Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с первыми военными наградами Российской империи (до 1917 г.):

– орденом и знаком Святого Андрея Первозванного;
– орденом и знаком Святого Георгия;
– знаком отличия – Георгиевским Крестом 1, 2, 3, 4 степеней.

2. Учить работать с картой, текстом учебника.
3. Развивать мышление, устную речь, память.
4. Воспитывать чувство гордости за наших воинов, любви к Родине, желание быть защитниками своего Отечества.

Задачи:

  1. Проследить историю развития наградного дела в России.
  2. Раскрыть содержание понятий: “орден”, “медаль”, “фалеристика”, “георгиевский кавалер”.
  3. Пробуждать желания узнать свой край.

Оборудование:

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

Прослушайте отрывок из стихотворения М. Львова и сформулируйте тему урока:

Да, страна орденов не жалела –
Благодарной рукою она
За солдатское славное дело
Раздавала награды сполна.
Орден – гордость,
и слава,
и боль же:
Сколько сложено в битвах голов!
…Всё же подвигов было побольше,
Чем в Монетном дворе орденов.

– На протяжении многих уроков мы говорили о том, как развивалось и совершенствовалось русское военное искусство. Познакомились с талантливыми русскими полководцами, узнали, как они действовали в сражениях. Сегодня мы познакомимся с наградами полководцам, офицерам и нижним чинам за храбрость и мужество, проявленные на полях сражений.

Тема урока: “Военные награды Российской империи” Слайды 1-2

2. Повторение изученного материала.

– До какого года существовала Российская империя?

1. Какие произведения о русских солдатах и полководцах вы читали на уроках внеклассного чтения?

С. Алексеев “Рассказы о Суворове”, С. Алексеев “Рассказы о Кутузове”, К. Симонов “Ледовое побоище”, М. Лермонтов “Бородино”

– Как А. В. Суворов называл своих солдат?

Чудо – богатыри.

2. Из перечисленных дат выберите те, которые имеют отношение к победам русских воинов: 988, 1147, 959, 1380, 1242, 1812, 1240.

– Назовите битву и полководца. Какой это век?

– Покажите на карте, обозначьте флажками места сражений.

3. Кто и по какому поводу сказал:

“С потерей Москвы не потеряна Россия. Надо сохранить армию”.

Кутузов М. И. .после приказа: “Оставить Москву без боя”.

4. Работа по карте и атласу.

Показать и назвать территорию России к началу XIX в.

3. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику §32, стр.141.

– Прочитайте статью в учебнике.

+ Карандашом красного цвета отметить, что узнали нового.

Самостоятельная работа учащихся.

2. Работа по таблице (Таблица заполняется по ходу урока)

Я знаю Я узнал Я хочу узнать
     

– Перечислите, чем награждали наших предков – воинов за мужество и героизм.

(Заполняем 1 графу таблицы)

Князья награждали отличившихся дружинников (иллюстрации):

– крестами, золотыми цепями и кубками. “Легенда гласит, что за покорение Сибири царь Иван IV воинов отряда Ермака наградил деньгами, а самому предводителю подарил дорогие доспехи” [9]

– шубой с царского плеча, давали оружие и коня;

– офицеров и полководцев с XVI в. награждали именным золотым оружием;

– монетами. Полководец А. В. Суворов часто награждал своих “чудо-богатырей” екатерининскими рублёвиками и полтинами. Такие награды передавались из поколения в поколение и хранились на почётном месте – под иконами;

-медалями (с XV в.) награждали участников походов и сражений. Чем выше военный пост занимал награждённый, тем больше по размеру и весу была его медаль.

– Прочитайте значение слова по толковому словарю.

медаль – круглая металлическая пластинка с изображением, присуждаемая в награду за что-либо или выпускаемая в память о каком-либо событии.

– Что вы узнали нового из истории развития наградного дела в России?

При Петре I появились ордена. Орденами награждали только богатых и знатных.

– Прочитайте значение слова по толковому словарю.

Орден –

1. Знак отличия, присуждаемый в награду за военные или гражданские заслуги.

Орден Святого Александра Невского.

2. Организация, община с определённым уставом (Тевтонский орден.)

Название некоторых тайных обществ. (Масонский орден.)

3. Первый орден Российской империи. Слайд 3.

– Как назывался первый российский орден?

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного.

– Кто и в каком году учредил орден?

Царь Пётр I в конце XVII в. 1698 г.

Почему так назывался орден?

Святого апостола Андрея Первозванного издревле считали небесным покровителем Руси. Много путешествовал, первым ознакомил славянские народы с христианской религией.

Вывод: Создавая орден в честь покровителя земли Российской – Святого апостола Андрея Первозванного – Царь Пётр I хотел укрепить престиж России, показать глубокие духовные и исторические корни своей державы. Андреевский крест, на котором был распят апостол за проповедь христианства, с 1699 г. по указу Петра I стал изображаться на русском военно-морском флаге.

– Найдите в тексте учебника описание ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.

Знаками ордена являлись:

– золотой, покрытый голубой эмалью, косой андреевский крест с изображением Андрея Первозванного. По преданию он был распят на таком кресте за проповедь христианства.

Буквы SARP на концах креста означают Sanctus Andreas Russiae Patronus (Святой Андрей Покровитель России;

– восьмиконечная серебряная звезда с бриллиантами и девизом: “За веру и верность”;

Крест носили на широкой голубой ленте через правое плечо. В особо торжественных случаях ленту заменяли золотой, украшенной разноцветными эмалями, цепью”.

– Орденом Святого Апостола Андрея Первозванного отмечались военные подвиги и безупречная государственная служба. Первым кавалером ордена стал в 1699 г. боевой адмирал Фёдор Головин.[8] Слайд 4

– Сам Пётр I получил орден из рук первого кавалера за воинскую доблесть, проявленную в мае 1703 года. В Устье реки Невы вошли два шведских военных корабля, вооружённых пушками. Пётр на нескольких галерах с солдатами гвардейской пехоты, имевшими только мушкеты и шпаги, взяли суда неприятеля на абордаж. Эта первая победа на водах Балтики доставила царю огромную радость. По его личному распоряжению отчеканили золотые и серебряные медали с изображением подвига.

4. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия и Знак отличия – Георгиевский Крест. Слайд 5.

– Самой почитаемой в России военной наградой был орден Святого Георгия, названный в честь храброго воина, считавшегося покровителем защитников Земли Руссой. Ещё Пётр I задумал учредить награду исключительно за военные заслуги. Эту идею смогла осуществить Екатерина II. 26 ноября 1769 г. ею был учреждён “Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия”. Этим орденом награждались офицеры, проявившие храбрость на поле боя, а также за особые отличия, “принёсшие пользу и славу российскому оружию”. Орден считался высшей военной наградой. Девиз ордена: “За службу и храбрость”. [2]

– Что представлял собой орден Святого Георгия?

Прочитайте в учебнике.

“Знаками ордена являлись:

– большой золотой крест, покрытый белой эмалью с изображением в центре Святого Георгия на белом коне;

ромбовидная позолоченная звезда, в центре помещался вензель СГ (Святой Георгий) и девизом вокруг – “За службу и храбрость”;

лента с тремя чёрными и двумя оранжевыми полосами, носимая через правое плечо”.

– Орден имел 4 степени. Крест I-ой степени носили на ленте через плечо, II-ой и III-й степени – на шее, IV-й на левой стороне груди. Первым Георгиевским кавалером стал полковник 1-го гренадёрского полка Ф. И. Фабрициан, получивший орден Святого Георгия в декабре 1769 г. за проявленную храбрость при взятии крепости Гала во время русско-турецкой войны. [9]

– Насколько почётна и авторитетна была эта награда, можно судить по тому, что за всё время существования этого ордена высшую степень ордена получили всего 25 военачальников. В том числе великий русский полководец А. В. Суворов в 1789 г. за победы при Фокшанах и Рымнике. А кавалерами всех степеней стали только 4 человека: генерал – фельдмаршал М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толи, И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич.[9] Слайд 6

– К ордену Святого Георгия имело отношение и наградное “золотое оружие”, получившее название Георгиевского оружия, – это шпаги, сабли, кортики с надписью на эфесе: “За храбрость”, с миниатюрным Георгиевским Крестом и темляком из Георгиевской ленты. Как орден Святого Георгия, так и Георгиевское оружие могли получить за боевые заслуги только офицеры.[1]

– В 1807 г. учреждается награда для нижних чинов – Знак отличия Военного ордена, получивший название Георгиевский Крест. В середине XIX в. солдатский Георгиевский Крест разделили на 4 степени: I-я, II-я – стали золотыми, III-я и IV-я – серебряными. “Для низших воинских чинов в награду за выдающиеся подвиги и самоотвержения, оказанные в бою против неприятеля”. [9] Обладатели всех его четырёх степеней становились полными Георгиевскими кавалерами. Статутом 1913 г. предусмотрена и Георгиевская медаль “За храбрость” 4-х степеней. В 1843 г. для солдат – кавалеров были учреждены новые льготы. Они освобождались от телесных наказаний. Слайды 7-8

– Кроме того, существовали особые “георгиевские отличия” для воинских частей – георгиевские знамёна, трубы и другие отличия. Слайд 9

– В честь ордена Святого Георгия и его кавалеров назван один из залов Большого Кремлёвского дворца. [1]

-После революционных событий 1917 г. орден прекратил своё существование. Но георгиевские цвета мы можем видеть на лентах солдатского ордена Славы, учреждённого в 1943 г., и на медали “За победу над Германией”.

– Многие не вернулись с войны – они погибли на фронте, защищая свою землю, свой народ. Мужество и героизм – вот, что составляло славу русского воина. Его любовь к своей Отчизне, его вера в торжество правды Божией давало ему силы для многих побед! Воин наш шёл на войну воевать с врагом за веру, за народ, за Русь, а не за себя!

4. Закрепление изученного материала.

1. Вывод по второй графе таблицы.

– Что такое орден?

– В каком веке в России учреждён первый орден? Как он назывался?

– Что вы можете рассказать о Георгии Победоносце?

– Почему он был особо почитаем в Российской империи?

– Кто мог считаться полным Георгиевским кавалером?

– Как называется наука, изучающая историю орденов, медалей? Прочитайте значение слова по толковому словарю.

Фалеристика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов,

медалей, знаков отличия, а также коллекционирование этих предметов. Получила развитие в I половине XX в. Тесно связана с нумизматикой.[5]

2. Соотнесите слова и их толкование.

Медальнаука, изучающая историю орденов, медалей, знаков отличия, а также коллекционирование этих предметов.

Орденособый знак отличия, присуждаемый в награду за военные или гражданские заслуги.

Фалеристикакруглая металлическая пластинка с изображением, присуждаемая в награду за что-либо.

3.Найти ошибки в тексте:

“За храбрость и мужество, проявленные на полях сражений, наших предков-воинов награждали сначала “орденами и медалями, позднее – доспехами”

1– доспехами;
2 – медалями;
3 – орденами.

4. ? Я хочу узнать …

– Что бы вы хотели узнать по этой теме?

5. Домашнее задание.

Найдите в справочной литературе:

1) За какие подвиги награждали орденом Святого Александра Невского? Когда он был учреждён? Слайд 10

2) Как были отмечены все участники боевых сражений Отечественной войны 1812 г.?

Например, российского фельдмаршала М. И. Кутузова наградили золотой, украшенной алмазами и бриллиантами шпагой. Стоила она колоссальные по тем временам деньги – 25125 рублей. [9]

– Отличились на полях сражений и наши земляки. Командир Псковского пехотного полка полковник Ляпунов награждён посмертно золотой шпагой и орденом Святого Георгия IV-ой степени за участие в Бородинском сражении. “…Удерживал с полком свою позицию во всё время сражения у редута, водил офицеров нижних чинов в штыковые атаки, пока сам не был срублен сабельным ударом неприятеля”… А Штабс-капитан Журба – орденом Святого Георгия I степени.

– В боях с врагом побеждает не только мужество, отвага, героизм бойцов, но и военная техника, вооружение армии. Михаил Тимофеевич Калашников – главный конструктор, разработал лучшие образцы автоматического стрелкового оружия XX века. Кавалер возрождённого в 1998 г. ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. [8]

6. Подведение итогов урока.

– Сегодня на уроке мы познакомились с военными наградами Российской империи. В государственных наградах, как в зеркале, отражается история государства: его развитие, революции, войны и победы, созидательный мирный труд и памятные события. Российская награда – это наша история. За каждым орденом и медалью стоят судьбы людей. Самое страшное, что есть на Земле, – это война. В нашем областном центре – городе Пскове – появились места памяти героев – десантников 6-й роты Псковской воздушно – десантной дивизии. Эти ребята – герои России, они погибли в Чечне, защищая свой народ, нашу Россию. Вечная им память!

– Святая Православная Русская Церковь молитвенно поминает наших героев, наших воинов, отдавших свою жизнь за нашу Родину Россию и за жизнь каждого из нас. Она молится и теперь за наше воинство, за крепость и мужество тех, кто и ныне несёт свою воинскую службу по защите рубежей нашего Отечества, за безопасность и счастье всех нас.

В братской любви
и святом единенье
Наших успехов залог.
И не страшны нам
врагов ухищренья.
В правде поможет нам Бог”.

(Отрывок из стих. “Братский гимн”, протоиерей Николай Гурьянов)

– Урок окончен. Спасибо, дети, за урок!

Используемые источники и литература:

  1. Георгиевские кавалеры. – М., 2004. – (Серия “История России”)
  2. Иллюстрированный энциклопедический словарь – М., 2003.
  3. Колесников Г. А. Ордена и медали СССР. – Минск, “Народная асвета”, 1986.
  4. Можейко И. В. и др. Государственные символы России. История и современность. – М., 2003.
  5. Нечаева И. В. Словарь иностранных слов. – М., 2002.
  6. Пчёлов Е. В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн, – М., 2002.
  7. Цветков Н. А. Пыталово: Село – полустанок – город. – Пыталово 2003.
  8. Электронная энциклопедия “Государственная символика России. История и современность”
  9. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Награды/Авт.-сост. А.А.Яковлев.-М.: ООО “Агенство “КРПА “Олимп”: ООО “Издательство АСТ”, 2002.

Приложение I. Презентация учителя Награды.ppt

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru