Рассказ о рассказе

Тема урока: «Рассказ».
Название урока: «Рассказ о рассказе».
Тип урока: формирование новых знаний.
Целевые ориентации: научить детей мыслить раскованно, творчески, понимать других людей; предоставить обучающимся психологические средства для личностного саморазвития.
Ведущая компетенция: лингвистическая.
Приоритетный вид речевой деятельности: говорение.
Вид деятельности обучающихся: групповой, проблемно-поисковый.
Вид деятельности учителя: обучающая, культурологическая.

Из обучающихся сформированы временные творческие коллективы (ВТК) путём объединения их в группы по мотиву случайности. Каждой группе для ведения записей на этапах «Социоконструкция», «Социализация», а затем для этапа «Афиширование» выдан шаблон – лист формата А3, вырезанный в виде раскрытой книги. Записи на нём можно вести различными инструментами.

На доске записаны:

  • Название урока,
  • Слова К.Г.Паустовского: «Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком»,
  • Термины: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение.

ХОД УРОКА

Приветствие учителя (мастера).

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем работать в творческой мастерской, где каждый из вас будет творцом, мастером, а я буду вашим наставником и помощником. Наш урок называется «Рассказ о рассказе».

Цель нашего урока: выяснить – что такое рассказ?

Задачи:

  • понять, что лежит в основе рассказа;
  • узнать, каковы его основные составные части;
  • составить рекомендации – кому и как надо рассказывать.

Итак, наша творческая мастерская начала работу. Опорные записи вы будете вести на шаблонах, которые получила каждая группа.

Индуктор

На занятии в мастерской вам понадобится воображение, т.е. умение представлять себе что-то мысленно, фантазировать.Вот что сказал об этом умении К.Г.Паустовский: зачитываются слова, записанные на доске.
Выразите своё отношение к этим словам писателя. Запишите на шаблоне свои мысли каждый, потом соедините их, обсудив в группе, в единую запись. (Самоконструкция и социоконструкция).

Выполнив задание, ребята выступают.

Учитель. Следующий вопрос, на который вам предстоит ответить, связан с воображением. Какие ассоциации возникают у вас при слове РАССКАЗ? Обсудите их в группах и запишите на шаблонах.

Ребята обсуждают и выступают. (Афиширование).

Учитель. Итак, мы с вами пришли к выводу о том, что рассказ – это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что с вами произошло. Подберём синонимы к слову случай.

Обучающиеся называют по очереди синонимы, а учитель записывает их на доске:

  • история,
  • происшествие,
  • эпизод,
  • событие.

А история, происшествие, случай – это то, что может произойти с каждым. Давайте послушаем, какие истории, произошедшие с ними на самом деле, приготовили к сегодняшнему уроку некоторые ребята по моей просьбе. (Это домашнее задание было задано заранее). Можно провести конкурс на лучшего рассказчика.

Но случай – это основа повествования. На следующем этапе урока нам предстоит узнать, какова конструкция рассказа, его составные части и понять, без чего не может быть рассказа.
Познакомиться со строением рассказа нам поможет учебник риторики. («Школьная риторика» под ред. Т.А.Ладыженской). Откроем стр.89 и обратимся к упр.№77. (Это упражнение в полной мере позволяет познакомить обучающихся с композицией рассказа).
Теперь, ребята, выполните, обсуждая в группе, задание упр.№78.

Обменявшись мнениями в группе, один человек из группы выступает. (Социализация). Модели построек, которые соответствовали бы структуре рассказа, ребята рисуют на своих шаблонах. Шаблон вывешивается на доску во время ответа ученика. (Афиширование).

Учитель. Очень важно знать и то, для чего и кому ты будешь что-либо рассказывать, что именно скажешь, в какой последовательности, каким тоном. Давайте мы подготовим советы рассказчику, потом объединим их, выбрав из советов каждой группы самые удачные, и запишем «Памятку рассказчику».

Рефлексия (подведение итогов, обсуждение, всё ли удалось).

Домашнее задание: попробуйте создать свой рассказ на тему: »Как я однажды…»

Подумайте:

  • о каком случае из своей жизни вы хотите рассказать;
  • с чего вы начнёте рассказ (завязка), как будет развиваться действие, чем окончится рассказ (развязка).

В завершение хотелось бы сказать, что форма мастерской помогает ребёнку раскрыться не только потому, что является безотметочной, но и потому, что выявляет творческий потенциал обучающихся. Это, в свою очередь, повышает качество знаний, делает ребёнка активным, успешным.

Читать еще:


Новые материалы:

Как учить этих людей медитации? :: Apple Watch для плавания под водой? Разумеется, да! :: Мусоросжигательный завод: почему его необходимо срочно закрыть, и почему этого никогда не сделают :: Всего через 500 лет Земля превратится в огненный шар :: Пуленепробиваемый жилет толщиной... в два слоя атомов. Теперь это возможно! :: Талли ( Tully ), 2018 :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Бьянка 140х200 Модель 1207 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Ходьба на дорожке для похудения

...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Рецепт из лимона для похудения рецепт

Лимонная диета — рецепты для похудения Многие девушки стараются избавиться от лишнего веса, прибегая для этой цели к изнуряющим диетам. Подобный подход может...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD