Проект "Использование расколеровки в составлении художественных композиций детьми дошкольного возраста"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Проект "Использование расколеровки в составлении художественных композиций детьми дошкольного возраста"

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Существующая система обучения детей различным нетрадиционным техникам рисования дает возможность приобрести детям определенные изобразительные навыки.

При выполнении работ дети применяют, в основном одну – две нетрадиционные техники. Со временем, освоив все техники рисования, данный вид деятельности становится неинтересным и однообразным, поэтому представляемая мною система работы позволяет использовать приобретенные детьми навыки и умения нетрадиционного рисования при составлении различных композиций, начиная с отдельных предметов и заканчивая сложными декоративными композициями.

Цель проекта.

Развивать в детях творческий потенциал, специальные способности, позволяющие им самим реализовываться в различных формах и видах творческой деятельности.

Основополагающий вопрос.

Как использовать нетрадиционную технику рисования в составлении композиций?

Вопросы учебной темы.

  1. Формирование у детей обобщенных представлений о композиции.
  2. Знакомство детей с разными видами расколеровки.
  3. Формирование у детей представлений о декоративности в составлении работ, соблюдая законы стилизации и трансформации.
  4. Применение разной техники рисования в работе;
  5. Использование разных изобразительных средств и материалов в одной работе

Задачи.

  • Дать детям возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов;
  • Формировать у детей эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • Способствовать более эффективному развитию воображения, восприятия и познавательных способностей;
  • Научить детей изображать предметы и несложные сюжетные и декоративные композиции, используя разную технику рисованию и усвоенные способы вырезания;
  • Познакомить детей с элементами плоскостной композиции: точкой, линией, пятном;
  • Учить детей использовать при составлении композиции законы стилизации (отказ от реального цвета);
  • Дать детям представление о трансформации – изменении формы предмета в необходимую сторону;
  • Формировать у детей умение свободно владеть кистями разной фактуры, использовать дополнительные средства (палочки, колпачки, пробки и т.д.);
  • Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • Способствовать формированию изобразительных навыков и умений.

Содержание работы в разных возрастных группах.

Младшая и средняя группы

  1. Знакомство с тампонированием;
  2. Знакомство с методом тычка;
  3. Рисование отдельных предметов: животные, птицы и др.

Старшая группа

  1. Знакомство с техникой набрызга;
  2. Знакомство с техникой кляксографии;
  3. Знакомство с техникой вливания;
  4. Рисование овощей, фруктов, предметов из геометрических фигур и т.д.

Подготовительная группа

  1. Знакомство с накладывание мазков одного цвета на другой;
  2. Знакомство со смешиванием красок на листе;
  3. Закрепление ранее изученных нетрадиционных методов рисования;
  4. Знакомство с использованием посыпок;
  5. Формирование умения составлять композиции.

Этапы работы

1 этап

  • ознакомление детей со свойствами гуаши, акварели (эксперименты по смешиванию цветов).

2 этап

  • использование с гуашью различных материалов (клейстер, клей, лак, воск и др.).

3 этап

  • применение различных посыпок и разной техники (набрызг, кляксография, вливание, монотипия, сухая кисть и т.д.).

4 этап

  • оформление готовых работ по степени усложнения:
  • отдельные предметы
  • несколько предметов, объединенных в одну тему
  • создание композиции из геометрических фигур

Последовательность выполнения работы.

  • Показ приемов расколеровки
  • Подбор материала
  • Последовательность
  • Выполнение отдельных деталей и составление целого

Целью первого года обучения является приобщение детей к наблюдению за окружающей действительностью. Дети постепенно входят в мир искусства, делают первые шаги в представлении о мире искусства в жизни. Учатся применять гуашь и разные техники рисования.

Задачи художественного развития детей младшего дошкольного возраста.

  • Учиться владеть гуашевыми красками.
  • Владеть навыками смешивания красок, без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии, свободно владеть кистью.
  • Владеть начальными навыками выразительного использования цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
  • Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков.
  • Познакомить детей с техникой:
    рисования тычком жесткой кистью,
    рисованием кончиком пальцев.
    тампонирование

Обучение в средней группе расширяет круг представления детей об искусстве и его связи с жизнью, оно является дальнейшим шагом в приобщении детей к окружающей красоте.

Задачи художественного развития детей средней группы.

  • Укреплять навыки выразительного использования гуаши.
  • Формировать представления детей о цветах и оттенках, а том, как можно получить эти цвета.
  • Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.
  • Учить свободно владеть кистями разной фактуры и размеров.
  • Использовать в работе палочки, печатки, поролон.
  • Познакомить детей с техникой (набрызг, печатание мятой бумагой)
  • Создавать не сложные работы по методу расколеровки, (составляя предмет из отдельных частей), используя навыки и умения по применению нетрадиционных техник.

Целью художественного воспитания детей старшей группы является формирования представления о многообразии и увлекательности разных форм творчества, развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.

Задачи художественного развития детей старшей группы.

  • Цветом передавать пространственные планы.
  • Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования в различных техниках.
  • Учить детей рисовать кистью разными способами: прокручивание кисти на одном месте.
  • Учить детей составлять предмет из геометрических форм, познакомить с законом трансформации – изменение формы предмета в необходимую сторону.
  • Закреплять знания об известных цветах и оттенках, развивать чувство цвета.
  • Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, познакомить с законом стилизации ( отказ от реального цвета ).
  • Учить свободному эксперементированию в составлении предметов и композиций из отдельных частей по методу расколеровке.
  • Познакомить детей с техникой (кляксография, торцевание, монотипия).

Программой детей подготовительных групп предусмотрено формирование основ художественной культуры. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированном и развернуто оценивать изображения. Процесс познания происходит по средствам собственного творчества.

Задачи художественного развития детей подготовительной группы.

  • Знать жанры изобразительного искусства.
  • Работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки.
  • Отражать в рисунках единство формы и декора.
  • Формировать умение строить композицию рисунка.
  • Совершенствовать технику изображения.
  • Учить разным способам создания фона для изображаемой картины.
  • Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на стилизацию цвета.
  • Учить замечать изменение цвета в природе.
  • Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммой рисунка.
  • Познакомить детей с техникой (накладывание мазков одного цвета на другой, вливания одного цвета в другой, рельефы, применение различных посыпок, использование с гуашью различных материалов (клей, клейстер, воск, лак ).
  • Закреплять умение свободного экспериментирования в составлении сложных декоративных композиций из отдельных частей.

Реализовать поставленные задачи помогают:

Описание техник рисования, применяемых при составлении декоративно – художественных композиций.

Рисование пальчиками

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: гуашь любого цвета, бумага, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

Тампонирование

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: палитра, гуашь любого цвета, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребёнок набирает на поролон гуашь и делает оттиск на бумаге.

Тычок

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: бумага для основы, цветная гуашь, в зависимости от темы, щетинная полусухая кисть.

Способ получения изображения: на кончик полусухой щетинной кисти набирается краска, кисточку при этом следует держать вертикально по отношению к плоскости и делать тычкообразные движения. При этом должна получиться большая пушистая точка.

Набрызг

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: фактура, точка.

Материалы: бумага для основы, гуашь, жёсткая кисть.

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и пальчиком другой руки шевелит ворсинки.

Монотипия

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, тон, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, гуашь либо акварель, влажная губка или мягкая кисть большого размера, кафельная плитка либо стекло.

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на влажную поверхность плоскости, затем она накрывается листом бумаги, делается отпечаток.

Наложение толстого слоя красок.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: мазок, фактура, объём.

Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть.

Способ получения изображения: ребёнок набирает много краски на щетинную кисть и накладывает вертикальные и горизонтальные мазки друг на друга.

Прокручивание кисти

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: мазок, фактура, объём.

Материалы: бумага, гуашь, кисти разной фактуры.

Способ получения изображения: ребёнок набирает много краски на ворс и прикладывает его плашмя, прокручивая кисть за основание.

Вливание красок

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, гуашь, мягкие кисти, трубочка ( для напитков), или ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок набирает много краски на ворс и стряхивает кисть на влажную поверхность или выливает небольшое пятно (капельку) на лист через трубочку, либо ложечкой. Для смешения красок процедура повторяется.

Торцевание

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, любые предметы ( конец кисти, карандаша, след от расчёски и т. п.)

Способ получения изображения: ребёнок рисует любым предметом на толстом слое краски или же прокручивает его, оставляя след.

Использование посыпок

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: мазок, фактура, объём.

Материалы: бумага, гуашь, крупы мелкого и крупного помола, опилки, любой сыпучий материал.

Способ получения изображения: ребёнок подбирает материал и укладывает его на клеевую основу (ПВА), прокрывая цветом в зависимости от выбранной темы.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru