Портфолио как оценка индивидуальных достижений обучающихся в классах естественно-научного профиля

Произошедшие  в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющийся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-позновательной деятельности
На современном этапе развития образовательной системы в Российской Федерации, предусматривающей профилизацию старшей ступени общего образования, востребована и является педагогически ценной та методика преподавания химии, которая востребует активность учителя и ученика. В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект (лат. projectus – брошенный вперед) – предполагает разработку замысла, предварительный, предположительный поиск ответа на вопрос, путь решения проблемы, который осуществляется по-разному. Метод проектов не нов в дидактике, скоро можно будет отвечать его столетие. Но это теоретически. Что касается школьной практики, к сожалению, приходиться констатировать – не часто описываются проекты по химии в научно – методической литературе и еще реже реализуются учителями в школьной практике. На мой взгляд, метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей и тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.
Основными достоинствами этого метода являются:

  1. проблемность, которая задается альтернативностью, неоднозначностью изучаемого материала; наличие противоречий, плюралистичность подходов, решений, толкований задаёт обучению диалогичность;
  2. потенциальная эписистемность знаний; проект охватывает, чаще всего, большой фактологический и теоретический материал и обладает свойством обобщения конкретного;
  3. проект – надежный фактор мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании, которое «по душе»;
  4. развитие и совершенствование исследовательских и коммуникативных умений;
  5. создание ситуации успеха для каждого ученика.

Организация деятельности реализуется в следующих этапах работы над проектом:

  1. совместный поиск проблемы и темы проекта, обоснование её актуальности и выявление желания участников в её исследовании;
  2. коллективное обсуждение возможности реализации проекта, поиск источников для исследования;
  3. выделение подпроектов, формулировка их тем, установление логической взаимосвязи и взаимозависимости между ними; определение групп взаимодействия;
  4. самостоятельная работы участников проекта и уточнение круга задач исследования; научное руководство и консультирование учителя (возможно приглашение другого лица);
  5. презентация проекта, коллективное обсуждение проблемы и темы проекта;
  6. подведение итогов, саморефлексия.

С 2001 года я начала использовать систему проектной деятельности учащихся при обучении химии.
В практике своей работы я реализую проектную деятельность через:
- урок как таковой или практическое занятие;
- внеурочную деятельность (предметная деятельность);
- научно-практичную деятельность учащихся (защита рефератов);
- систему дополнительного образования (практический спецкурс по химии, факультатив, предметный кружок, элективные курсы);
За этот период мною апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, игровых.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемыми учащимися самостоятельно(в парах, группах, индивидуально с целью практического или теоретического решения значимой проблемы (И.Д. Чечель)).
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации.
Данный вид проекта систематически используется на уроках. Тематика информационных проектов отражена в таблице 1. Сроки проведения соответствуют календарно-тематическом планировании (приложении 4).
Исследовательские проекты – имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования. Обязательно выдвижения гипотезы исследования, обозначения метода исследования и проведения эксперимента.
Эти проекты создавались старшеклассниками во внеурочной деятельности по предмету в рамках подготовки к научно-практической конференции в гимназии. Тематика этих проектов в профильных классах должна затрагивать содержание профильных предметов (для химико-биологических классов – это физика, химия, биология). Эти проекты носят, как правило, индивидуальный характер, осуществляются под руководством педагогов, специалистов в избранной ими сфере исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов – различна: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.
Примеры творческих проектов:

  1. «Новогоднее путешествие химических элементов» - коллективный проект на параллели 8-х классов. Организация работы над данным проектом осуществлялась с помощью учащихся 10 Б класса. Форма представления результатов – написание сказки.
  2. «Периодическая система химических элементов 11М класса им. И.А. Матвеевой»-коллективный проект, где в роли консультантов выступили ученики 11 Б класса. Форма представления результатов – авторская «периодическая таблица».
  3. «Любой яд есть лекарство, и любое лекарство есть яд – все зависит лишь от дозы». Эти слова Парацельса стали названием для коллективного проекта на параллели 10-х классов, который проводится в течении трех последних лет. Форма представления результатов – сочинения.

Игровые проекты – предполагают, что участники принимают на себя определенной роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить  начало работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Методика игрового проекта была опробована на примере игры «Краски разных времен» в классе с углубленным изучением химии.
В соответствии с принципами организации проектной деятельности учащихся мною предлагается следующая тематика учебно-творческих проектов по курсу общей и неорганической химии.

Тематика учебно-творческих проектов по курсу общей
и неорганической химии для учащихся


Тема проекта

Основополагающий
вопрос

Темы исследований для учащихся

Предмет химии

Что изучает химия?

  1. Живем в окружении химических веществ.
  2. События в мире веществ – химические реакции.
  3. Малютки – молекулы и неделимые атомы.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Периодичность в основе всего?

  1. Три на «-он»: электрон, протон, нейтрон.
  2. Изотопы – «-изо»-продукция природы.
  3. Как вас теперь называть господа изотопы?
  4. Какие модели атома в моде?
  5. Электроны летали внутри орбитали.
  6. Энергетические этажи и электронные квартиры – где это?

Химическая связь. Строение вещества.

Есть ли габариты у мадам молекулы?

  1. Как электроны «ковали» ковалентную связь.
  2. «Полярники» в мире молекул.
  3. Ионная связь для кого традиционна?
  4. Могут ли вещества быть за решеткой?

Кислород. Водород. ОВР.

Есть – ли самые главные вещества?

  1. Папа водород и дочка вода.
  2. Кто они – охотники за электронами?
  3. Без какого газа невозможно дыхание и горение?

Тема проекта

Основополагающий
вопрос

Темы исследований для учащихся

Классы неорганических веществ

Есть – ли в классе вещества?

  1. Оксиды – дети «оксигена».
  2. Почему кислоты кислы?
  3. Зачем нужны индикаторы?
  4. Соли – соленые, горькие, сладкие, прочие.
  5. Как ионы водят хоровод?
  6. У кого два лица?

Типы химических реакций

Вместе или порознь?

  1. Битва металла с неметаллом.
  2. В воде или в кислоте?
  3. Металлы – соперники. Кто – кого?
  4. Кто симпатичен основаниям?
  5. Кому опасны кислоты?
  6. Соль плюс соль равняется – чему?
  7. Что такое гидролиз?

Закономерности протекания химических реакций

Писаны – ли законы для химических реакций?

  1. Куда же все они идут?
  2. Химические альпинисты – кто они?
  3. Что за механизм у реакции внутри?
  4. Что определяют молекулярные гонки?
  5. Если химия на лыжах, то, как удержать равновесие?
  6. Можно - ли запланировать сдвиг реакции в прямом или обратном направлении?

Элементы VII-А группы и их соединения

Галогены – кто они такие?

  1. Большая – ли семья у зеленого хлора?
  2. «Солянка», но не суп, или «Здравствуйте, Водород Хлоридович!»
  3. Так - ли уж проста обыкновенная поваренная соль?

Элементы VI-А группы и их соединения

Что такое халькогены?

  1. Сера вредна или полезна?
  2. Какая кислота является главной в промышленной химии?
  3. Почему ароматы бывают убийственными?

Элементы V-А группы и их соединения

Почему их называют «Безжизненными»?

  1. Как трижды открывали азот.
  2. Аммиак – богач или бедняк?
  3. Нитраты – «селитры», их «дух»-кислота.
  4. Есть – ли потомки у светоносного элемента.
  5. Зачем нужны удобрения?

Элементы IV-А группы и их соединения

Кто прячется под знаком углерода?

  1. Почему углекислый и «угарный» газы портят воздух?
  2. Чему равняется углерод плюс водород?
  3. Когда углерод бывает живой и неживой?
  4. От чего сладкий сахар стал несладкий?
  5. Что такое жизнь?
  6. Какой элемент главный на стройке?

Тема проекта

Основополагающий
вопрос

Темы исследований для учащихся

Металлы

Какие мастера есть в работящей металлической команде?

  1. Что значит металлургическая цивилизация?
  2. Всегда – ли прав сплав?
  3. Когда вода становится жесткой?
  4. какой век называют железным?
  5. Как из глины получают «серебро»?

Химия вокруг нас

Безопасна – ли химия?

  1. Самые простые из лекарств или какой минимум должен быть в домашней аптечке?
  2. Быт или не быт?
  3. Что такое химическое чародейство?

Темы исследовательских проектов учащихся химико-биологических классов.

  1. Витамины: за и против.
  2. Чудо голодания.
  3. Микроэлементы: зло или благо?
  4. Питьевая вода. Проблемы и решения.
  5. А.М. Бутлеров – величайший химик России.
  6. Окислительно-восстановительные реакции.
  7. Спирты и их физиологическое действие на живой организм.
  8. Органические соединения азота.
  9. Химия неорганических соединений азота.
  10. Химия в школе и дома.
  11. Антибиотики.
  12. Кремнийорганические соединения.
  13. Об открытии новых химических элементов.
  14. Вода известная и неизвестная.
  15. Под знаком углерода.
  16. Синтез 2-полифторакрил-4-тионхромонов и изучение их свойств в реакциях с N- нуклеофилами.
  17. Особенности получения йогурта.

Таким образом, проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета, в том числе химии. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он не заменим.

Читать еще:


Новые материалы:

Декада гуманитарных наук в школе :: Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе :: Социалисты-утописты XVIII–XIX вв. :: Разработка урока по истории России (8-й класс) "Начало Отечественной войны 1812 года" :: Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска" :: Ветреная река ( Wind River ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Матрасы/Мебель для спальни/Матрасы, подушки/Матрасы / Лонакс / Матрас Лонакс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Упражнения чтобы убрать целлюлит на ногах

Как убрать целлюлит на ногах: упражнения, видео, советы Очень распространенная проблема целлюлит встречается чаще всего у женщин. Формироваться он может на...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Спорт для похудения для мужчин

Спортивная диета для мужчин Спортивная диета представляет собой особую методику питания, основная задача которой не столько похудеть, сколько нарастить мышечную...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Через сколько после еды можно качаться

Через какое время после тренировки можно есть? Все знают, что без рационального питания и физической активности снизить свой вес не получится. Но немногие...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Упражнения во время месячных для похудения

Какие упражнения можно делать во время месячных Содержание: Какие упражнения можно делать во время месячных? Этим вопросом задаются многие женщины, которые ведут...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD