Урок по теме "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок по теме "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Цель урока:

  • Образовательная: дать понятие "защита информации", "компьютерный вирус"; рассмотреть различные классификации вирусов; изучить методы защиты от компьютерных вирусов; познакомиться с различными антивирусными программами.
  • Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ.
  • Развивающая: развивать теоретическое, критическое, творческое, аналитическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование, материалы: проектор, компьютеры, локальная сеть;

ПО: Windows XP, Office 2003, Internet, Antivirus Kaspersky, Dr.Web;  

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка явки учащихся и их готовности к занятию.

II. Основной этап

1. Актуализация опорных знаний

С проникновением компьютеров в различные сферы жизни возникла принципиально новая отрасль - информационная индустрия. Человечество создало информационную цивилизацию, в которой от успешной работы средств обработки информации зависит само благополучие и даже выживание человечества в его нынешнем качестве. В последние годы во всём мире большое внимание уделяется вопросам защиты информации, накапливаемой, хранимой, обрабатываемой как в отдельных ЭВМ, так и построенных на их основе вычислительных системах.

Вопрос: Что понимают под защитой информации? (Защита информации - создание в ЭВМ и вычислительных системах организованной совокупности средств, методов и мероприятий, предназначенных от сбоев оборудования и программного обеспечения, от случайной или преднамеренной потери или искажения, от несанкционированного доступа.)

Вопросы: Какие виды защиты вы знаете? Какие методы защиты от сбоев оборудования и программного обеспечения вы можете назвать? Какие методы защиты от случайной потери или искажения вы можете назвать?

2. Этап изучения нового материала

Обязательным условие успешной деятельности является безопасность информации.

Просмотр презентации по теме "Компьютерные вирусы". Приложение 1.

Компьютерным вирусом называется программа, способная выполнить на компьютере несанкционированные действия.

Схема работы компьютерных вирусов:

  • Заражение (происходит при запуске инфицированной программы или при обращении к носителю, имеющему вредоносный код в системной области; обычно код вируса сначала поступает в оперативную память работающего компьютера, откуда он копируется на запоминающие устройства).
  • Размножение (происходит как серия последовательных заражений; в первую очередь поражаются файлы самой операционной системы, чем чаще срабатывает механизм, тем больше файлов поражается).
  • Атака (последняя фаза развития вируса; во время атаки вирус производит более или менее разрушительные действия и при этом непременно проявляет себя).

Классификация компьютерных вирусов:

по среде обитании:

  • файловые вирусы (поражает исполнимые файлы, имплантируя в них опасный код; заражение происходит в тот момент, когда файл находится в оперативной памяти, то есть в момент исполнения)
  • загрузочные вирусы (располагаются в служебных секторах носителей данных и поступают в оперативную память только при загрузке компьютера с этого носителя)
  • сетевые вирусы (обитают только в оперативной памяти компьютеров и не копируют себя на носители данных).
  • макровирусы (единственная порода вирусов, способная обитать в файлах документов).

по разрушающему воздействию:

  • "безвредные" вирусы (занимаются только размножением);
  • малоопасные вирусы (беспокоят неожиданными сообщениями, экранными и звуковыми эффектами);
  • разрушительные вирусы (наносят реальное поражение данным, имеющимся на компьютере);

по механизму срабатывания:

  • "троянские кони" (агенты);
  • бомбы замедленного действия (не имеют фазы размножения);

по использованию механизмов сортировки:

  • полиморфные вирусы (не имеют постоянного кода, против них используют специальные алгоритмы эвристического анализа);
  • стелс-вирусы (нельзя увидеть средствами операционной системы, для их обнаружения антивирусные программы используют средства просмотра, независимые от операционной системы).

Этапы защиты от компьютерных вирусов:

Подготовка к последствиям (прежде всего, необходимо обратить внимание на резервное копирование; следует хранить дистрибутивные диски всех программ, установленных на компьютере; следует позаботиться о сохранении паролей и адресов, хранящихся на компьютере; необходимо обязательно создать системный загрузочный диск компьютера, заранее проверить его работоспособность и хранить в надёжном месте; рекомендуется использовать удобный пакет служебных программ, создать с его помощью аварийный комплект дискет для реанимации компьютера.

Меры защиты от компьютерных вирусов (различные антивирусные программы). Пакет антивирусных средств содержит некоторые типичные компоненты: сканер, монитор, ревизор дисков, загрузочный комплект.

Просмотр презентации по теме "Антивирусные программы". Приложение 2.

Самостоятельная работа. Учащиеся разбиваются на группы.

Учащимся предлагается самостоятельно найти материал по вопросам данной темы, используя различные источники информации - учебники по информатики, брошюры, ЦОРы, Интернет. Каждой группе предлагается вопрос: что такое компьютерные вирусы, признаки проявления вирусов, типы компьютерных вирусов, программы борьбы с компьютерными вирусами, методы защиты от компьютерных вирусов, эволюция антивирусных программ. Ответ на поставленный вопрос они будут искать, используя Интернет, литературу, распечатки учителя, учебные электронные диски. Каждая группа представляет свои работы в виде устных ответов, электронных документов, распечаток на принтере.

3. Выполнение теста по теме: "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы"

1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Что такое компьютерный вирус?

  1. Прикладная программа.
  2. Системная программа.
  3. Программы, которые могут "размножаться" и скрытно внедрять свои копии в файлы, загрузочные секторы дисков и документы.
  4. База данных.

4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Какие существуют вспомогательные средства защиты?

  1. Аппаратные средства.
  2. Программные средства.
  3. Аппаратные средства и антивирусные программы.

5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. На чем основано действие антивирусной программы?

  1. На ожидании начала вирусной атаки.
  2. На сравнение программных кодов с известными вирусами.
  3. На удалении зараженных файлов.

6. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Какие программы относятся к антивирусным?

  1. AVP, DrWeb, Norton AntiVirus.
  2. MS-DOS, MS Word, AVP.
  3. MS Word, MS Excel, Norton Commander.

7. Вставь пропущенное слово, определив тип антивирусной программы:

  • Антивирусные : - это программы, перехватывающие "вирусноопасные" ситуации и сообщающие об этом пользователю.

8. По предложенному описанию определите тип вируса.

  • Заражают файлы документов Word и Excel. Являются фактически макрокомандами, которые встраиваются в документ.

9. Компьютерным вирусом называется:

а) средства для сжатия дисков и работы сними

б) программный код, способный выполнить на компьютере несанкционированные действия

в) совершенные программы, которые нельзя увидеть средствами операционной системы

10. Какова схема работы компьютерных вирусов?

а) заражение - размножение - атака

б) размножение - заражение - атака

в) атака - размножение - заражение

г) размножение - заражение

11. Заражение происходит при:

а) загрузке операционной системы

б) включении питания

в) запуске инфицированной программы или при обращении к носителю, имеющему вредоносный код в системной области

г) загрузке непроверенного носителя информации

12. Вирусы, обитающие только в оперативной памяти компьютеров и не копирующие себя на носители данных, называется:

а) сетевыми

б) макро вирусами

в) файловыми

г) загрузочными

13. Вирусы, способные обитать в файлах документов:

а) сетевыми

б) макро вирусами

в) файловыми

г) загрузочными

14. Вирусы, располагающиеся в служебных секторах носителей данных и поступающие в оперативную память только при загрузке компьютера:

а) сетевыми

б) макро вирусами

в) файловыми

г) загрузочными

15. Независимые компоненты для Windows и Dos, предназначенные для антивирусной проверки дисков компьютера:

а) AVP Инспектор

б) AVP Монитор

в) AVP сканер

г) AVP Центр Управления

16. Оболочка, предназначенная для организации установки и обновления компонентов пакета, для автоматического запуска задач по расписанию и контроля результатов

а) AVP Инспектор

б) AVP Монитор

в) AVP сканер

г) AVP Центр Управления

17. Удаление вируса называется

а) атакой

б) лечением

в) обеззараживанием

г) макрокомандой

18. Большинство антивирусных программ выявляют вирусы по

а) алгоритмам маскировки

б) образцам их программного кода

в) среде обитания

г) разрушающему воздействию

19. Вирусы, предназначенные не для разрушения, а для фиксирования нажатия клавиш в момент ввода парольных или регистрационных данных и записывать их в невидимый файл

а) сетевые вирусы

б) макро вирусы

в) "троянские кони"

г) вирусы "невидимки"

Вопросы учащимся:

Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?

IV. Домашнее задание по выбору учащихся:

Составить кроссворд по теме "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы".

Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет и возможности домашнего персонального компьютера, подготовить сообщение по теме: "Многообразие вирусов".

Список использованных источников информации.

  1. "Windows. Лаборатория мастера", - М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА: Информком-пресс, 2002

Приложение 1

Приложение 2

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
Урок-игра "Самое интересное о звуке, инфразвуке и ультразвуке"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок-игра "Самое интересное о звуке, инфразвуке и ультразвуке"

Цели урока:

  • обеспечить усвоение знаний о звуковых волнах, ультразвуке и инфразвуке;
  • развивать у учащихся умение самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия;
  • продолжать формировать умение наблюдать, сравнивать и анализировать, рассуждать и делать выводы;
  • развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование урока: АРМ учителя, презентация к уроку (приложение 1).

Подготовка к уроку: При подготовке к уроку детям заранее предлагается найти интересные вопросы по теме, дать к ним ответы. Работа ведётся по учебнику, сборнику задач, использованием дополнительной литературы. Сообщается детям, что самые интересные вопросы будут включены в игру. Дети при подготовке могут выбрать одну или несколько категорий. Категории определены условно, по названиям параграфов.

Структура урока:

Этапы урока Дидактическая задача
1. Организационный этап (1 мин.) Подготовка учащихся к работе на занятии, настрой учащихся на деловой ритм.
2. Подготовка к основному этапу занятия (1 мин.) Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
3. Основной этап - работа над качественными вопросами (40 мин):
  • Усвоение новых знаний и способов действий.
  • Первичная проверка
  • Закрепление знаний.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.
  • Установление правильности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
  • Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
  • Активная деятельность учащихся по формированию системы знаний по теме.
4. Подведение итогов занятия. (2 мин.) Анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

5. Рефлексия. Информация о домашнем задании. (1 мин.) Усвоение принципов сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

ХОД УРОКА

Организационный этап.

Приветствие, выявление отсутствующих.

Тема нашего урока: Самое интересное о звуке, инфразвуке и ультразвуке.

Задачи урока: Сегодня на уроке мы обобщим знания о звуковых волнах, ультразвуке и инфразвуке; рассмотрим примеры различных звуковых явлений; будем учиться формулировать чёткие ответы на качественные вопросы.

Слайд 1. Проводить занятие мы будем в форме игры (Щелчок)

Игра называется “Самое интересное о звуке, инфразвуке и ультразвуке”. Познакомимся с правилами игры (слайд 2).

- Порядок участия в первом туре определим по жребию. Участник имеет право выбрать категорию и номер вопроса по желанию. На ответ не более 15 секунд. Если ответа дать не можете или допущена ошибка, открываем правильный ответ и проводим самопроверку.

По окончании финального тура выявляется 3 призёра.

За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, его “стоимость” 100 баллов. По окончании каждого тура подводим итог.

- Внимание на экран!

- Начинаем 1 тур!

Информация для учителя.

1 тур - слайды с 3 по 17.

Слайд 4 содержит название категории и номера вопросов.

На слайдах с 5 по 17 вопросы и ответы. Переход на слайды с 5 по 17 по гиперссылке на слайде с вопросом.

Звуковые волны.

  1. Что такое звук? (Упругие волны, вызывающие у человека слуховые ощущения)
  2. Каков диапазон волн, воспринимаемых слухом человека? (От 16 ГЦ до 20 кГц)
  3. Что можно назвать источником звука? (Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой)
  4. Почему во время грозы мы сначала видим молнию, а потом слышим гром? (Скорость звука много меньше скорости света)

Звук в различных средах.

  1. От чего зависит скорость звука в газах? (Скорость звука в газах зависит от температуры газа, от его рода, от плотности)
  2. Почему человек, стоящий на берегу реки, не слышит звуков, возникающих под водой? (При переходе из воды в воздух звук отражается на 99% в воду)
  3. Что спасает человека под водой от звуковой перегрузки? (При погружении в воду в его ушах остаются воздушные пробки)

Громкость и высота звука. Эхо.

  1. Почему после удара молоточком по камертону его звук постепенно становится всё тише и тише? (Когда колебания звучащего камертона затихают, вместе с амплитудой уменьшается и громкость звука)
  2. Чем определяется высота звука? (Высота звука определяется его частотой)
  3. Что такое эхо? (Эхо – это звуковые волны, отражённые от какого-либо препятствия и возвратившиеся к его источнику)

Инфразвук и ультразвук.

  1. Что такое инфразвук? (Инфразвук – это упругие волны с частотой меньше 16 Гц)
  2. Что такое ультразвук? (Ультразвук – упругие волны с частотой выше 20 кГц)
  3. Как с помощью гидролокатора можно определить глубину моря? (Источник ультразвука с корабля посылает импульс и получает отражённый сигнал)

Итог 1-го тура:

- Подводим итог 1 тура: лучшие знания в этом туре показали: (называются фамилии).

Информация для учителя.

2 тур - слайды с 18 по 32.

Слайд 19 содержит название категории и номера вопросов.

На слайдах с 20 по 32 вопросы и ответы. Переход на слайды с 20 по 32 по гиперссылке слайде с вопросом.

Звуковые волны.

  1. Откуда пошло название “дисковая сирена”? (По имени полуптиц- полуженщин, которые согласно древнегреческому мифу завлекали своим пронзительным пением мореходов на кораблях, и те разбивались о прибрежные скалы)
  2. Благодаря чему звук музыкальных инструментов (гитара, скрипка, балалайка) становится громче? (Благодаря наличию резонатора)
  3. Могут ли быть источниками звука не только колеблющиеся тела, но и физические явления? (Могут. Например: взрывы, полёты снарядов, завывание ветра, гроза)

Звук в различных средах.

  1. Почему человек, услышавший звук выстрела или свист пули может не волноваться, эта пуля его уже миновала? (Пуля обгоняет звук выстрела: начальная скорость 800м/с, через 800м скорость пули примерно равна скорости звук, т.е. около 340м/с)
  2. Как Леонардо да Винчи предлагал слушать подводные звуки? (Учёный предложил слушать подводные звуки, приложив ухо к веслу)
  3. Как объяснить выражение: “Нем, как рыба”? (Звуки из воды передаются очень слабо)

Громкость и высота звука. Эхо.

  1. Благодаря чему звук музыкальных инструментов (гитара, скрипка, балалайка) становится громче? (Благодаря корпусу (резонаторному ящику), через корпус с отверстием выходят звуковые волны)
  2. Что соответствует громкости в 1 сон? (Приглушённый разговор)
  3. Почему полёт шмеля сопровождается более низким звуком, чем полёт комара? (Шмель машет крылышками с меньшей частотой, чем комар)
  4. Из чего состоит музыкальный звук? (Основной тон – звук определённой частоты с примесью нескольких колебаний)

Инфразвук и ультразвук.

  1. Чем объясняется возбуждающее действие современной рок-музыки, насыщенной низкими частотами? (Резонансным влиянием низких частот на организм человека)
  2. Как медузы узнают о приближении шторма? (Медузы улавливают инфразвуковые волны, возникающие при шторме в результате взаимодействия потоков воздуха с гребнями морских волн заранее за 15 часов).
  3. Как используют ультразвуковые волны для отпугивания птиц? (У некоторых птиц ультразвук вызывает болевые ощущения)
  4. Как применяют ультразвук для дефектоскопии? (Трещины обнаруживают по отражению от них ультразвука)

Итог 2-го тура:

- Подводим итог 2 тура: лучшие знания в этом туре показали: (называются фамилии). Сильнейшие игроки вышли в финал. Они допускаются к третьему, финальному туру. В третьем туре категории уже не выделены, подсказок никаких нет.

- Итак, внимание! Начинаем 3 тур!

Информация для учителя.

3 тур - слайды с 33 по 47.

Слайд 34 содержит номера вопросов, но не содержит категории вопроса.

На слайдах с 35 по 47 вопросы и ответы. Переход на слайды с 35 по 47 по гиперссылке слайде с вопросом.

Вопросы 3 тура:

  1. Что является естественным резонатором певца? (Полость рта)
  2. Что является причиной звука появляющегося в начале считывания информации с СD – ROM? (Работа механизма, раскручивающего диск. Раскручивание сопровождается звуком низкой частоты)
  3. Что мы слышим, приложив раковину к уху? (Раковина усиливает обычные шумы в окружающей обстановке, не улавливаемые ухом человека. Этот звук напоминает шум моря)
  4. С помощью какого прибора врач получает информацию о состоянии больного по характеру звуков? (Фонендоскоп)
  5. Как осуществляется ультразвуковое видение предметов?(Ультразвуковые колебания превращаются в электрические, а затем в световые)
  6. Какое действие ультразвука используют при стерилизации молока, медицинских инструментов? (Ультразвук приводит к гибели микробов)
  7. Как с помощью листа бумаги усилить звук голоса? (Лист свернуть в виде воронки и использовать как рупор. Звук будет распространяться в одном направлении)
  8. Почему в лесу довольно трудно определить, откуда идёт звук? (Многократно отражаясь от деревьев, звуки мешают определить верное направление на предмет)
  9. Почему в глухом лесу, чтобы не потеряться, лучше свистеть, а не кричать? (В отличие от крика свист - это звук определённой частоты, он хорошо огибает препятствия, следовательно его можно услышать на большем расстоянии)
  10. Почему шум, создаваемый движущимся поездом, усиливается при входе поезда в туннель? (Звук усиливается в результате отражения от стен туннеля)
  11. Для чего открывают звучащий рояль? (Усиление звука происходит за счёт акустического резонанса)
  12. При полёте многие насекомые издают звук. Почему при полёте птиц звука не слышно? (Число колебаний крыльев меньше 16 раз в сек.)

Итог игры: в общем зачёте по числу баллов.

- На 3 месте ....

- На 2 месте ....

- И победителем игры становится ... (слайд 48).

- Ребята, игра закончилась, но выиграли её не только три человека. Выиграли все мы, т.к. узнали очень много нового и интересного. Надеюсь, вам захочется почитать дополнительную литературу, обратиться ещё раз к материалу учебника.

- К следующему уроку вы ещё раз прочитаете §§ 24–27 и проверите себя по вопросам после §§.

Многие, я думаю, поняли, что и на страницах учебника, и “за его страницами” любознательным ученикам открывается много тайн.

Литература:

  1. Громов С.В. Физика: Учебник для 8-го класса общеобразовательных. учреждений / С.В.Громов, Н.А. Родина. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2003. – 158 с.
  2. Марон А.Е. Сборник качественных задач по физике: для 7–9-х классов. общеобразовательных. учреждений / А.Е. Марон, Марон А.Е. - М.: Просвещение, 2006.
  3. В презентации использована графическая информация Интернет-ресурсов.
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru