Технология узелковой росписи по хлопчатобумажной ткани. Изготовление салфетки для 6-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тип урока: приобретение новых знаний, их закрепление и применение; формирование умений.

Вид урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Образовательный аспект - ознакомить с искусством художественной росписи ткани, со специальными красителями, инструментами и приспособлениями. Обучить приемам узелковой росписи с помощью специальных красителей. Учить соблюдать технологические условия, проводить текущий контроль за качеством выполненной операции. Продолжить формирование умения пользоваться инструкционной картой, рациональным размещением инструментов и материалов на рабочем месте.
  • Развивающий аспект - развивать логическое мышление, координацию движений рук, исполнительские умения, продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, прививать навыки культуры труда и аккуратности, взаимоконтроля и самоконтроля, развивать самостоятельность.
  • Воспитательный аспект - воспитывать внимательность во время работы, прививать эстетический вкус, укреплять межпредметные связи.

Интеграция: история, география, химия, изобразительное искусство.

Принципы обучения:

  • эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности;
  • учет индивидуальных особенностей детей одно из главных условий успешного обучения;
  • удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей;

Методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми).

Инструменты и материалы: краски и красители для ткани, нитки, пуговицы, ткань х/б, фен, утюг, ёмкость с водой, полиэтиленовая плёнка, кисти, ножницы, тетрадь.

Ход урока

  1. Организация урока.
  • Проверка отсутствующих.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Назначить дежурных.
  1. Изучение нового материала.
  1. Постановка задач урока.

Сегодня вы познакомитесь с ручной росписью тканей. Роспись и украшение ткани это увлекательное занятие. Узнаете об истории этого вида декоративно-прикладного искусства, инструментах и красках, используемых для росписи по ткани и самое главное - научитесь технологии узелковой окраски тканей. Перед каждым из вас стоит задача: сделать красивую салфетку, выполненной в этой необычной технике и продемонстрировать друг другу. Приложение1.

Записать в тетради число и тему урока.

  1. Сообщение теоретических сведений. Доклад ученика.

Ручная художественная роспись тканей - это своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящих своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной истории”. По дошедшим до нас письменным источникам и археологическим находкам можно предположить, что многие народы открыли этот способ росписи самостоятельно. Издавна при помощи красок расписывали ткани в Индии, Индонезии, Ираке, Шри-Ланке, Египте, Перу, Китае, Армении, Азербайджане и на Руси. Способ получения рисунка на ткани путем нанесения на нее резервирующего состава из воска перед окунанием в краску получил название “Батик”. В древности ткань окрашивали с помощью природных красителей. Сейчас для росписи используют анилиновые красители или специальные краски для батика и тканей. Приложение1. Картины в технике батик.

  1. Рассказ учителя.

Для нанесения красок на ткань существует несколько способов:

В технике горячего батика используют так называемый резервирующий состав (разделительный слой). Резерв, нанесённый на ткань, не пропускает через себя растворы красителей, и таким образом сохраняет от окрашивания участки ткани в соответствии с рисунком узора. В качестве резерва в горячем батике используют расплавленный воск или парафин.

В качестве резерва в этой технике используется резиновый клей, клей ПВА, “Момент”. Техника холодного батика позволяет нанести на изделие рисунок, не окрашивая при этом всю вещь целиком. Замкнутость контура рисунка – обязательное условие.

Это нанесение рисунка на ткань с помощью завязанных на ней узлов и тугого скручивания. Для завязывания узлов используются х/б верёвки или тонкий шнур белого цвета. Затем ткань окрашивают в красителе, просушивают, не развязывая узлов. После просушки развязывают узлы и изделие проглаживают утюгом.

Записать в тетрадь.

А сейчас подробно рассмотрим образцы узелковой росписи. Приложение1.

  1. Практическая работа по выполнению салфетки в технике узелкового батика.
  1. Организация рабочего места:
  • накрыть стол полиэтиленовой пленкой;
  • поставить на стол краски, кисточку, емкость с водой, нитки и пуговицы;
  • организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало;
  • надеть фартук.

Прежде чем приступить к выполнению практического задания следует соблюдать технику безопасности. Помните: от капли краски попавшей на одежду остается пятно. Будьте осторожны с электроприборами: фен и утюг включайте и выключайте сухими руками. Ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями. Передавать их нужно кольцами вперёд.

  1. Ознакомление с инструкционной картой.

А теперь возьмите инструкционную карту, а я по пунктам покажу и объясню прием узелковой росписи по ткани (показ работы). Все понятно? Тогда приступайте к выполнению росписи салфетки. Почувствуйте себя художниками, перед вами открывается широкое поле для реализации своих идей, проявите свою фантазию, изобретательность.

  1. Инструкционная карта: Технология узелковой росписи.
  • Намочить ткань и отжать ее;
  • Разложить ткань на столе;
  • Сложить ткань различными способами:

<Рисунок1>. Завязывание узелков на пуговицах.

    

     

<Рисунок2>. Складывание углами.

<Рисунок3>. Завязывание узлов.

Плотно обмотать нитью ткань.

  1. На выбранный участок салфетки нанести краску одного цвета мягкими и быстрыми движениями кисти.

Используя краски других цветов закрасить оставшиеся участки салфетки в произвольном порядке.

  1. Окрашенную салфетку подсушить с помощью фена;
  2. Удалить ножницами нитки, расправить салфетку;
  3. Отутюжить (запарить) салфетку с изнаночной стороны для фиксации краски.
  1. Целевые обходы учителя.

Учитель обходит рабочие места учащихся, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения операции, соблюдение техники безопасности, технических условий и правильных приемов работы. Проводит текущий инструктаж, оказывает помощь, кому это необходимо.

  1. Анализ урока, подведение итогов.

С учащимися проводится опрос:

  • Что узнали на уроках нового?
  • Что такое “Батик”?
  • С какими техниками батика познакомились?
  • Что научились делать?
  • Какую технику применяли в практической работе?
  • Какие способы образования узелков узнали?
  • Где можно применить технику батика в интерьере?

Организовать выставку готовых работ, проанализировать и оценить каждую работу.

Провести уборку рабочего места.

Домашнее задание: принести салфетку, нитки, иглу, наперсток, булавки, рабочую тетрадь.

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок математики и информатики на тему: "Система задач как средство формирования интеллектуальных умений" :: Урок по математике "Решение комбинаторных задач" :: Внеклассное мероприятие "Математика — царица наук!" :: Открытый урок-игра (соревнование). Урок повторения и обобщения знаний по алгебре и геометрии в 7-м классе :: Урок математики в 5-м классе на тему "Проценты и правила дорожного движения" :: Трансформеры: Последний рыцарь ( Transformers: The Last Knight ), 2017 :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Паола 160х200 Модель 1201 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Протеиновые батончики для похудения какие лучше

Лучшие протеиновые батончики для здорового перекуса Этот батончик точно поможет вам справиться с любым голодом — действительно большой (целых 100 граммов,...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как убрать вмятины на попе от сидения

"синяки" на попе : Красивое тело : Форум на Страстях Уход за телом во всех его проявлениях! Модераторы: Anonymous, beauty admin Пн апр 04, 2005 13:16а у меня такая...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD