Урок чтения "Басни И.А. Крылова. "Чиж и голубь"

Цель урока: Дать понятие о басне, познакомить с историей её возникновения, баснописцами, развивать интерес к этому жанру, учить выразительному чтению басен, расширять понятие о человеческих пороках и достоинствах.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
  • - фотомонтаж писателей;
  • - выставка книг;
  • - иллюстрации;
  • - таблицы (2шт);
  • - слова на плакате;
  • - литературный календарь.

Ход урока:

  • Работа с литературным календарем
  • ( День рождения А.С. Пушкина, И.А. Крылова)

  • Вступительная беседа учителя
  • - Кто любит сказки?

    Вспомните любимые. Расскажите отрывок из нее. (2 чел.)

    - Кто любит стихи?

    Вспомните любимые. Расскажите четверостишие. (2 чел.)

    - Какие знаете литературные произведения?

    Таблица

    Произведения слова

    (Произведение)

    Будем таблицу дополнять.

  • Знакомство с новым материалом
  • - Послушайте в грамзаписи литературное произведение И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.

    - На сказку похоже? Почему?

    - На стихотворение похоже? Почему?

    Это басня (отметить в таблице)

    - Что необычного заметили в басне?

    - Зачем пишут басни?

    - А как называются творцы слова, которые пишут замечательные произведения (писатели, поэты, прозаики, баснописцы)?

    Раздаю перфокарты.

    Творцы слова
    ФИО Поэт Писатель Баснописец Классик
    Л. Толстой     + +
    Н. Некрасов       +
    И. Крылов     + +

    Задание:

    - определить русских поэтов-классиков

    - определить русских баснописцев

    Проверка: - Кто русские поэты-классики?

    - Кто русские баснописцы?

    Таблица

    Рассказ учителя

    Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.

    Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

    Эзоп – мудр и умен.

    Был случай – спор.

    У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

    Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

    Вся толпа двинулась к морю.

    - Ну что же пей.

    - Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

    Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

    Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

    Рассказывать об Эзопе можно много удивительных историй.

    Физкультминутка для глаз.

    Вот басня. “Растолстевшая мышь”. Читает учитель.

    - Что за мудрость таится в этой басне? (жадность, обжорство)

    Эти истории или басни с греческого переводились на русский язык

    - И.А. Крыловым (стихи)

    - Л.Н. Толстым (проза)

    Современник – баснописец – С. Михалков.

    Это тот писатель, который написал “Дядю Степу”. О нем вы узнаете в старших классах.

    А сегодня – об И.А. Крылове.

    (На доске висит портрет И.А. Крылова)

    - Какие басни Крылова читали раньше?

    И.А. Крылова знают все. (иллюстрации к басням на доске)

    Его перу принадлежат свыше 200 басен. В своих баснях он отражает русский характер, передает мудрость русского.

    Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.

    Посмотрите как инсценируют дети басню “Лебедь, Рак и Щука”

    - В какой фразе заключается мудрость? (главный смысл)

    Мудр и умен И.А. Крылов.

    - Видите, даже вы, дети, знаете Крылова.

    Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю открытки “Летнего сада”)

    - Почему?

    - За что помнят его люди? (Басни Крылова учат правильно жить)

    Физкультминутка для мышц.

  • Знакомство с басней “Чиж и Голубь”
  • Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

    Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.

    - Кто видел чижа?

    - Кто видел голубя? (читаю басню)

    - Ваше мнение? Кого жаль?

    - Как оцениваете поведение молодого голубя?

    Подготовка к вторичному восприятию.

    - Что означают слова?

    а).

    - Найдите в тексте фразы с этими словами.

    б). Читаем - губами

    1 2 3  

     

    на доске

    медленно и тихо быстро и тихо быстро и громко
    на

    про

    вел

    вели

    вели

    вели

    путать

    путаться

    путать

    путаться

    бедняжка

    в). Работа с оглавлением книги (Найти басню - в учебнике дети ищут нужную страницу по оглавлению).

    г). Чтение басни про себя.

    - Перед глазами карточка с заданиями для самостоятельной работы. Задания 1 и 3.

    Задание по вариантам

    1-вариант Почему чиж оказался в беде? Как он чувствовал в западне?

    2-вариант Что случилось с голубем? Как вел себя молодой голубь?

    Задание всем

    Прочитайте 8 стр.

  • Анализ произведения

- Что изменилось в положении героев басни?

- Кому сочувствует автор? А Ты?

Западня – Злодейка – Бедняжка

- Если бы человек поступил подобным образом, что вы о нем скажите?

- Давайте дадим характеристику голубя?

Вырисовывается табличка на доске

 А какие черты хотели бы видеть вы?

Осознание идеи.

- В каких строчках заключается главная мысль? (добро и зло)

Это мораль – краткий, четкий вывод, где называется порок и последствия.

Разберем схему добра и зла.

Физкультминутка для глаз.

Л.Н. Толстой “ Муравей и голубка”

Слушаем грамзапись. Сравните две басни.

Заключение.

Басня осталась в памяти людей и часто слова из нее стали произноситься, как будто так и надо.

Работа над афоризмами.

Я произношу:

- Не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй.

- Найти близкую по смыслу фразу из басни. (работа с учебником)

Работа над выразительностью.

а) Расставляем логические ударения карандашом.

б) Читаем вслух вместе. (чтение по ролям)

Задание:

Слова автора (показать отношение к героям).

Слова героев (передать их характер).

6. Домашнее задание

Выучить наизусть. Привести примеры из жизни, которые можно соотнести с этой басней.

ЗАДАНИЕ

  1. Прочитай внимательно текст. Определи главную мысль.
  2. Попытайся представить прочитанное.
  3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
  4. Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударения.
Читать еще:


Новые материалы:

Устный журнал в 6-х классах: "Кто и когда нам письмена сотворил" :: Разработка урока по русскому языку в 5-м классе (2 часа) по теме "Повторение и обобщение по теме "Лексика" :: Второстепенные члены предложения. Определение :: Основные группы придаточных обстоятельственных :: Урок обучения грамоте в ОС "Школа–2100" "Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных" :: 25 самых ожидаемых фильмов 2018 года: даты выхода :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Ротонда Модель 378 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD