Математические основы мышления и коммуникации

Успешность учёбы в школе зависит от уровня развития интеллекта учащегося. Интеллект человека (или его ум) характеризуется мышлением, взятым в аспекте индивидуальных различий. Самый существенный признак отличающий мышление от других психических процессов,— направленность на открытие новых знаний, т. е. его продуктивность. В соответствии с этим возможности человека к более или менее самостоятельному открытию новых знаний, определяемые (при наличие других необходимых условий) уровнем развития продуктивного мышления, составляют основу, «ядро» его интеллекта.

Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение и классификация, аналогия и обобщение.

Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания – одно из важных условий построения развивающего обучения, так как продуктивная (творческая) деятельность оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций.

Развитие математического мышления, заинтересованность предметом, приведёт к «открытию» математических фактов только при условии использования на уроках задач нестандартных, задач, требующих известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно облегчается курсом «Интеллектика» (1 раз в неделю). Такой систематический курс создаёт условия у детей познавательных интересов, формирует у них стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях интеллекта.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.

Тип занятия: учебное занятие применения теоретических обобщений.

Цели:

Развивающие:

  • развивать познавательную деятельность учащихся;
  • повысить мотивацию обучения;
  • развивать мыслительные операции (наблюдение, сопоставление, анализ, синтез, умение делать выводы);
  • развивать логическое мышление;
  • развивать память детей;
  • развивать речь;
  • расширять мировоззренческий кругозор детей;
  • показать межпредметные связи.

Воспитательные:

  • учить понимать общечеловеческие ценности и социальные мотивы поведения;
  • показать нравственно-этические нормы поведения;
  • воспитывать положительные эмоции к учебе и математике, в частности;
  • воспитывать желание учиться;
  • воспитывать самостоятельность.

Образовательные:

  • закрепить вычислительные навыки математических действий (сложения, вычитания, умножения, деления);
  • закрепить навык действия с величинами;
  • закрепить умение находить объем;
  • закрепить знание связи компонентов и результатов математических действий; умение решать простые и сложные уравнения;
  • закрепить умение разностного и кратного сравнения чисел;

Оборудование:

  • компьютер,
  • экран,
  • мультимедийный проектор.

Форма занятия: компьютерный урок с групповой формой работы.

Ход занятия

I. Орг. момент.

II. Целеполагание

Никто не знает границ своих возможностей, они как бы дремлют внутри нас в ожидании своего часа. А когда он приходит, порой случаются сенсационные происшествия. Например, некий служащий во время пожара в здании сумел вынести на улицу сейф с важными документами… После того как огонь был потушен, четверо сильных мужчин с большим трудом могли втащить его обратно…

Но не только наши физические способности могут поразить воображение. Есть и другие примеры из жизни.

Долгие годы российский психолог А.Р. Лурия наблюдал за человеком с поистине безграничной памятью – Шершевским, корреспондентом одной из московских газет. Он, например, в течение нескольких минут смотрел на доску, исписанную длинными рядами цифр, а затем, отвернувшись, воспроизводил их в любом порядке. Даже через несколько месяцев он легко вспоминал однажды увиденные ряды цифр.

Бесспорно, это феноменальные способности. Однако каждый из вас тоже располагает огромными возможностями и способностями, которые можно формировать и развивать.

Нужно только большая воля, желание и тренировка. И главное – верить в себя, и сможете многого добиться в жизни!

III. Применение теоретических обобщений

1. Разминка. Компьютерная игра развивающая память, внимание

Слайд 1 – эпиграф урока.

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»
Монтень

2. Выявление уровня развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, логика).

– Приготовьте синий и жёлтый карандаш, возьмите карточку с заданием 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая, третья; первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны синим карандашом подчёркивать первую букву и вычёркивать третью. Работу надо начинать по сигналу: «Внимание, начали!» Как только я скажу: «Стоп. Вторая минута!», вы возьмёте жёлтый карандаш и в течение второй минуты, наоборот, будете вычёркивать каждую третью. Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите карандаш.

3. Работа в группах. Слайд 2.

– Вставьте пропущенную букву и пропущенное число.

4. Индивидуальная работа. (Поставить знаки + или -).

– Какие высказывания об элементах множества А истинны, а какие – ложны?

  • Все элементы множества А – игрушки. (-)
  • Некоторые элементы множества А – игрушки. (+)
  • Ни один из элементов множества А не является игрушкой. (-) Слайд 3
  • В множестве А нет игрушек. (-)
  • В множестве А имеются игрушки. (+)
  • Каждый элемент множества А является игрушкой. (-)
  • В множестве А нет ни одного элемента, являющегося игрушкой. (-)

Свои примеры истинных и ложных высказываний.

5. Работа в группах.

– Решите задачу. Слайд 4.

Коробка для посылки имеет размеры 40 см, 25 см и 20 см. Ее перевязывают лентой, как показано на рисунке. Сколько сантиметров ленты понадобится для того, чтобы перевязать коробку, если на узел и концы следует оставить 50 см?

6. Расскажите то, что знаете о числе 12.

(Двузначное число, его соседи по натуральному ряду 11 и 13, дюжина, сумма цифр – 3; 12 месяцев в году, и т.д.)

  1. Установите закономерность.
    12, 24, 36 …..
    Числа увеличиваются на 12.

  2. Продолжите ряд до трёхзначного числа, в записи которого есть число 12.
    12, 24, 36, 48, 60, 72, 84, 96, 108, 120

  3. Найдите «интересные» числа.
    12 и 120 – 12 на множестве двузначных и трёхзначных чисел;
    60 и 120 – круглые числа;
    12, 24, 36, 48, 84 – числа, в которых количество десятков в два раза меньше (больше) количества единиц;
    96 – если число перевернуть, то результат не изменится;
    108 и 120 – трёхзначные числа;
    48 и 84 – одинаковые цифры в записи чисел.

  4. Установите связь между числами.
    36 и 72, 12 и 24, 12 и 36, 12 и 48, 24 и 48,
    12 и 60, 12 и 72, 48 и 96, 12 и 108, 12 и 120

7. Среди данных равенств только одно верное. Найди его за 1 минуту! Работа в группах. Слайд 5.

8. Обучение навыкам быстрого счёта.

Создание проблемной ситуации. Индивидуальная работа.

– Сложите числа 97.643+85.676+39.469+86.546 = 309.334

Сумма цифр каждого столбика (единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч). Записать столбиком и сложить между собой. Слайд 6

9. Решите самостоятельно пользуясь новым способом:

24.897+36.409+61.255

10. Как назвать все фигуры одним словом?

Для каждой фигуры на рисунке объясни, почему она лишняя. Работа в группах. Слайд 7

11. Задача. Индивидуальная работа.

Однажды в английском графстве Камберленд разразилась гроза. Сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили вещество, обладающее удивительными свойствами. Расшифруй его название, расположив корни уравнений в порядке убывания. Слайд 8

Кусочками этого вещества пастухи стали метить овец, а торговцы делали надписи на корзинах. Используют ли это вещество в наши дни?

90*х =6300; у:60=600; 2500:z=5

90+х=6300; у-60=600; 2500-z=5

12. Занимательная минутка.

Слайд 9

13. Комбинаторная задача. Работа в группах.

В оранжерее были срезаны гвоздики: белые и розовые – 400 штук, розовые и красные – 300, белые и красные – 540. Сколько гвоздик каждого цвета было срезано в оранжерее?

Решение. Слайд 10

Всего было срезано 400+300+540=1240 (гвоздик), по два вида в каждом букете, следовательно, всего срезали 1240:2=620 (гвоздик) красного, розового и белого цвета. Так как белых и розовых 400 шт., то красных 620-400=220 (шт.), тогда розовых 300-220=80 (шт.), а белых 540-220=320 (шт.)

Ответ: красных – 220, розовых – 80, белых – 320.

14. Подведение итогов.

– Чему вы научились? Что было интересным? Какое задание было трудным? Какое задание было для вас самым лёгким?

Презентация – Приложение 1 или Приложение 2.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок биологии по теме "Фотосинтез" :: Урок по теме «Многообразие и значение паукообразных» :: Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь" :: Урок-практикум по теме: "Получение и изучение свойств мыла" :: Урок биологии по теме «Общая характеристика грибов». 7-й класс :: Талли ( Tully ), 2018 :: Мебель/Мебель для дома/Системы хранения/Полки / Etg-Home / Полка голубая Leontina ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

За какой срок можно накачать пресс

За какое время можно накачать пресс людям с разной весовой категорией? : Подтянутый и упругий живот – мечта каждого человека и гордость каждого спортсмена. Пресс...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Белок для похудения спортивное питание

Спортивное питание белок для похудения Спортивное питание белок нередко использует для похудения. Существует множество белковых диет, которые помогают избавиться...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как после родов худеть

8 простых правил похудения после родов без вреда ребенку Что волнует мам недавно родившихся малышей? Это мысли о здоровье и комфорте маленького человечка. И...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать плечевой пояс

Как накачать плечи | 5 эффективных упражнений Пришло время поднять ваши тренировки плечевого пояса на качественно новый – естественный уровень. Нет бесполезной...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD