СПК "Город Мастеров" – мегашкола XXI века (проект гуманистической школы) и "Образование в «Зазеркалье»" (кризис реформы)
Познание 21 век - все об образовании и школах

СПК "Город Мастеров" – мегашкола XXI века (проект гуманистической школы) и "Образование в «Зазеркалье»" (кризис реформы)


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

"Если ребенок хочет совершить выбор, – не давайте ему свой, – а предоставьте максимум возможных, известных вам. Он выберет и, совершив его, оценит себя" (Я.Корчак)

Воспитательная цель: создание позитивной социально-педагогической ситуации развития базовой культуры личности.

Структура цели: воспитание образованной личности – интеллигента, гражданина, человека культуры и нравственности, интегрированного в социум.

"Образованный – кто много знает и хорошо воспитан". (К. Станиславский)
"Гомо моралес" – личность ХХI века ("гражданин Мира").

Синонимы высокой культуры и нравственности: интеллект, креативность, дивергентность. Порядочность, достоинство, самостоятельность.

"Интеллигент – это тот, кто не равнодушен к тому, что происходит вокруг, который живет страданиями и радостями своей земли и который в первую очередь думает не о себе" (В. Шукшин).

Задачи: через поиск "Моцарта" в каждом – к формированию образованной (интеллигентной) личности ("интеллего" – выбираю между") – умению сделать нравственный выбор в процессе социализации и защитить духовное начало в реалиях перманентного информационного пространства.

"В каждом человеке "Моцарт", только в одном он раскрылся, а в другом так и остался неосвобожденным". (А. Экзюпери)
"За всем, достойным восхищения, стоит творческая индивидуальность, и не время создает человека, а человек создает свое время" (О. Уайльд).
"Самостоянье человека – залог величия его" (А. Пушкин).

Принципы, основные направления:

Педагогические теории, технологии. Ведущие идеи:

Классические работы В.А.Сухомлинского, В.Караковского, И.С.Якиманской и др.

Создание условий для развития личности:

Блок целей: позитивная социализация и самоактуализация личности, 100 % занятость детей, мажорная я-концепция, саморазвитие и стартовая площадка для профессионального развития личности.

Общность людей:

Деятельность:

"Воспитывать – значит организовывать деятельность детей" (Макаренко)

Развитие личности - иерархии мотивов - происходит в процессе педагогизированной разносторонне мотивированной деятельности в "Городе Мастеров", направляется и управляется взрослыми. Индивидуум становится личностью в результате реализации потребностей витальных, этнических, социальных, идеологических, желания познать мир через науки, искусство(В.Васильев). Начинать игру "на их территории", а потом организовывать педагогически более целесообразную деятельность. Рекомендовать детям то, что самим интересно, и этим увлекать детей (принцип научения, перспективных линий Макаренко, развитие "зоны ближайшего развития" (Выготский). "Индивидуумом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают. "(В.Дубовицкая). Панорама педагогизированной деятельности может представлять следующий вид плана: номер, система целесообразных форм, изучение социума, составление информационного банка данных, содержание развивающей деятельности, пути и формы реализации, управленческая стратегия через рубежную диагностику.

Сеть отношений:

"Воспитание человека – это, прежде всего воспитание его отношений" (Макаренко)

Среда, освоенная школой (микро и макросреда), представляет собой сотворчество структурных объединений.

Город Мастеров

Формы согласования работы: КТД, олимпиады, марафоны, стартины, ЕГЭ, презентации, творческие отчеты, сборы, классные форумы, педсоветы, конференции, собрания, планерки, стенная печать, селекторы, штабы, комиссии.

Очень важно соуправление педагогически целесообразной деятельностью с целью формирования ценностных горизонтов личности. Самоуправление – тенденция от раздельных органов самоуправления к совместным органам на основе сотрудничества и соуправления - взаимной ответственности. Управление жизнедеятельностью школьного коллектива осуществляется субъектами микро и макросреды. Эти центры отличаются от кружковой работы тем, что предлагается личность Мастера, возможность любой деятельности с выбранным педагогом, причем клубы создаются только по конкретным запросам детей. Группа консенсуса олицетворяет связь с управленческими структурами: постоянный и действенный интерес к работе, поддержка, помощь в осуществлении задач, в распространении творческого опыта, в расширении социума, в педагогическом поиске путей качественного улучшения образовательного процесса. Все это способствует коллегиальному взаимодействию с органами власти, продвижению коллектива вперед – по "лестнице успеха".

Дидактическая подструктура

Акцентируется внимание на преподавании предметов, необходимых для углубления и совершенствования профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков, социально востребованных ("Национальные герои", "Риторика", "Светочи России", "Уроки духовности", "Этика семейных отношений", "Компьютерная грамотность" (1 класс), "Азы экономики" (2 класс), 2 языка, вузовские (профильные дисциплины), элективы. Учебный процесс организуется на основе совместной деятельности учителей, учащихся и вузов, совместных творческих программ и пробных курсов с научной и культурной элитой города, при использовании методов и форм активного обучения. Любое знание - средство к тому, чтобы сделать человека лучше. Содержание обучения – средство развития личности. Интеграция школьных дисциплин. Вариативность, дифференциация обучения, стимуляция ученика. Учитель – фасилитатор.

Воспитательная подструктура

Характерна непрерывность образовательного воздействия на личность. Воспитывая, обучаем. Детям постоянно создается интеллигентное ротационное пространство, обеспечивающее интенсивное общение с творческими людьми. Свободное развитие и воспитание ребенка осуществляется не столько мероприятиями, сколько людьми, работающими в школе, поэтому важен коллектив творческих единомышленников - мощное средство мотивации развития личности. Дополнительное образование - максимально возможный учет интересов детей - вариативность дел и отношений в процессе позитивной социализации личности. Вне творчества нет воспитания. Ведь именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. "Личность формируется только в процессе творчества" (Макаренко).

Управление воспитательной работой осуществляется на 3-х уровнях:

Содержание воспитательной деятельности

Образовательный процесс нацелен на совместную творческую деятельность "Ученик и Мастер" (Крутых) по поиску, развитию, защите нравственных ориентиров в "Городе Мастеров", образовательная цель реализуется в процессе развивающей деятельности всеми структурными объединениями. "Человечность - раскрытие полноты человеческой природы, т.е. раскрытие творческой природы человека. Эта творческая природа человека должна обнаружить себя и в человеческом отношении человека к человеку" (Н. Бердяев).

"Город Мастеров" – золотой фонд сказок Шварца. Ребенок выбирает, самореализуется, самоактуализируется в свободном пространстве, бродя по этому городу.

Предлагаем игровой вариант диапазона образовательных возможностей – схема "Города Мастеров" (нарисовать в цветном изображении).

Шпиль "Мудрость" (Совет школы), Дворец Мнемозины (Группа консенсуса),

Комплекс "Гаудеамус" (Ученый совет), Ратуша "Забота" (МО), Храм Муз (Кафедры), Башня Золотых рук мастера (Художественный совет), Дом Интеллего (общество детей), клуб Зеркало души (родители) - это структурные объединения.

Салон "Этикет", аллея "Добрых сердец", кафе "Маэстро", парк СМИ, станция Кукольная, собор Вселенской любви, авеню Полиглотов, Поющий сквер, переулок Мастера и Маргариты, мост "Здоровье", канал "Призыв", пассаж "Рукодельница", проспект Кузнецов своего счастья, фонтан "Ритмический", стадион "Ас", кинотеатр "АРС", пешеходный переход, пристань "Фортуна", универсам "Звездный час", видеосалон "Окно в мир", лагуна "Нептун", площадь Ратная, проулок Мажорный, Соловьиная роща, проспект Скульпторов, Трудовая набережная, Танцевальная площадь, Ярмарка народных талантов, бульвар Цветной, улица Театральная - многообразие видов систематизирующей деятельности(клубной и познавательной) в социуме, освоенном мегашколой.

Приоритетные направления

Нравственный "крест" человека: ОТЕЧЕСТВО, РАБОТА, СЕМЬЯ.

"Над бездною безверия разверстой
Мне крыльями в плеча врастает крест мой:
Отечество, работа и семья!"

Отечество. "Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости" (А.Пушкин)

Синонимы высокой нравственности: достоинство, вера, оптимизм, гражданственность, героика, историческая память. Краеведение. История. Экология. Туризм. Родина. Традиции. Искусство. Идеалы. Толерантность. Политика. "Хоровод братских народов вокруг земного шара".

Работа. "Не помогает счастье нерадивым" (Софокл).

Ответственность, трудолюбие, порядочность. Учеба. Наука. Профориентация. Интеллект. Самореализация. Творчество Познание. Культура. Коллектив.

Семья. "Сила нации - в прочности семьи" (Конфуций).

Преданность, доброта, забота о здоровье, ответственность. Этика. Социализация. Психология. Генеалогическое древо. Брак. Семья. Пол. Нравственность. Любовь. Дружба. Здоровье.

Практические дела: деятельность центров, неформальных объединений, пробные творческие программы, праздники-традиции, нетрадиционные формы КТД...

Формы сотрудничества: организация досуга, совместная творческая деятельность, экскурсии, помощь социально незащищенным, профессиональная ориентированность и социальная защищенность, развитие талантов и возможность формирования самостоятельной личности. Самое главное - решается проблема занятости и сокращается пространство девиантного поведения.

Позитивные аффирмации

Люди любят, когда их любят.
Творец творит творца.
Гуманный – гуманиста.
Основа доверия – не казаться, а быть.
Нет серых мышек, есть бесталанные управленцы.
Свободный микрофон – каждому. Умей вдохновить.
У каждого человека "свое поле Куликово".
Инициатива приветствуется: "твори, выдумывай, пробуй!"
Никакого дидакта – опора на круг единомышленников. Круг растет.
Благодарность – за все.

"Ученик и Мастер"

За десять лет развала и разгрома
Советских воспитательных систем
Мир светлый детства пострадал сурово,
Попав в аполитичный беспредел.
В борьбе за власть, за гонкой капитала
Забыты школа, Родина, семья,
В воронку бездуховности попала
и гибнет в кризисах могучая страна.
Враг – страшный призрак массовой культуры
Растлил сердца и души молодых,
Но мы сказали: "Нет, докажем миру,
Что дух учительства непросто погубить".
Свой "Город Мастеров", мечту создали,
Утопию средь хаоса беды
И целью воспитания избрали –
Интеллигентов возродить ряды.
Субъект-субъектной педагогики начало –
Ребенок – чудо жизни и любви.
Учителям российским не пристало
Бросать детей на произвол судьбы.
Создав программу "Ученик и Мастер",
Свой ратный труд свершает коллектив,
где воедино социум и власти
Растят детей, о нуждах позабыв.
Здоровье слабое? – Есть центр физкультуры,
Бассейн, спортивный зал и стадион,
а секций – множество, чтоб закалить натуру
и тело: волейбол, хоккей, футбол,
Кикбоксинг, ритмика, единоборства,
Есть плаванье, лапта, стрельба, бега.
Интеллигентной личности – упорство,
Здоровье нужно все ж, как никогда.
Еще – добро должно быть с кулаками,
Чтоб выстоять в эпоху лжи и зла
Привычки вредные предотвратит, исправит
Родительский лекторий "Доктора".
Центр эстетической культуры и искусства
Своим многообразьем поразит.
Здесь формируют ценности и чувства
И каждый педагог здесь знаменит.
Театр драмы, кукол, моды, виа
Шитье, резьба, скульптура, хор, вокал,
Оркестр народный, хоровой – на диво,
Ведь в хобби-центре каждый побывал
Но центр познавательный, поверьте,
Всех умниц творческих и умников собрал,
Факультативы, конкурсы, концерты –
Все вузовский совет образовал.
Программа наша "Светочи России",
Экскурсии по миру, по стране
Как ценность высшую – любовь к земле привили,
к защите родины призвал военный центр.
В культуре правовой подростков трудных
и граждан Мира воспитал совет,
С милицией в заботах обоюдных:
На ИДН теперь проблемных нет.
Семья, работа, Родина – вот счастье
До каждого ребенка донести,
Чтоб воспитать к делам страны участье
Российский взгляд в познанье обрести.
Для верного решенья этой цели
Лишь три условия мы выполнить должны:
Учитель интегральный, по Выготского модели –
проблема природосообразности.
Ребенка каждого деяния успешны, когда посильны –
В этом – главный смысл.
Люби детей, взрасти их интересы
И личность бережно в делах раскрепости.
Творец растит творца, гуманный – гуманиста,
Не может робот личность воспитать,
Ментор с чертами авторитариста
Судьбу таланта в силах изломать.
Кто наши Мастера? – Предельно ясно:
Умны, гуманны, творчески смелы,
Почти у всех есть дар. Они прекрасны,
В труде не покладают рук и сил.
Вариативность дел и отношений –
Единство социума,
Где мы все дружны,
Интеллигентны в выборе решений,
Оптимистичны. Этим и сильны.
В потоке дел совместных, коллективных
Где "Путешествие в Европу", День Любви,
День Посвященья и детей активных,
Учителей и праздника Семьи,
"А ну-ка, девушки", за ним – "Иван-да Марья",
День Знаний, одаренных, смеха, Роз,
День Нептуна, День Памяти и дани
Тем, славу кто Отечеству принес,
Мы в вечном поиске соуправленья:
консенсуса и вузовский совет,
и кафедр методобъединенья,
коллегия детей и педсовет.
От целостной системы управленья –
до поиска новейших форм, идей,
Ведь коллектива нашего движенье –
Во имя лучшей участи детей!
Фасилитаторы, наук пропагандисты,
кружковцы, воины, кураторы, врачи,
психолог, социолог и артисты –
для социально-интегрированной личности!
Мониторинг ценностных ориентаций
дал рост в политике, религии и в том,
как личность справиться с проблемной ситуацией,
В чем смысл жизни и везенье в чем.
А вот проблемы нашей молодежи:
читают мало, мучит эгоизм:
"Лишь я единственный всех ценностей дороже,
нет выходных, здоровья нет, эгоцентризм.
Пути реализации проблемы:
Героика в гражданском воспитанье,
Развить сверхэффективную систему
Педагогов дополнительного образованья.
Коль обученье – средство воспитанья,
Повысить ставки ключевых фигур –
классным, педагогам доп. образованья,
оргцентрам развивающих структур.
Интеллигенты к подвигу готовы
И к единенью! Вот наступит срок:
Оставим наше поле "Куликово",
Дадим стране гуманности урок!
Печенкина Ирина Михайловна

Использованные материалы

  1. Областная воспитательная концепция. г. Воронеж. 2006.
  2. Классические труды Сухомлинского, Амоношвили, Макаренко, Караковского, Якиманской.
  3. Лекции В.Васильева, Н.Кулакова, Н.Морозовой, В Дубовицкой - профессоровпреподавателей ВОИПК и ПРО г. Воронежа (1996-2008)
  4. Собственная разработка "Города Мастеров" и структурных объединений (Печенкина Ирина Михайловна).
  5. Название программы "Ученик и Мастер" – Н.Крутых, он же автор праздника одаренных детей и взрослых.
  6. Представлена версифицированная форма выступления Печенкиной И.М. перед завучами города Воронежа в 2000 году.
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
"Акмеология как условие повышения качества образования"
Познание 21 век - все об образовании и школах

"Акмеология как условие повышения качества образования"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

В начале третьего тысячелетия все более и более ярко проявляется стремление к интеграции как на уровне государственном (Россия как часть мирового сообщества), так и на уровне социальных институтов и каждого конкретного человека.

Перед общеобразовательной школой поставлена задача обучения и воспитания учащихся, подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии. При этом не следует забывать о необходимости сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-ые годы XX столетия.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. “Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый” (А.А. Деркач).

Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.

Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном и управленческом процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха.

Актуальность темы “Акмеология как условие повышения качества образования” обусловлена особым интересом в педагогике и методике к проблеме качества образования. Поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, влияющих на качество образования, в последние годы только расширяется. Создаются новые педагогические технологии, актуализируются уже известные, поскольку все более явной оказывается невозможность традиционной образовательной системы соответствовать новым социокультурным и экономическим условиям.

В рамках данной темы возможно рассмотрение проблемы педагогического проектирования в контексте акмеологического подхода, формирование и развитие проектной культуры учащихся, здоровье учащихся как ценность и условие повышения качества образования в акмеологическом контексте, организации акмеологической школы и наиболее интересных для учителей-предметников и перспективных акме-технологий. Особого внимания заслуживает акмеологический подход к управлению качеством образования, который в рамках данной работы не рассматривается.

Научный интерес к акмеологии не ослабевает. И акмеология как принципиально новая наука, истоки которой находятся в педагогике и психологии, и проблема повышения качества образования сейчас активно исследуются. Междисциплинарный характер акмеологии позволяет искать новые возможности, в том числе создание и апробация модели акмеологической школы.

Цель данного исследования – на конкретном примере опыта управления общеобразовательной школой показать связь и взаимопроникновение понятий “акмеология” и “качество образования”.

Задачи данной работы – обобщить, систематизировать теоретические материалы по данной теме, показать возможности их использования в практике общеобразовательной школы и перспективы дальнейшего изучения других составляющих понятия “качество образования”, оценить работу общеобразовательной школы с позиций акмеологического подхода и определить возможные перспективы совершенствования деятельности образовательного учреждения.

Объектом данного исследования являются понятия “акмеология” и “качество образования” в их взаимосвязи.

Предметом исследования является проблема рассмотрения акмеологического подхода как условия повышения качества образования. Методические и технологические аспекты, понятийный и методологический аппараты акмеологии позволяют рассматривать возможность изучения и практического применения акмеологического подхода в контексте проблемы “качество образования”.

Материалом для данного исследования послужили теоретические работы таких ученых-акмеологов, как А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова и др., практические материалы, апробированные в общеобразовательной школе.

Проблеме рассмотрения акмеологии как новой парадигме образования посвящены исследования А.А. Деркача, Бодалева А.А.: “Предметом акмеологии в широком понимании являются объективные и субъективные факторы, которые, взаимодействуя друг с другом, содействуют или препятствуют прогрессивному развитию взрослого человека, а также закономерности и механизмы, позволяющие взрослому человеку достигать в своем развитии вершин, которые обозначаются термином ? акме? ”. Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. “К настоящему времени, помимо общей акмеологии, < …> оформились такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.”. Основополагающие аспекты педагогической акмеологии рассмотрены в работе В.Н. Максимовой “Акмеология: новое качество образования”: “Акмеология – это наука о качестве человека и о качестве жизни. Акмеология образования, в свою очередь, исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. < …> Акмеологический подход к образованию становится особенно актуальным в связи с обострением проблемы качества современной школы”.

Ключевая идея развития современной общеобразовательной школы – качество образования. “Качество школьного образования можно определить как совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.” (В.П. Панасюк)

Концептуальные основы акмеологической школы: научно-методический аспект

Методологическая база акмеологии дает возможность для создания акмеологической школы. Акмеологическая школа – это такое учебное заведение, в котором созданы все необходимые условия для становления и развития у всех субъектов образования представления об успехе, высоких достижениях, необходимых для развития личности и социума.

В акмеологической школе ребенок развивается как индивид, личность, учитываются его индивидуальные особенности, формируются духовные и нравственные ценности, развиваются творческие способности, умение социализироваться, строить отношения в коллективе и социуме.

Концептуальные основы акмеологической школы могут быть реализованы, прежде всего, в Программе развития образовательного учреждения, в годовом плане научно-методической работы школы.

Акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования

Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретают акмеологическую основу.

Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления.

Структура акмеологических технологий может быть представлена следующим образом:

“Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное и профессиональное Я.”

К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:

Педагогическое проектирование в контексте акмеологического подхода и проблема повышения качества образования. Управление проектировочными умениями учителей.

Профессиональное становление и развитие педагога невозможно без сформированных проектировочных умений. “В настоящее время профессионализм учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса, иными словами, уровнем владения проектировочными умениями”.

Учитель акмеологической школы должен быть исследователем, для которого чрезвычайно важным являются аналитические способности, умение определять цели и задачи своей деятельности, планировать методическую работу (с учетом характера научно-методической деятельности школы, потребностей субъектов образования и реальных возможностей образовательного учреждения), умение формулировать прогнозируемые результаты и корректировать свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга. Проектировочные умения необходимы учителю-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического мастерства и качества образования.

Первая и одна из наиболее важных составляющих проектировочной культуры учителя является целеполагание. “Постановка человеком сколько-нибудь значимых жизненных целей потенциально содержит в себе элемент творчества. Однако реализовать этот потенциал могут далеко не все люди. С этой точки зрения их можно в определенной мере условно разделить на три категории. Первые – это те, кто склонен пассивно ждать, что значимые цели будут ему придуманы и навязаны кем-то извне. Противоположность данной группе составляют те, кто предпочитает личностно значимые цели самостоятельно находить и свободно выбирать. Естественно, что между этими полосами существует весьма большая промежуточная группа, обладающая качествами и первой, и второй, но преимущественно выбирающая цели из заданного извне стандартного перечня”.

Действительно, способность к творчеству – это еще одна составляющая профессиональной культуры учителя акмеологической школы.

Следующими по степени значимости следует назвать аналитические и рефлексивные умения учителя, причем здесь имеются ввиду не только умения анализировать проведенный или увиденный урок, умения учителя корректировать свою деятельность на уроке в зависимости от ситуации, но и умение обобщать свой педагогический опыт, определять наиболее перспективные и личностно значимые для методического самосовершенствования темы. От эффективности методической работы (включая психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса) непосредственно зависит результативность педагогического труда, то есть качество образования.

В связи с этим вполне уместно рассмотрение системы работы школьного методического объединения и его руководителя по созданию условий для повышения качества образования.

Сформированные у учителя проектировочные умения являются необходимыми условиями для эффективного развития их и у учащихся, причем не только на старшей ступени, но и у учащихся основной и частично начальной школы.

Здоровье учащихся как ценность и условие повышения качества образования в акмеологическом контексте

Здоровье взрослого человека является той ценностью, основы которой формируются в детские, подростковые и юношеские годы. Имеются все основания для рассмотрения здоровья как одного из важных условий повышения качества образования. От здоровья человека, умения его управлять своими эмоциями во многом зависит успешность в профессиональной и личной сферах жизни. “Физическое и психическое развитие ребенка должны быть признаны приоритетными, однако следует помнить, что родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы задано все, но эта заданность лишь в возможности, а реальностью ее делает полноценное развитие в благоприятных условиях”.

Следует также отметить следующий бесспорный факт: “Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина детей школьного возраста 7 – 9 лет и более 80 % старшеклассников имеют хронические болезни”.

В настоящее время в понятие “здоровье” включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих:

Рассмотрение здоровья учащегося с позиций акмеологии вполне оправдано, поскольку достижение вершин возможно при условии, что человек владеет навыками саморегуляции, управления всеми составляющими здоровья. “В акмеологии понятие ? акме? используется и в более узком значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмечено наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение в конкретном результате его творчества”.

Качественное школьное образование предполагает совокупность таких свойств объекта, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.

Качественное образование обеспечивается всеми уровнями образовательной системы. Особого внимания заслуживает деятельность учителя как одного из непосредственных участников образовательно-воспитательного процесса и управленческий потенциал образовательного учреждения.

У учителя есть возможность организовать свою профессиональную деятельность на высоком уровне при условии постоянного самоанализа, повышение квалификации (через самообразование, курсы повышения квалификации, Интернет, посещение уроков, дистанционные формы обучения и т.д.) и психологического благополучия.

Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки специалистов, создания и управления учебно-воспитательным процессом в школе. При акмеологически подходе доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих реализации индивидуальных качеств каждого ребенка.

Несмотря на недостаточную разработанность методологического и понятийного аппарата акмеологии, акмеологические принципы, ставшие составной частью учебно-воспитательного процесса и управления школой, позволяют предложить всем субъектам образования новой модели взаимодействия и конечного результата деятельности школьника – ученика.

Проблему качества образования, ставшей столь популярной в течение последних нескольких лет, можно решить с использованием акме-технологий, с изучением теории и апробацией акмеологических принципов.

Библиография

    1. Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006
    2. Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А. Сластенина. М. 2003
    3. Антропова Л.В. Акме-технологии в профессиональной подготовке учителя адаптивной школы // Школьные технологии. 2003. № 6
    4. Антропова Л.В. Как использовать акмеологические технологии учителю адаптивной школы // Воспитание школьников. 2004. № 3
    5. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. 1995. № 3
    6. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. М.: 5 за знания. 2007
    7. Гришина И.В., Шевелев А.М. и др. Методические рекомендации по разработке Программы развития образовательного учреждения. С-Пб.: КАРО. 2006
    8. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М. – Воронеж. 2004
    9. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. С-Пб. 2003
    10. Жукова Т.А. Дидактическая игра как значимый элемент подготовки специалистов // Инновации в образовании. 2006. № 1
    11. Зашихин В.А. Инновационный проект развития акмеологической полипрофильной школы // Профильная школа. 2005. № 6
    12. Зобнина Т.В. Акмеологическая система психологической подготовки будущих учителей // Педагогика. 2006. № 6
    13. Климов Е.А. Психология профессионала. М. – Воронеж: НПО “МОДЭК”. 1996
    14. Козырева О.А. В поиске акмеологических оснований развития компетентности учителя // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 2
    15. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч. 2004. № 3, 6, 7, 8
    16. Маркова А.К. Психология профессионала. М.: Издательство РАГС. 1996
    17. Модель высокого качества Европейского фонда управления качеством. С-Пб. 2002
    18. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии. 2006. № 2
    19. Натаров В.И. Рационализация состояния сознания как развитие акмеологической адаптации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 4
    20. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. С-Пб.: КАРО. 2003
    21. Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. М.: Новая школа. 2001
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru