Урок природоведения в 3-м классе по теме: "У Черного моря. Природа Черноморского побережья Кавказа"

Цель:

Оборудование: карта природных зон РФ, «Гербарий дикорастущих растений»; корабль, герой – капелька, кассеты (аудио – видео), магнитофон, телевизор; кроссворд, 3 необитаемых острова, картина ботисферы, плакаты моря и суши с животными и растениями, учебник, таблички с названиями животных и растений.

Ход урока

1. Организация класса. Сообщение темы урока.

Учитель: - Послушайте загадку:

Меня частенько просят, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут.
(дождь)

- Из чего состоит дождь?

- Откуда берется капля воды?

- Откуда появляется облако?

- Как и куда возвращается капелька?

- Давайте, посмотрим, как путешествует капля?

- Куда может попасть капля? (рассказ детей о круговороте воды в природе)

Учитель: Сегодня на урок к нам пришла небольшая капелька – путешественница, которая побывала уже в Каспийском, Балтийском, Баренцевом морях, и теперь она собирается попасть на Черное море.

Она приглашает вас отправиться с ней в это удивительное путешествие, где вас ждет неописуемая красота животного и растительного мира Черноморского побережья Кавказа, вы сможете узнать много интересного о них и о том, как охранять и защищать представителей флоры и фауны тех мест. Капелька обещает вам, что это будет незабываемое путешествие.

- Ну, как, ребята, поедем с капелькой?

- А как вы думаете, на чем мы отправимся? (ответы детей)

- Да, конечно же, на этом корабле, но этот корабль не сдвинется с места, пока мы не дадим ему название. Как мы назовем наш корабль? (ответы детей)

- На корабле будет три каюты. Вы сегодня не ученики, а путешественники. В первой каюте будут у нас сотрудники гидрометеоцентра, во второй каюте – научные сотрудники, и в третьей наши исследователи. Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны будет узнать, где расположено Черное море.

2. Работа по карте

- Посмотрите на карту, скажите, где расположено Черное море?

- Обратите внимание на окраску на карте этого моря. Как вы думаете, почему она темно-синяя?

- Да, верно, Черное море самое глубокое, а мы уже с вами знаем, что большие глубины на картах обозначаются темно-синим цветом.

- А как вы думаете, как получилось так, что Черное море самое глубокое?

- Да, конечно, когда-то очень давно, десятки миллионов лет назад в земле образовалась трещина, которая постоянно увеличивалась. После этого эта яма наполнилась водой за счет подземных вод, воды, находящейся рядом. Дно Черного моря отличается от дна других морей тем, что у всех морей дно постепенно проседает и опускается, как дуга, а у Черного моря дно в виде конуса из-за трещины.

- Давайте, посмотрим, какие горы окружают Черное море? (ответы детей)

- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какая погода бывает на Черноморском побережье Кавказа? (ответы детей)

- А теперь давайте послушаем мнение наших научных сотрудников.

Научные сотрудники: Удивительно не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского побережья Кавказа. Здесь умеренно жаркое лето и теплая зима, благодаря морю и горам здесь такая погода. Море за лето нагревается, а зимой отдает свое тепло воздуху. Горы не пропускают сюда холодных ветров. Зимой море не замерзает. Исключение составляет район города Одессы.

3. Работа с дневниками природы

- Ребята, мы узнали, какая погода бывает на Черноморском побережье Кавказа. Но наша капелька – морячка волнуется: будет ли сопутствовать нам погода в плавании. Давайте послушаем сводку погоды за прошедшую неделю и прогнозы на будущее.

Сотрудники гидрометеоцентра: За прошедшие дни погода была практически без изменений (по числам). Сегодня…(указать дату). На Черноморском побережье благоприятная погода для путешествий. Смело отправляйтесь в путь. Удачного вам плавания.

4. Работа над новым материалом

- Ребята, мы убедились в том, что погода сопутствует нам. С этого момента вы становитесь юнгами. Вперед, в путь!

- Пока мы плывем, давайте в своих бортовых журналах запишем сегодняшнее число и месяц, и место, куда мы направляемся. Посмотрите, как наша капелька – морячка сделала эту запись в своем журнале.

Звучит запись аудиокассеты «Шум моря».

- Ребята, что я слышу, какое счастье, мы приближаемся к морю. Слышите шум прибоя,? Ой, что это? Полетела чайка. Какая красота! Кругом прозрачная вода, а сейчас мы увидим с вами самую неповторимую красоту, мы опустимся на дно моря, чтобы увидеть жизнь под водой, полюбоваться восхитительной неповторимостью подводного царства.

- И сейчас, ребята, мы вместе с нашей капелькой опустимся под воду, чтобы поближе познакомиться с представителями подводного царства. Приготовились, мы поплывем под водой на ботисфере (глубоководный аппарат).

Вот вы готовы? Закройте глаза и замолчите на мгновение.

Показ DVD «Подводный мир»

Боже, какое чудо, откройте свои глазки, смотрите, как прекрасен и удивителен мир под водой, как приятно любоваться этим подводным царством.

- Ой, ребята, что я вижу, кто-то плывет к нам на встречу. Что вы знаете об этом зверьке? Давайте попросим самих животных, чтобы они немного рассказали о себе (сообщения детей):

  1. морская звезда
  2. медуза
  3. морской конек
  4. дельфин
  5. краб
  6. водоросли

(Физ. минутка под музыку «Морячка»).

- Ребята, к сожалению, мы не сможем спросить всех представителей. Поэтому я хочу перечислить и показать этих животных и рыб (показ рисунков)

5. Закрепление новой темы

- Вы познакомились с основными представителями подводного царства. Но капелька решила вас проверить. Она предлагает вам разгадать кроссворд. Смогут победить самые быстрые, ловкие и внимательные.

Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

  1. Какое растение вырабатывает под водой кислород? (водоросли)
  2. Я не лошадь и не пони, а зовут меня похоже? (конек)

По вертикали:

  1. Это то, что есть на Кремле, но и находится на дне? (звезда)
  2. То ли животное, то ли вода? (медуза)
  3. Его мечи острее бритвы, он защищает бронею лат,
    Но вы, друзья, не говорите,
    С уверенностью, что это рак. (краб)
  4. Животное, которое живет в воде, но дышит воздухом? (дельфин)

Учитель: - Как вы думаете, как живется этим существам в море?

- Почему о них надо заботиться и охранять?

- Как это надо делать?

(Ответы исследователей на эти вопросы.)

6. Растительный мир (показ гербария)

- И вот мы с вами поднимаемся на поверхность воды. И что же мы видим? Какой чудесный берег, сколько здесь деревьев.

- Скажите, какие растения растут здесь?

- Чем славится Кавказ?

- Почему надо заботиться о растениях и как их охранять?

- Да. Чистый воздух – залог любого здоровья. Черноморское побережье славится еще и тем, что сюда приезжают для отдыха и лечения тысячи людей. Здесь построены санатории, дома отдыха.

Но сейчас ученые волнуются за судьбу природы Черноморского побережья Кавказа.

- Как вы думаете почему? (ответы детей)

- Да, дело в том, что люди, приезжающие сюда отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. Они обрывают красивые цветы, ломают ветки у деревьев, выбрасывают мусор, где попало, ловят на память жуков, бабочек, уничтожают крабов и медуз.

- В загрязненной воде не редко в большом количестве размножаются микробы. Поэтому санитарные службы в последние годы все чаще вынуждены запрещать купание.

Таким образом, каждый, кто живет на Черноморском побережье Кавказа или те, кто приезжает сюда для отдыха, обязан беречь природу этого замечательного места.

Говорим при всем народе: чтоб продлить природе век,
Должен помогать природе друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы, расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы должен каждый человек.

7. Творческая работа «Необитаемый остров»

- Ребята, в Черном море есть необитаемые острова. Я предлагаю вам заселить эти места животными и растениями, чтобы здесь зародилась жизнь.

8. Итог урока

9. Домашнее задание:

Стр. 132 – 136 читать и пересказывать,

- Составить призыв о том, для чего необходимо охранять природу.

- Привести примеры экологических связей в природе Черноморского побережья Кавказа.

Читать еще:


Новые материалы:

Коррекционное занятие для учащихся с особыми образовательными потребностями "Автоматизация звука [Ж] на базе лексической темы «Насекомые»" :: Серия уроков по теме: "Квадратные уравнения". Алгебра 8-й класс :: Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Все действия с обыкновенными дробями". 6-й класс :: Внеклассное мероприятие (математика + информатика): "Научное кафе у Абдуллиных". 9-й класс :: Логопедическое занятие с детьми подготовительной группы :: Гангстердам ( Gangsterdam ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 14-01-Д ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD