Развитие критического мышления при изучении общей характеристики неметаллов
Познание 21 век - все об образовании и школах

Развитие критического мышления при изучении общей характеристики неметаллов


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цель урока: рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ и особенности их электронного строения. Повторить понятия ЭО и аллотропии. Рассмотреть состав воздуха.

Оборудование: Образцы неметаллов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель сообщает классу результаты контрольной работы по теме “Металлы”. Кратко обсуждают типичные ошибки учащихся.

2. Изучение нового материала начинается со стадии вызова.

С целью актуализации знаний учитель зачитывает цитату из книги Ганты Тибор “Жизнь и ее происхождение”.

“Прежде чем приступить к разговору об интересной истории образования Земли, нам необходимо ознакомиться с элементарным составом вселенной. Если бы нам удалось каким – то образом получить усредненный образец материала, из которого построена вселенная, подсчитать и сгруппировать все отдельные атомы, мы с удивлением обнаружили бы, что атомы самого легкого элемента являются самыми распространенными, а также в первенстве ему не уступают еще три химических элемента, которые являются важнейшими компонентами живой материи…”

Учитель обращается к классу с предложением ответить на вопрос: Как вы, думаете, о каких химических элементах идет речь? И определите тему урока.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – “Общая характеристика неметаллов. Кислород, озон, воздух”.

Какие ассоциации возникают у вас с понятием неметаллы? Какие характеристики вы назвали первыми? (Применяется прием “ Корзина идей, понятий, имен…”)

Учащиеся записывают характеристики на листочках и передают учителю.

Далее определяют положение неметаллов в ПС.

Учитель сообщает, что в ПС всего 22 элемента являются неметаллами, что для неметаллов более характерно различие в свойствах (физических, химических), чем их общность. Для того чтобы дать полную характеристику неметаллам, предлагается заполнить конструктивную таблицу. Параметры сравнения можно использовать из “ Корзины идей, понятий, имен …”, которую учащиеся сформировали в начале урока. Работая с данной таблицей, школьники могут дать полную характеристику неметаллам и параллельно сравнить их с металлами.

Конструктивная таблица.

Параметры сравнения Металлы Неметаллы
1. Атомный радиус.  

 

 

 

2. Количесво е на ЭУ.    
3. Расположение в группах.  

 

 

 

 

 

 

 

4. По характеру движения электронов в атомах (s,p,d-элементы)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ЭО  

 

 
6. Агрегатное состояние.  

 

 

 
7. Температура плавления.    
8. Кристаллическая решетка.    
9. Электропроводность    
10. Цветовая палитра    

Демонстрация неметаллов (сера, фосфор, графит, иод, активированный уголь, кристаллический кремний). В заключение этапа вызова рассматриваем понятие “аллотропия”. Учитель зачитывает строки из творческого задания “Детективное расследование”. Угадайте, о каком химическом элементе идет речь и что это за конспиративные клички?

“…Внимание! Внимание! Внимание!

Похищен один из самый распространенных химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашеную известь, а природный газ и нефть в водородное облако.

Его скрывают под именами – Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фуллерен”.

Ребята отвечают на вопросы.

Приведите примеры аллотропии.

Что такое аллотропные модификации?

Чем отличаются модификации?

В ходе беседы акцентировать внимание учащихся на различие физических и химических свойств аллотропных модификаций.

3. Стадия осмысления.

На этом этапе школьники получают новую информацию, осмысливают ее, соотносят с уже имеющимися знаниями. На стадии осмысления используем прием “ Зигзаг”. Предлагаем учащимся разделиться на микрогруппы - пары и прочитать, указанные отрывки из текста 15 (учебник О.С.Габриеляна “ Химия -9”, М.; Дрофа 2005). При работе с текстом рекомендуем останавливаться после каждого абзаца и по очереди задавать друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивали суть новой информации.

4. Завершает урок стадия рефлексии.

Предлагаем учащимся, работая в группах, составить графический организатор – кластер по данной теме.

Приложение 1.

В заключение урока, учащиеся закрывают на минуту глаза, расслабляются, усаживаются поудобнее и обдумывают то, что они делали на уроке. Затем школьники выполняют рефлексивный тест. Листочки не подписываются, в случае согласия с утверждением ставят около него знак “+”.

Рефлексивный тест:

  1. Я узнал (а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было над чем подумать.
  4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
  5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил 5 “+”, затем тех, у кого 4 и 3 “+”. Это именно те оценки, которые они поставили мне за урок.

Подводим итоги урока, предлагаем домашнее задание.

Литература:

  1. Тибор Г. Жизнь и ее происхождение: М “ Просвещение”, 1984.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.Народное образование, 1998.
  3. Халперн Д. Психология критического мышления – СПб.: Питер, 2000.
  4. http:\\bs.yandex.ru\ resource\by.gif.
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru