Урок по теме "Япония". 11-й класс
Познание 21 век - все об образовании и школах

Урок по теме "Япония". 11-й класс


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цели урока:

  1. Выяснить географическую специфику одного из ведущих центров мирового хозяйства.
  2. Дать полную экономико-географическую характеристику страны.
  3. Заполнить лист с печатной основой «Япония».
  4. Проанализировать «экономическое чудо» Японии.
  5. Повысить интерес к изучению географии.

Оборудование:

  1. Политическая карта мира.
  2. Атласы.
  3. Мультимедийная установка.
  4. Диск с презентацией по Японии..
  5. Постеры с изображением Японии.
  6. Бонсай, книга с техникой бонсая.
  7. Икебане с круглой хризантемой (национальный цветок японцев).
  8. Листы с печатной основой для работы учащихся (публикации 1-4).

План урока:

1. Вводное слово учителя.

Темой сегодняшнего урока является «страна восходящего солнца» - Япония (это образное название, исходя из положения на крайнем востоке). Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»?

Прослушать ответы детей.

2. Территория, границы, положение Японии.

Посмотрите на листы с печатной основой (или, если хотите, на форзац учебника). Дайте общие данные по Японии.

S = 372 тыс. кв. км.

H = 127,3 млн. чел. [учебник 10 класс, Максаковский, 2006]

Столица – Токио

Форма правления - конституционная монархия

Форма административно-территориального устройства – унитарное государство

Средняя плотность населения очень высокая ~ 340 чел/кв.км.

Япония, как вы видите из цифр, по площади сравнима с наиболее крупными странами Западной Европы и штатами США. Однако по составу и конфигурации она резко отличается от них. Эта страна – архипелаг расположена на 4 крупных и 4 тыс. мелких островов. Это островной мир, протянувшийся на 3,5 тыс. км, на стыке Евразии и Тихого океана.

В Японии нет места, удалённого от моря более чем на 120 км. По общей береговой линии (30 тыс.км.) она значительно превосходит США, и даже сравнивается с Африкой. На 1 км. японской территории приходится 72 м. береговой линии (в 2р. > чем в США)!

Т.о, Япония, действительно, богата своим побережьем, хотя сравнительно бедна природными ресурсами.

3. О природноресурсном факторе Японии много говорить не получается.

Находясь на стыке 2х литосферных плит, Япония может быть охарактеризована как гористая страна, с удобными низменностями вдоль побережья. Обилие тепла и влаги субтропиков и тропиков Южной Японии позволяет снимать по 2 урожая риса и овощей;

В силу геологического строения недра страны содержат запасы каменного угля, меди, свинцово – цинковый руды (из энциклопедического справочника «Все страны мира», стр .236).

4. Но надо отдать должное японцам, они очень бережно относятся к окружающей природе к деревьям, цветам, животным.

Поэтому в Японии очень популярны сезонные прогулки в природу, любование цветением сакуры, багрянцем кленовых лесов. Теперь это причудливо сочетается с проявлениями современной западной моды. А великолепные природные пейзажи, индустриальные и сельскохозяйственные ландшафты прекрасно соседствуют рядом. Все это создано упорным трудом японцев.

А трудиться здесь есть кому: Япония входит в «десятку» стран мира по населению. Интересно, что за последние 10-летия характер естественного движения резко изменился от 2 к 1 (к зиме). Это не что иное, как следствие крупных социально-экономических преобразований в японском обществе, достижений в области образования и здравоохранения.

Япония – нация здоровых людей, с низким (самым низким) показателем детской смертности в мире, здесь пропагандируются поздние браки. Именно Япония отличается самой высокой в мире средней продолжительностью жизни (около 80 лет). Она же первая предложила экспорт стариков.

Национальный состав исключительно однороден. 99% - японцы. Их язык сложен и специфичен, не входит ни в одну языковую семью, а письменность включает и сложную слоговую азбуку, и сложные иероглифы.

Религии в стране 2- синтоизм и буддизм, спокойно соседствующие и сосуществующие между собой. Обычно веруют в обе религии.

Япония- страна густонаселенная: средняя плотность населения- 340 чел. на кв. км. Это одно из первых мест в мире.

Страна высокоурбанизированная: 76% живет в городах, городских агломерациях, особенно в Токайдо - мегалополисе, который протянулся на 600 км вдоль Тихого океана. Есть и еще одна интересная цифра: 50 %- экономически активное население. Как вы понимаете, это очень высокая цифра. А если еще учесть, каков образовательный уровень рабочей силы, то можно сделать убедительный вывод: в стране есть кому работать, рабочая сила отличается высокой квалификацией.

Чем же обусловлено японское « экономическое чудо»: быстрый выход побежденной страны с пережитками феодализма на ведущее место в экономике мира?

Решаем проблему. Причин тому много: экономические, политические, социальные, исторические. Во-первых, тщательно продумали национальную стратегию экономического развития страны с учетом местных условий: все взрослое население было вовлечено в хозяйственную деятельность.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ:

Для интереса:

  1. рассказ о японской кабинке для учеников [из пособия «У нас в гостях Япония»]
  2. о переподготовке кадров [из пособия «У нас в гостях Япония»]

6. Хозяйство. Промышленность.

Перегнав США по национальному доходу на душу населения, Япония, почти лишенная собственной минеральной базы, превратилась в высокоразвитую страну.

Посмотрите на структуру экспорта и импорта страны [см. стр. 246 учебника Максаковского, 2006] Япония ввозит почти всю нефть, газ, руду, уголь, бокситы.

Т.о., ТЭК ориентирован на привозное сырье, но отличается высоким режимом экономии и сокращением объема энергопотребления. В стране более 30 АЭС.

Условно остальные отрасли можно разделить на 2 группы:

1) материалоемкие 2) наукоемкие
черная металлургия производство роботов
нефтехимия ЭВМ
автомобилестроение полупроводники
судостроение бытовой электроники
отличаются высоким техническим уровнем «безлюдные заводы»

Товары любой из этих групп отличаются высоким качеством и длительным сроком службы.

Сельское хозяйство.

Оно обеспечивает ¾ потребностей населения в продовольствии. Основой для него являются мелкие хозяйства, поражающие своей интенсивностью.

Причины:

  1. исторические - реформа сельского хозяйства 40-х годов; ликвидация помещичьего землевладения;
  2. высокий уровень развития промышленности.

Традиционным считается растениеводство:

Раньше население почти не потребляло мясо, а после войны положение быстро изменилось. Появилось животноводство.

По улову рыбы Япония традиционно на 1 месте. Хорошо развивается марикультура.

Транспорт.

В Японии развиты все виды транспорта, кроме речного и трубопроводного. По характеру транспортной сети Япония напоминает Западную Европу. Во внутренних перевозках главную роль играет автомобильный транспорт и железнодорожный, а во внешних - морской и воздушный. Крупнейшие порты – Кобе, Нагоя, Йокогама.

Очень важной особенностью хозяйства Японии является ее исключительная активность в международных экономических связях. Это объясняется слабой минерально-сырьевой базой, ориентацией на импорт, а также на экспорт собственной готовой продукции, по которой у Японии положительный торговый баланс. В большинстве стран мира можно приобрести японскую технику, автомобили, мотоциклы, медицинские аппараты.

Например, этот, для измерения артериального давления (или показать любую технику японского производства).

Россия – один из торговых партнеров Японии среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

А японские бизнесмены говорят: «Торговать или умереть»

Если проанализировать плотность населения, степень урбанизации и концентрации ведущих отраслей промышленности, то в стране явно обозначатся две сильно отличающиеся части:

«Лицевая или солнечная» и «тыльная или теневая»

1. Полосу промышленных агломераций, тянущуюся от Токийского залива до Осакского залива, называют Тихоокеанским промышленным поясом. Она занимает 1/3 площади , 65 % населения.

Производит 70 % электроэнергетики, 80 – 85 % обрабатывающей промышленности,

80 % продукции черной металлургии.

Центры: Токио, Йокогама, Нагоя, Осака, Кобе, Киото.

2. Периферийная зона включает горно-лесные районы, где добываются полезные ископаемые, идет заготовка древесины, развито животноводство и гидроэнергетика, туризм и рекреационное хозяйство. Здесь сосредоточены национальные парки, священная гора Фудзияма, парк Никко.

Хоть и пытаются в Японии проводить активную региональную политику по освоению экологически чистых территорий, но в целом, территориальные диспропорции сглаживаются довольно медленно. Наверняка, устранение этих диспропорций – дело сложное, еще по причине того, что японцы тщательно сохраняют свои традиции, которых у этой древней страны очень много.

Вот только некоторые из них.

См. слайды, рассказываем и показываем, то, что есть в кабинете или делаем оригами журавлика.

[Г.К.Берсенева "Ткань". Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие».

«На японском языке бумага и Бог звучат одинаково. Сейчас бумага не является ни чудом, ни редкостью. Но в далекой древности, в стране восходящего Солнца бумага ценилась и почиталась как дорогой и очень редкий материал. Изделиями из бумаги украшали статую богини милосердия Канон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. Оригами считалось и храмовым искусством, и развлечением при дворе, и признаком хороших манер. Но эта техника развивает внимание, аккуратность, сообразительность. Японский журавлик считается классической древней фигуркой. В одной очень старой легенде рассказывается, что у человека, сложившего 1000 бумажных журавликов, сбылось самое заветное желание. Секрет легенды заключается в том, что журавликов нужно дарить людям. При этом сердце твое должно быть исполнено добрыми помыслами. А в ответ ты обязательно получишь 1000 улыбок и обретешь новых друзей»].

Вот, друзья, и подошел к концу наш урок знакомства с Японией. Надеюсь, что он принес много новых и интересных знаний о нашем соседе.

Домашнее задание смотреть на обороте листа с печатной основой. А я вам желаю удачи.

Использованная литература:

  1. В. Цветов. Пятнадцатый камень сада Реандзи. М., Издательство политической литературы. 1986 г.
  2. Учебник география 10 класс, Максаковского. Стр. 241-249, изд. «Просвещение», 2006.
  3. Г.К. Берсенева "Ткань". Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие».
  4. «У нас в гостях Япония», пособие для учителя, Волгоград.
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru