"Я вам пишу..." Разработка урока написания письма в 8-м классе
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

"Я вам пишу..." Разработка урока написания письма в 8-м классе

Цели урока:

  • Знакомство с основными правилами создания текста эпистолярного жанра.
  • Развитие умения создания письменного самостоятельного высказывания.
  • Развитие навыка коммуникативного общения.
  • Отработка навыка постановки знаков препинания при обращении и вводных словах.
  • Воспитание аккуратности, доброжелательности, приветливости.

Оборудование занятия: Слайды с отрывками из писем известных писателей, литераторов, таблица-алгоритм создания текста письма (у автора).

Ход занятия

Добрый день, дорогие друзья! Любите ли вы получать письма?

А любите ли вы писать письма?

Чаще всего нежелание писать письмо связано с неумением его написать. Академик Д.С. Лихачёв в письмах к молодёжи как-то заметил:

Слайд 1

«А уметь хорошо писать нужно не только писателю или учёному. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку. Но как научиться писать? Надо писать, писать дневники, письма…»
Д.С. Лихачёв

К сожалению, в наши дни нередко слышишь фразу: «Письма писать я не умею, лучше я тебе позвоню» Да и впрямь, какие там письма, когда у каждого есть мобильная связь. И, тем не менее, написал ведь как-то поэт: «Мне писем не заменит телефон: ни городской, ни междугородний». Искусство эпистолярного жанра начинает потихоньку забываться в России. А ведь совсем недавно он был весьма популярен. Обратимся к словарику, который необходим на сегодняшнем уроке:

Слайд 2

  • эпистолярный – написанный в форме письма, переписки
  • этикет – установленный порядок в поведении, формах обращения
  • адресат – тот, кому адресовано письмо
  • адресант – тот, кто отправляет письмо

Слайд 3

Однажды в редакцию газеты «Пионерская правда» пришло письмо, над которым долго смеялись сотрудники, а потом и читатели. Вот оно перед вами:

Ученица читает слайд 3:

Нижеподписавшийся волка повстречал.
Вышеупомянутый громко зарычал.
А вокруг всё цветики – просто благодать.
По причине этого – жалко пропадать.
Нижеподписавшийся крикнул: «Караул»
И на полной скорости к речке драпанул.
Вышеупомянутый, голодом томим,
В том же направлении бросился за ним.
К счастью, тут охотничек мимо проходил,
Каковой впоследствии волка застрелил.
Нижеподписавшийся просит за спасенье
Выразить охотнику это поздравленье.

Почему вызывает улыбку это стихотворение? (Ответ учащихся)

Конечно, в нем нарушена стилистическая принадлежность некоторых слов и выражений.

В тексте разговорного стиля автор использовал слова, приемлемые для стиля официальных документов. Это вызывает комический эффект. То есть, хорошее знание стилей речи русского языка и особенностей каждого стиля необходимо для создания текста.

Давайте вспомним стили речи нашего русского языка. (Ответ учащихся)

У вас на партах отрывки из писем поэта В.В. Маяковского, поэта К.М. Симонова, академика Д.С. Лихачёва. Определите, какого стиля эти отрывки, найдите доказательства принадлежности каждого отрывка названному стилю.

Один ученик читает отрывок из письма В.В. Маяковского.

В литературно-художественный отдел Гиза.

В ответ на ваше письмо сообщаю:

По моем возвращении из-за границы мною был заключен с Гизом договор на все имевшееся в договоре вещи: «Роман», «Драма», «Мое открытие Америки» и «Испания, Атлантический океан, Гавана» (стихи). Я сумел сдать две последние книги. Работа над «Драмой» и «Романом» задержалась благодаря возникшей большой работе (тоже для Гиза) над Октябрьской поэмой. Это крайне трудная поэма, сданная в срок Гизу, кроме отрыва от других работ, еще и крайне меня утомила. После месячного отдыха надеюсь в 4-х, 5-тимесячный срок выполнить все взятые на себя обязательства.

Я неоднократно предлагал ликвидировать все материальные обязательства, вытекавшие из договора, но литературно-художественный отдел указывал мне всегда на желательность сохранения договора в силе и откладывал день сдачи книг.

Если и сейчас Гизу интересны указанные книги, прошу продлить срок договора сообразно с моими указаниями о времени.

Вл. Маяковский

27.09.27 г.

К какому стилю принадлежит письмо В.В. Маяковского? (Официально-деловой)

Докажите это, приведя в качестве примеров характерные для этого стиля лексические, морфологические и синтаксические средства. (Ответы учащихся)

Письмо академика Д.С. Лихачева к молодежи читает далее ученица.

В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой дорогой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, не радость.

Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.

Наша молодость – это и наша старость.

Д.С. Лихачев

Учащиеся доказывают, что данный отрывок принадлежит к публицистическому стилю.

Письмо поэта К.М. Симонова читает следующий ученик.

Здравствуй, Машка, здравствуй, дочка.
Шлю тебе я два цветочка.
Это ландыш и ромашка. (Вот они – рисунок поэта)
– Так ли это – дочка Машка?
Я нарисовал цветы
Так ли, как рисуешь ты?
Ландыш-то почти хорош,
Ландыш сразу разберешь!
А ромашка подгуляла -
Лепестков уж слишком мало.
Сколько нужно добавлять?
Раз?
Два?
Три?
Четыре?
Пять?
А теперь рисую дом,
Где мы с Нин-Паловной живем.
Крыша и труба, и окна,
И дождик, под которым мокну.
Вот они (рисунок поэта).
Сверху дождик, снизу снег.
Я несчастный человек.

После того, как учащиеся доказали, что отрывок принадлежит к разговорному стилю, переходим к следующему этапу урока.

Конечно, личная переписка – это предмет разговорного стиля речи. Еще совсем недавно ваши родители, родственники писали живые интересные письма друг другу, тщательно подбирали слова, перебеливали черновик, так как с большим уважением относились к адресату, хотели, чтобы с письмом друг или подруга получили «частичку души» адресанта. Писатель Н.С. Лесков как-то заметил: «Скверное письмо затрудняет чтение, расхолаживает впечатление, и, наконец, сердит читающего и настраивает его против вас». Сегодня мы попытаемся создать хорошие дружеские письма и послания в соответствии со всеми нормами разговорного стиля и этикетом письменного общения.

Давайте, определим, что будет являться одной из составляющих хорошего письма. А помогут нам в этом ваши же письма.

Слайд 4

Здравствуй, подруга Вера!

Пишу тебе письмо, так как обещала. У меня все по-прежнему. Хожу в школу вместе с Анюткой, потому что с Ленкой поссорилась. Она сильно много воображает. Учится уже неохота, все ждут каникул. Скорей бы они наступили. Погода у нас стоит нормальная. Приезжай скорей. Я тебя жду.

Твоя подруга Катя.

Слайд 5

Аленушка! Здравствуй!

Дружочек мой дорогой, как я по тебе скучаю, как многое мне надо тебе рассказать.

Представляешь, вчера наконец-то после долгих уговоров папа согласился отвезти нас к озеру Любви. Это озеро находится в 25 километрах от нашего поселка. Я слышала легенду о том, как двое влюбленных в стародавние времена решили вместе броситься в воды этого озера, потому что родители не хотели их свадьбы. Они долго плакали на берегу озера, и все это слышала русалка-волшебница. Она пожалела юных влюбленных и подарила им вечную жизнь, превратив их в два сросшихся ивовых дерева на берегу после их смерти. Теперь они не расстаются никогда. Это очень трогательно – обнявшиеся ивы над зеркальной гладью озера. Я думаю, что на тебя это тоже произвело бы впечатление. Вокруг озера – красивейшая растительность. Воздух чист и наполнен ароматом цветов и трав. Вода в озере прозрачная, и в ее глубине мелькают серебристой чешуёй рыбки. На лодках по озеру плавают влюбленные парочки (открыт прокат лодок). Мы пробыли на озере почти три часа, но нисколько не устали, а наоборот, получили массу впечатлений.

Все каникулы читаю книги из списка литературы, данного нашей учительницей для летнего чтения. Открыла для себя Тургенева. Его романы очень понравились, а героини просто вызывают восхищение, хочется быть на них похожей.

В следующем письме расскажу о том, как мы с Олей побывали в гостях у Марины.

До свидания. Жду твоих писем. Твоя подруга Надя.

Вопрос ученикам. Какое письмо интереснее?

Конечно, то, в котором содержится интересная информация.

  • Первое условие создания письма:

Информация.

Информация в письме – это «кусочек» человеческой жизни, к которому интересно вернуться спустя годы. Что может служить информацией для письма?

(Ответы учащихся): школьные дела, события в семье, увлечения, желание поделиться впечатлением о прочитанном или увиденном, о трудностях и проблемах.

Кто-то сказал, что письмо - это фотография души. Это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. А содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем. В этом мы убедились, когда читали письма поэта В.В. Маяковского, ученого Д.С. Лихачева, поэта К. М. Симонова.

Писатель Анатолий Маркович Маркуша, автор книги о лётчиках «Вам взлёт» получал много писем, но говорил он как-то и о том, что не все ребячьи письма радуют. Вот мальчик из города Винница написал как-то: «Сообщите, пожалуйста, основные сведения о метеорологии, главные вопросы штурманской подготовки, а также все рекорды, зарегистрированные в ФАИ». Вот уж где приходится только развести руками. Прежде, чем писать подобные письма артистам, спортсменам, писателям, надо хорошо подумать, нельзя ли обойтись без этого.

А вот ещё письмо в газету: «Дорогая «Пионерская правда», мне нравится один мальчик, а я ему нет. Напишите в вашей газете, как мне быть».

Уважение к адресату и его времени должно подсказать вам, стоит ли браться за перо. Такое понятие, как внутренняя культура человека – это следующее условие эпистолярного жанра.

  • Второе условие создания письма.

Культура человека.

Антон Павлович Чехов оставил прекрасные образцы писем друзьям и знакомым. Читать их интересно и поучительно. Это образец эпистолярного жанра.

(Зачитывается отрывок из письма А.П. Чехова)

Научиться культуре, конечно, невозможно за 40 или 80 минут, этот процесс длится порой всю жизнь. Поэтому надо помнить о том, интересна ли будет ваша информация тому, кому вы её адресуете (адресату). Нужно быть искренним и правдивым и, если письмо не строго деловое и серьёзное, можно приправить свой рассказ частицей юмора. Пример – письмо поэта К.М Симонова.

Говоря о культуре письма, отметим, что в письме, согласно принятому этикету, обязательны поля. В правом верхнем углу письма, как правило, ставится дата. Почерк должен быть таким, чтобы письмо не превращалось в ребус. Множество помарок и исправлений свидетельствуют о неуважении к адресату. Аккуратно и разборчиво подписывается конверт. И мы плавно переходим к третьему условию хорошего письма.

Вы заметили уже, работая с письмами сегодня на уроке, что чаще всего при написании письма необходимо помнить правила постановки знаков препинания при обращении и вводных словах. Сегодня, когда вы будете писать своё письмо друзьям или родственникам, помните, что есть третье условие хорошего письма

  • Третье условие создания письма.

Грамотность.

Повторяем при помощи опорных схем знаки препинания при обращении и вводных словах и предложениях.

Слайд 6

1. О,______. 2. ____,О,_____. 3._________,О. 4. О!________
1. ______,вв,______. 2. Вв,_________. 3. __________,вв.

А отработать навык постановки запятой при обращении и вводных словах помогут упражнения по составлению зачинов и концовок писем.

В России XIX века в русском речевом письменном этикете были распространены зачины и концовки. Зачины в письмах содержали обращения к адресату по имени-отчеству с выражением ему всяческого почтения и добрых чувств, пожелания здоровья. Концовки писем обычно делались в одном стиле с зачинами и были очень многообразны. Это, прежде всего, многословные здравицы и почтительно-любезные заверения в любви и памяти. Перед вами типичные зачины и концовки, отражающие этикет писем XIX века.

Слайд 7

Зачины

  • Милостивейший князь…
  • Вселюбезнейшая княгиня…
  • Любезный друг…
  • Бесценная матушка…
  • Душевно уважаемая и добрейшая тётушка
  • … Милая маменька
  • … Душенька моя

Слайд 8

Концовки писем

  • Целую ваши ручки, прошу вашего родительского благословения…
  • Поклонитесь всем добрым приятелям и будьте здоровы и веселы…
  • Ваш покорнейший слуга и внук…
  • Остаюсь вашим всепокорнейшим сыном…
  • С глубочайшим почтением и искренней сыновней преданностью…
  • Оставайтесь всегда здоровы и веселы…

Какие из этих формул являются устаревшими? Почему?

Группа учащихся, получивших задание на предыдущем уроке, зачитывают зачины и концовки из рассказов А.П. Чехова, повестей А.С. Пушкина.(«Ванька Жуков», «Капитанская дочка» и др.)

Обращаем внимание на постановку знаков препинания в этих отрывках

Задания по группам:

Группа 1. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для дружеских писем сверстникам.

Группа 2. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для писем родителям и взрослым родственникам.

Группа 3. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для деловой переписки с людьми, от которых ждут помощи, решения проблем (незнакомый редактор журнала)

Обращаем внимание на знаки препинания в полученных формулах, какие формулы, приведённые ранее на слайдах, можно использовать в современном письме?

А теперь возьмите чистый лист бумаги. Вспомните, какие три условия необходимы для создания письма.

Слайд 9

(Алгоритм на слайде)

Что напишете вы? Послание, которое кто-то долгие годы будет хранить и перечитывать? Или ваш адресат запутается в пустой болтовне и грязных безграмотных каракулях и раздраженно бросит ваше письмо в мусорную корзину? Все зависит от вас.

Заключительный этап. Написание дружеского послания близкому человеку.

С разрешения авторов, несколько писем с этого урока.

Настя С.

Вот так, моя дорогая подруга Лена, тебе сегодня исполняется уже тринадцать лет. Этот день для тебя самый яркий и праздничный в году. Пусть весь этот день сияет на твоем лице улыбка.

Я желаю, чтобы наша дружба не кончалась,
Чтобы чаще мы с тобой встречались,
Вместе пели, веселились, танцевали
И твой день рождения справляли!

Наташа К.

Лето в разгаре. Июль на исходе.
За яркость цветов благодарны природе.
Друзья и родные слетелись в Тайшет
Мамуле отметить её сорок лет!
А юбилярша – смотрите – царица!
Не Водолей, и не Рак она. Львица!
Фигура центральная у Зодиака.
Добра, но и бескомпромиссна, однако.
Папа, Олег и я, дочка Наташа.
Ведь нами живет именинница наша.
Любит всем сердцем, навеки верна,
Того ж от любимого хочет она.
Мамуля! Будь в жизни улыбчивой долго.
Пусть светлыми будут, счастливыми, годы.
И груз неудач пусть не давит на плечи.
А сорок – рассвет! А не вечер, не вечер.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru