизма во Франции. Французский театр 17 века. Комедии Мольера - 3 часа.

4. Общая характеристика эпохи Просвещения в странах Западной Европы и Северной Америки. Идеология Просвещения как реакция на феодальную систему. Просвещение как мировоззренческая основа Войны за независимость 1775-1783 годов. Революционный характер Просвещения во Франции. Английский просветительский роман Д. Дефо и Дж. Свифта. Философская повесть М.А. Вольтера Ж.Ж. Руссо и руссоизм.  Движение "Бури и Натиска" в Германии. Творчество И.В. Гете и Ф. Шиллера - 3 часа.

5. Литература первой трети 19 века. Романтизм как художественный метод и стиль. Социально-методические предпосылки возникновения романтического направления и его национальные особенности Англии, Франции, Германии, Италии. Дж. Байрон и байронизм. Исторический роман В. Скотта и В. Гюго. Романтическая лирика и драма. Германия - классическая страна романтизма. Сказки Э.Т.А. Гофмана - 4 час.

6. Реалистическая обусловленность человека социальной средой в литературе 19 века. Понятие типического героя в типических обстоятельствах. Реалистические принципы сюжетосложения, изображение человека и условий жизни. О. де Бальзак - создатель "Человеческой комедии", отец социального романа. История молодого человека в романе "Отец Горио". - 3 часа.

7. Модернизм в литературе 20 века. Изображение разрыва духовного опыта личности и хода общественной жизни. Особенности постмодернизма. Английский роман 20 века - 1 час.

8. Творческий путь Б. Шоу. Понятие "интеллектуальной драмы". Дискуссия, парадокс, гротеск в "неприятных пьесах" Шоу - 1 час.

9. Творчество Г. Уэллса. Социально-философская фантастика. Основные темы романа "Человек-невидимка" - 1 час.
Социально-философский роман У. Голдинга. Символика и притчевое начало - 1 час.

10. Постмодернизм в английской литературе. Эстетические основы. Принцип игры. Художественное своеобразие романа "Женщина французского лейтенанта" Фаулза - 1 час.

11. Детектив в современной англоязычной литературе. Особенности жанра, композиции. Система образов - 1 час.

12. Основные тенденции развития англоязычной научной фантастики. Проблематика и художественное своеобразие. Характер психологизма в романе С. Кинга "Зеленая миля". Особенности жанра антиутопии. Творчество Р. Брэдбери - 2 часа.

Рекомендованная литература

  1. Васильев К.Б.  The English Tutor. Английский наставник. Учебное пособие по английскому языку. Книга 2: Британская литература. – М.: Интеллект-Центр, 2001.
  2. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Книга для учителя. Нижний Новгород, 1997.
  3. Краткий словарь литературных терминов. Книга для учащихся. Любое издание.
  4. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
  5. Энциклопедия для детей. Всемирная литература. Том 15. Часть 1,2. – Москва.: Аванта +, 2001

Список литературы по курсу

  1. Легенды и мифы древней Греции.
  2. Гомер. Илиада.
  3. Песнь о Роланде.
  4. Песнь и Нибелунгах.
  5. Бедье Ж. Тристан и Изольда.
  6. Данте А. Божественная комедия. Ад.
  7. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (кн. 1-2)
  8. Шекспир У. Ромео и Джульетта. Гамлет. Сонеты. Двенадцатая ночь.
  9. Боккаччо Дж. Декамерон. (выборочно)
  10. Сервантес М. Дон Кихот. (кн. 1)
  11. Корнель П. Сид.
  12. Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф.
  13. Вольтер М.А. Кандид.
  14. Свифт Дж. Путешествие Гулливера.
  15. Дефо Д. Робинзон Крузо.
  16. Гете И.-В. Фауст. Страдания юного Вертера.
  17. Шиллер Ф. Коварство и любовь.
  18. Гофман Э.Т.А. Золотой горшок.
  19. Гюго В. Собор Парижской Богоматери.
  20. Скотт В. Айвенго.
  21. Байрон Дж.Г. Паломничество Чайльд-Гарольда.
  22. Бальзак О.де. Гобсек. Отец Горио.
  23. Диккенс Ч. Оливер Твист.
  24. По Э.А. Ворон. Новеллы.
  25. Твен М. Приключения Тома Сойера. Новеллы.
  26. Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц.
  27. Кафка Ф. Превращение.
  28. Шоу Б. Пьесы.
  29. Уэллс  Г. Человек-невидимка.
  30. Голдинг У. Повелитель мух.
  31. Кристи А. Детективы (выборочно).
  32. Фаулза. Женщина французского лейтенанта.
  33. Кинга С. Зеленая миля.
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru