Публичный доклад "Читать или не читать?"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Публичный доклад "Читать или не читать?"

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, и многие страны, реализуя собственные стратегии и программы, ищут эффективные противодействия ей, поскольку чтение играет важную роль для развития любой страны.

Деградация общества, снижение культурного уровня населения, неспособность понять и принять не только другие культуры, но и незнакомые области собственной культуры - проблема современной России.

Для решения этой проблемы разработана Национальная программа поддержки и развития чтения, целью которой является повышение культурной и читательской компетентности членов общества, поддержка и развитие чтения. В программе определены важнейшие целевые индикаторы и результаты. Рост читательской активности населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамическом обществе переходного типа.

Сегодня в российском обществе снижается статус чтения:

  • Доля читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% 2005 году.
  • Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих от случая к случаю. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы 1 книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила всего 63%.
  • Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям 80% семей, то сегодня только в 7%.
  • Снижается уровень грамотности населения: по результатам международных исследований функциональной грамотности свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах - лидерах этот показатель не превышает 1%. Абитуриент факультета журналистики сделал во вступительном сочинении 129 ошибок.
  • В Санкт-Петербурге и Ленинградской области во время весеннего набора 2006 года выявлено 186 юношей, абсолютно не умеющих читать, из числа которых 36 петербуржцев.
  • Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения - выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.
  • Ухудшается владение родным языком, родная речь становится все более примитивной, идет засилье англоязычных слов.
  • Утрачиваются ценностные ориентиры в литературной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих моду на чтение качественной литературы.
  • Функциональная неграмотность, с которой Запад столкнулся раньше, чем Россия, причислена к одному из факторов риска современной цивилизации.
  • Физиологами установлено, что у нечитающих людей снижена скорость биотоков в мозгу. Неработающий в полную силу мозг ослабевает, атрофируется, “заболевает”. Заболевание мозга перекидывается прежде всего в нравственную сферу.
  • Многие дети, как и будущие солдаты, дожив до 18 лет, не познали исходящей от книги радости сопереживания за других людей, радости открытия в другом самого себя, а в себе - другого. Ведь нечитающих, ущербных душой солдат, как и школьников, в ком не выработаны навыки самостоятельной мысли, формируемые в процессе чтения, легче вовлечь в дедовщину, в те или иные преступные группировки, легче натравить на людей иного цвета кожи, спровоцировать их на деструктивное поведение
  • Как говорил Ф. Тютчев “Всякое послабление умственной жизни общества неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов”.
  • Именно чтение, более чем другое, дает максимальную нагрузку мозгу человека, спасает его от узости представлений, а вместе с этим - от душевной черствости, ксенофобии, от интеллектуального оскудения. Неслучайно говорят, что борьба с террором и коррупцией должна начаться с чтения ребенка. Ведь беда не в том, что ребенок доживший до семи лет, не знает строк А. Барто, а в том, что он не пережил вместе с этими четверостишьями жалости к упавшему Мишке, у него не возникло нравственного импульса вылечить его, он не прожил жизни героев книг.
  • Приходится только сожалеть, что “богатого содержания” не узнали наши дети в свое время, когда душа ребенка особенно восприимчива. В силу особого свойства мозга малышей, называемого в психологии импринтингом - впечатыванием в мозг ранних, положительными впечатлений, идущих не только от печатных строк, но и от родного голоса матери, остающихся в памяти до конца жизни, влияние чтения на маленького ребенка сильнее, чем на подростка или взрослого.

Мнение большинства учащихся можно выразить словами старшеклассника: “Я не читаю книг, во-первых, потому что они навязывают свое мнение. Во-вторых, авторы искажают действительность, придумывая то, чего не существует. А в-третьих, мне интересней получать информацию из других источников. Я активный человек, сидеть и читать не для меня. Я жалею тех, кто читает. Они вредят своему здоровью. Вот почему я не читаю книг”. Можно было бы и оправдать рассуждение мальчика юношеским максимализмом, неопытностью, и не воспринимать его всерьез, если бы не подтверждали его некоторые деятели от науки. “Запомните: ребенок тоже человек, и у него есть права, в том числе и право на выбор. Вокруг идет жизнь. Не нужно превращать книгу в фетиш. Книга перестала быть единственным источником знаний. Таких источников теперь много: кино, телевидение, компьютер, музыка, учитель, друг, - и все они равноправны”.

Известный французский писатель Даниэль Пеннак в своем романе “Как роман” прямо сказал “Ребенок имеет право не читать”.

Да, ребенок имеет право не читать, как и читать. Но тогда он стоит перед выбором, более важным - выбором собственной жизненной судьбы. Кем и каким ему быть. Быть ли уважаемым членом общества, двигающим прогресс, или довольствоваться “гнусно-эгоистическими” наклонностями. Подниматься до высот культуры или погрязнуть в потребительстве. Быть созидателем человеческих ценностей или разрушителем их. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не предвидит его последствий. Если мы не сумеем негативные идеалы молодежи превратить в позитивные, Россию ждет печальное будущее. И здесь мы опять выходим на чтение как на спасательный круг для отдельного человека и страны в целом. Применительно для России о последствиях права не читать хорошо сказал Председатель Совета Федерации Сергей Миронов: “С населением, которое вообще не читает, наша страна окажется неспособной к динамическому развитию и самоосмыслению, и мы не сможем ответить на глобальные вызовы современного мира”.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку "Упражнения на распознавание стилистических ресурсов текста"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку "Упражнения на распознавание стилистических ресурсов текста"

Курс русского языка в общеобразовательной школе имеет теоретико-практическую направленность, которая реализуется через овладение, языковой, лингвистической, коммуникативной и культурно-речеведческой компетенциями. В старших классах решается задача "формирования языковой личности во всех смыслах". Изменяются формы, приемы, методы учебной работы, их соотношение. Главной становится работа с текстом - готовым, классическим, и своим, составленным самим учащимся.

Работа с текстом может проходить в следующих формах:

  • лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции;
  • речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативной компетенции;
  • творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация текста изложения, написание своего сочинения.[1].

Включение текста в структуру учебного процесса связано с обновлением модели урока: текст может быть использован как опорный, обеспечивающий логические связи урока, его содержание, динамику. В этом случае создается модель урока с учетом текста: "на основе текста", или "от слова к тексту", или "от готового текста к созданию своего текста". Текст в подобных моделях урока выступает средством интегрирования учебного материала и этапов учебной деятельности. В работе над текстом соединяются в единый комплекс образовательные, практические и воспитательные задачи. Диапазон приемов, связанных с использованием текста, достаточно широк, он, в первую очередь, предполагает беседу с учащимся, в основу которой могут быть положены следующие проблемные вопросы:

  • Какова центральная проблема, поставленная автором в тексте?
  • Какой вариант заголовка текста наиболее полно отражает основную мысль текста?
  • Какое высказывание верно отражает позицию автора?
  • В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?
  • В каких предложениях содержится характеристика героя?
  • Что остается за пределами внимания автора текста?
  • В какой фразе текста звучит сарказм (ирония и т.п.)?
  • Как можно толковать предложение №: и т.п.[5].

Сегодня при проведении ЕГЭ по русскому языку для учащихся национальной школы особую трудность представляют задания 3 типа (часть С) - рассуждение по прочитанному тексту. Из восьми компонентов при написании сочинения - рецензии учащиеся чаще всего не справляются с языковым разбором текста. Они не умеют находить в тексте изобразительно-выразительные средства (тропы) и стилистические фигуры речи. Происходит такое явление прежде всего от неумения производить учащимися стилистического анализа текста. Стилистический анализ текста пока еще не занял в национальной школе должного места. Это во многом объясняется отсутствием необходимых методических рекомендаций, разработок.

Поэтому наблюдения над стилистическими особенностями текста следует вести на уроках русского языка регулярно. Для этого можно использовать тексты, включенные в учебные пособия по русскому языку, тексты художественных произведений из хрестоматий по русской литературе, тексты из сборника изложений под редакцией О.М.Александровой, материалы газет и журналов и др. В предлагаемых учащимся текстах следует обращать внимание на стилистические значения и окраску слов, частей речи, словосочетаний и предложений различных типов.

Стилистический анализ неразрывно связывается с работой над идейно-тематическим содержанием текста, так как выбор языковых средств всегда обусловлен коммуникативной задачей. В результате стилистического анализа ученики осознают необходимость мотивированного выбора лексических средств при построении связного высказывания.[1].

Неотъемлемой частью на каждом уроке является словарная работа. Проводя словарную работу, необходимо различать слова активной и пассивной лексики. Например, слова, которые нужно лишь объяснить, чтобы был понят смысл прочитанного, и слова, которые могут быть введены в активную речь, требуют различного подхода. Первая группа нуждается только в объяснении, вторая - в дополнительных упражнениях. Следует продумывать работу по анализу лексики, характерной для языка и стиля того или иного писателя. Особое место в данном случае будут занимать вопросы следующего типа: Какое лексическое значение имеет слово: в этом тексте? В каком предложении все слова употреблены в прямом значении? Укажите предложение, где употребляются синонимы (анонимы). Найдите в предложении №: слово, употребленное в переносном значении. В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм? и т.п.

На уроках русского языка больше внимания следует уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи - помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи. Традиционными на уроке должны стать задания типа:

  • В каком предложении используется метафора?
  • В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, актуализации значения того или иного слова?
  • В каких абзацах в качестве средства выразительности используется синтаксический параллелизм?
  • Какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и т.п.

Языковой анализ текста учащиеся смогут воспроизводить в том случае, если хорошо ознакомлены с изобразительными ресурсами. Поэтому можно предложить им как памятку в работе над текстом следующий "Краткий словарь тропов и фигур речи".[6]. При этом учащиеся должны уметь различать изобразительно-выразительные средства от стилистических фигур речи.

Краткий словарь тропов и фигур речи (язык и стиль анализируемого текста)

  1. Найди в тексте изобразительно-выразительные средства (тропы).
  2. Найди в тексте стилистические фигуры речи.
  3. Подумай, с какой целью автор использует именно эти тропы и фигуры речи.
Изобразительно выразительные средства речи (тропы) Стилистические фигуры речи
Слова, выражения в переносном значении

Эпитет - определение (какой? (-ая, -ое, -ие) - серебряная седина. Трескучий гром, тревожная темень;

Метафора - слова и выражения по сходству или контрасту (заря жизни, каланча, бирюк, снежная каша, тугое, плотное тепло);

Местоимения - (переименовываться) - Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М.Зощенко).

Олицетворение (персонификация). Троп, состоящий в перенесении признаков и свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, них знак моей читая воли. (Пушкин).

Гипербола (переувеличение) - Я не видел вас тысячу лет. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).

Литота (переуменьшение) - мальчик с пальчик;

Ирония - о слабом, хилом человеке иронически можно сказать: "Посмотрите, каков Самсон!"

Аллегория - иносказание (хитрость воплощается в образе лисы, волк - жадность, змея - коварство), название романа Гончарова "Обрыв" - символ душевной драмы героини;

Перифраза - вечный сон, царь зверей, город на Неве;

Оксюморон - остроумно-глупое (холодным станет зной);

Сравнение - сопоставление двух явлений (он бежал быстрее, чем лошадь,

Она свежа как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна.
(А.С.Пушкин).

Аллитерация - повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).

Ассонанс - созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический прием. Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!... (Лермонтов).

Окказиональный - (случайный). Не соответствующий общепринятому употреблению, носящий индивидуальный характер, обусловленный специфическим контекстом.

Особые синтаксические построения (предложения, текст, порядок слов предложении)

Анафора - единоначатие

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
(А.К.Толстой)

Эпифора Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник.

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.

Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

Антитеза - противопоставление ("Где стол был явств, там гроб стоит").

Градация - группа слов в предложении с усиливающим значением (Вышли в свои темные, душные, скучные комнаты).

Инверсия - особое расположение слов, нарушающий обычный порядок. (Тамара в театр пошла. Изумительный наш народ).

Эллипсис - пропуск члена предложения (Мужики - за топора).

Умолчание - намеренный обрыв высказывания (Нет: я хотел: быть может, вы: я думал, что уж барону время умереть).

Риторическое обращение (Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой).

Риторический вопрос Знаете ли вы украинскую ночь?

Многосоюзие И пращ, стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.

Бессоюзие Швед, русский - колет, рубит, режет.

Афористичность речи - насыщение речи афоризмами - лаконичными, отточенными по форме и выражающими обобщенную мысль изречениями.

Парцелляция Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Потом расскажу. При встрече (Чайковский). С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский). Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н.Ильина).

Хиазм - фигура речи, состоящая в обратном ("крестообразном") расположении элементов двух сочетаний, объединенных общим членом.

Пыль земляная, земляные забросы: горит ветряная мельница, мельница занялась! (А.И.Солженицын).

Необходимо выработать у учащихся умения и навыки находить в тексте языковые средства и определить с какой целью и зачем использованы те или иные стилистические ресурсы, чем объясняется их выбор. В зависимости от характера и способа действий учащихся с учебным материалом, можно выделить упражнения, направленные на распознавание, стилистических средств в данном языковом материале. Желательно использование "Краткого словаря тропов и фигур речи" в качестве объективных примеров стилистических норм. Очень эффективными в этом отношении являются выполнение учащимися следующих тестов:

Тест 1. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в выделенном предложении? Укажите его в тексте.

Прищурив меткий глаз. Мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях.

  1. Олицетворение.
  2. Метафора.
  3. Эпитет.

Ответ: Б Метафора (услышал ладонями).

Тест 2. Какие тропы использует автор для усиления выразительности речи? Укажите их в тексте.

Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.

  1. Сравнение.
  2. Метафора.
  3. Эпитет.
  4. Аллегория.
  5. Гипербола

Ответ: А Сравнение (словно добрые призраки); В Эпитет (золотые столбы).

Тест 3. Какой троп используется чаще других?

По темному небу, покрытому тучами, точно наперегонки, бежали отдельно белесовато-серые облака. Пора подумать о возвращении на бивак. Мы переобулись и пошли обратно. Дойдя до зарослей, я остановился, чтобы в последний раз взглянуть на озерцо. Точно разъяренный зверь на привязи, оно металось в своих берегах. Сильный ветер гнал воду к устью речонки, вследствие чего она вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину. Мы двинулись в сторону, но протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево. Мы решили разойтись в поисках пути.

  1. Олицетворение.
  2. Сравнение.
  3. Метафора.

Ответ: А Олицетворение (бежали отдельно белесовато-серые облака, протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево).

Тест 4. Какой художественный прием использует автор?

- Конечно, отвечал Хлопуша, - и я грешен и эта рука (тут он сжал свой костлявый кулак и засуча рукава, открыл косматую руку), и эта рука повинна в пролитой христианкой крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье, да в темном лесу, не дома, сидя за печтю; кистенем и обухом, а не бабьим наговором. (А.Пушкин).

  1. Гипербола.
  2. Антитеза.
  3. Сравнение.

Ответ: Б Антитеза (губил супротивника, а не гостя, кистенем и обухом, а не бабьим наговором:).

Такие упражнения вырабатывают у учащихся навыки распознавания стилистических ресурсов анализируемого текста.

Учащимся национальной школы полезно предложить упражнения с готовой мотивацией выбора языковых средств:

Упражнение 1. Перед вами отрывки из публицистики военных лет. Какие средства и стилистические приемы использовал автор, чтобы воздействовать на чувства читателя, убедить его, побудить к определенным поступкам, действиям?

Не мы хотели этой войны. Не мы перед ними отступим. Фашисты начали войну. Мы ее кончим победой - победой труда и свободы. Война - тяжелое суровое дело, но наши сердца закалены. Мы знаем, какое горе принес фашистский захватчик другим народам. Мы знаем, как он останавливается, когда видит достойный отпор. Мы не дрогнем. (И.Эренбург).

Есть перед боем час большой тишины, иногда не час - минута. Тишина тогда кажется подчеркнутой. Нигде не бывает такой тишины. И вот в такие минуты человек невольно воспоминает многое. Он не воспроизводит, как фильм, свои прошлые годы. Но разрозненные видения создают ткань жизни. Он смотрит на нее, как хозяин на сад с плодами. Если суждено ему расстаться с жизнью, он сделает это не как покоренный смертью, но как победитель. (И.Эренбург).

Упражнение 2. С помощью каких единиц языка автору удалось создать картину боя в движении? Обратите внимание на обилие в отрывке глаголов движения с префиксально - суффиксальным образованием, обозначающим однократность мгновенность действия. Определите роль однородных членов предложения, соединенных без союзов, обратного порядка слов, предложений с обособленными оборотами.

Взревели испуганные быки, поворотили на казацкий табор, переломали возы и многих перетоптали. Но Тарас, в это время вырвавшись из засады со своим полком, с криком, метнулось на ляшские полки, опрокинуло конницу, всех смяло и рассыпало. Тяжело ревнули широкими горлами чугунные пушки: и рванулись снова казаки так, как бы и потерь никаких не потерпели.

Упражнение 3. Выделите свойственные научному изложению черты (строгость, логичность, повторы, употребление слов и словосочетаний терминологического характера, отглагольных существительных). В каком значении используются формы глагола? Почему?

Горение в воздухе происходит медленнее, чем в кислороде, потому что в воздухе кислород сильно разбавлен азотом и с поверхностью горящего вещества сталкивается меньше молекул кислорода, чем при горении в чистом кислороде. И температура при горении в воздухе менее высокая, так как выделяющаяся теплота затрачивается не только на нагревание продуктов сгорания, но и на нагревание азота.

Такие упражнения помогают учащимся определить функции языковых средств. Учащиеся с опытом аналогичной работы смогут не только определить стилистические ресурсы текста, но и мотивировать их выбор.

Мар-Кюельская средняя общеобразовательная школа Сунтарского улуса участвует в эксперименте ЕГЭ с 2001 учебного года. Выпускники 2001 года сдали ЕГЭ по русскому языку на 50% качества при 100% успеваемости, выпускники 2002 года - 34% качества при 100% успеваемости. В 2004 году ЕГЭ по русскому языку сдали на 53% качества (8 из 15) при 87% успеваемости. Средний балл выпускников 2006 года 41,3%, 2008 года 55,6%. Анализ результатов работы с выпускными классами показывает, что при регулярной работе над развитием языковой наблюдательности достигается удовлетворительный уровень работы над сочинениями-рецензиями.

Список использованной литературы.

  1. Ашурова С.Д. система обучения стилистических русского языка в национальной школе. Пособие для учителя. - Якутск: НИПК "сахаполиграфиздат"; 1995.-128 с.
  2. Васильева Л.П. Русский язык (стилистика): Учебное пособие для 10-12 классов. Издание первое. - Якутск: РНО НИПК "Сахаполиграфиздат", 1994, - 171 с.
  3. Войлова К.Л. Русский язык: Тесты. 10-11 классы /К.А.Войлова, А.В. Канафьева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002 г.
  4. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.: илл.
  5. Работа над сочинением-рецензий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: метод. пособие для учащихся средней школы. /Амгинский улус управления образования, Центр аттестации и контроля качества образования. Авт. - сост. О.А.Окорокова. - Якутск, 2002. - 42 с.
  6. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1996. - 272 с.
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru