Состав слова. Корень. Однокоренные родственные слова

Состав слова. Корень. Однокоренные родственные слова

Цели:

  • учить детей выделять из слова корень;
  • выделять в словах общую часть, в которой заключён лексический смысл родственных слов.

Оборудование: карточки с текстом для самостоятельной работы.

Ход занятия

Организационный момент. Беседа по материалу прошлых занятий.

– Мы выяснили, что корень – это самая важная значимая неизменяемая часть слова. Он берёт на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем называются родственными.

Сообщение темы занятия.

Задание 1.

– Прослушайте стихотворение и запомните слова с корнем -СНЕГ- .

Проплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
На сверкающих кустах
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки. (С. Погорельский)

– Запишите в тетради те слова, которые вы смогли запомнить.

Ведётся коллективная проверка. Как правило, дети записывают слова Снегоград, снегурки, но значения этих слов не раскрывают.

Этап словарной работы. На экране компьютера появляются изображения: «Снегоград» – снежный городок, «снегурки» – коньки. Логопед объясняет значение каждого слова, дополняя примерами предложений из текста.

Далее следует морфологический анализ всех выписанных слов, подготавливающий детей к усвоению правила правописания безударной гласной в корне.

– Какая общая часть у всех выписанных вами слов?

Внимание детей обращаем на чередование согласной в корнях -СНЕГ-, -СНЕЖ-.

– Выписанные слова имеют одинаковый корень, как они называются?

– Почему мы называем эти слова родственными?

Задание 2.

Игра «Третий лишний».

– Прослушайте цепочку слов, найдите лишнее, не подходящее по смыслу.

– Объясните свой выбор.

Брошь, брошенный, брошка
Ел, ельник, еловый
Лётчик, летать, летний
Мак, макушка, макать (на предыдущих занятиях проводилась словарная работа по объяснению значений слов МАК, МАКУШКА).

Задание 3.

Каждый из учеников получает карточку с текстом.

– Прочитайте текст. Выпишите однокоренные родственные слова. Выделите корень.

Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?

– Почему гости не сразу приметили чужака?

– Помогите найти чужаку своих родственников. Назовите слова, которые примут его в свою семью.

– Сделайте вывод о том, что же объединяет родственные слова?

Задание 4.

ФКМ. Игра с мячом. «Кто у кого?»

– Я бросаю мяч и называю животное, а вы, возвращая мяч, называете детёныша животного. У свиньи – … , у коровы – … , у собаки – … , у овцы – … , у лошади – … , у курицы – … .

– Сравните моё и ваше слово по смыслу, будут ли они родственными?

– Докажите правильность своего выбора.

Задание 5.

КОНКУРС

  1. Написать все названия дней недели.
    – Как образовались эти названия?
    – Можно ли проверить их написание? (Вторник, среда, четверг, пятница).
  2. Подберите как можно больше родственных (проверочных) слов для проверки безударных гласных в корне слова. (Гора).
  3. За кем последнее слово? Один из участников игры называет слово с корнем ЕМ- (-ЗЕМЛ-), второй называет другое слово с этим корнем, затем третий и далее по цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовёт слово с этим корнем.

Итог занятия.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка по теме: "Сложные слова". 3-й класс :: "Г.Х. Андерсен - великий детский сказочник". Урок чтения и начального литературного образования :: Интегрированный урок (окружающий мир + математика) по теме: "Экологическое равновесие и экологическая безопасность". 4-й класс :: Действия с многозначными числами на уроке математики в 4-м классе. Урок-закрепление :: Пути и способы формирования у учащихся навыков речевого общения в различных сферах жизни :: Сила мечты ( The Soviet Revolution Told Through its Cinema ), 2017 :: /Гостиные/Адажио / Ангстрем / Гостиная Адажио 6.3 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD