Урок развития речи по теме "Текст"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок развития речи по теме "Текст"

Цель: научить создавать текст, на основе анализа средств выразительности различных видов искусств.

Задачи:

  • развитие операционного компонента учебной деятельности через активизацию мыслительных процессов анализа, сравнения и классификации средств выразительности различных видов искусств;
  • развитие познавательной мотивации с помощью создания проблемной ситуации;
  • формирование умения отбирать речевые средства выразительности (синонимы и антонимы) для создания текста;
  • формирование эмоциональной культуры на основе синтеза различных видов искусств.

 Ход урока

  1. Организационный момент

(В разных местах доски записаны слова “терпение”, “красота слова”, “сосредоточенность”)

- Прочитайте это слова.

- При создании чего они потребуются? (при создании текста)

- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (создавать текст)

- В этом вам помогут музыка, живопись и, конечно же, слово. Мы будем наблюдать, как с помощью средств выразительности различных видов искусств можно описать одно и тоже явление природы. А начнем с разминки.

  1. Речевая разминка
  1. Акростих

Замело все дорожки в лесу.
И деревья по пояс в снегу.
Машет веткой зеленая ель,
А березки уснули, поверь!

- Кто же так изменил лес вы узнаете, если найдете первые буквы строчек и сложите их в слово. (Зима)

  1. Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите? Попробуем ответить на этот вопрос словами различных частей речи.

- А теперь попробуем представить, какая музыка может звучать в этой картине. (Медленная, сонная, тихая)

  1. Анализ средств выразительности различных видов искусств
  1. Анализ средств музыкальной выразительности.

Звучит произведение А. Вивальди “Осень”.

- Может ли эта музыка “звучать” в картине? Почему?

- Какие краски преобладают в этой музыке? (Яркие, сочные, радостные)

  1. Мозаика

- Выберите самые яркие фрагменты мозаики , соберите из них картину и вы узнаете какое это время года. (Осень)

- Посмотрите на иллюстрацию. Какими цветами пользовался художник для создания образа Осени: холодными или теплыми? Почему?

  1. Физкультурная пауза

- Осень полна звуков. Мы возьмем только два: радостный и грустный. (Шумелки и колокольчики)

- Послушайте звуки Осени. Что это? Подтвердите слова известных вам стихов про осень.

“Шумелка” - листья падают.
  • “Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась”.
  • “Все летит. Должно быть, это - улетает наше лето”.
“Колокольчики”
  • Стало вдруг светлее вдвое. Двор, как в солнечных лучах.
  • Пролетают паутинки с паучками в серединке.
  1. Работа со словарем в парах

- Какая осень? (Золотая)

- Что значит “золотая”? Сделанная из золота? (Нет. Яркая, красочная.)

- Перед вами словари. У каждого из вас на карточке слово. Найдите его значение в словаре.

  • красный-
  • оранжевый-
  • желтый-
  • алый-
  • рыжий-
  • лимонный-
  • рубиновый-
  • медный-
  • золотой-
  1. Работа с синонимами

- Много красок у осени. Найдите 3 цепочки слов, близких по значению.

красный оранжевый желтый
алый рыжий лимонный
рубиновый медный золотой

- Для чего нам необходимо знать лексические оттенки слов? (Избежать речевых ошибок и сделать свою речь красивой.)

- Перед вами предложения. Замените выделенные слова синонимами.

Стройные березы чуть слышно позванивают желтыми листьями – монетками. (Стройные березы чуть слышно позванивают золотыми листьями-монетками.)

- Почему не “лимонными”? (Монетки лимонными не бывают)

- Следующее предложение.

Красные листья осин горят огнем . (Алые листья осин горят огнем.)

- Почему не “рубиновые”? (Рубиновый – это темно-красный цвет.)

  1. Дифференцированная работа с текстом по уровню сложности, творчества и помощи

- С помощью средств выразительности слова, музыки и цвета мы описывали осень. Попробуйте все это применить при создании текста про Осень.

1 группа. Найдите границы предложений.

Осень – самое красивое время года деревья стоят в новых нарядах березки тихо звенят листьями рядом рябинки примеряют бусы огнем вспыхнули осины лес переливается красками ветерок играет с травой тихо и торжественно в лесу.

(Самым слабым детям – памятки с вопросами)

2 группа. Уточните лексическое значение выделенных слов, заменив их синонимами.

Осень – самое красивое время года. Деревья стоят новых нарядах. Березки тихо звенят медными листьями – монетками и любуются своим отражением в спящей речке. Рядом примеряют красные бусы тонкие рябинки. На другом берегу реки рубиновым пламенем вспыхнули осины. Лес переливается яркими красками. Только ели стоят по - прежнему изумрудными. Не нужен им новый наряд. Прохладный ветерок играет с оранжевой травой. Тихо и торжественно в осеннем лесу.

3 группа.

- Что такое антонимы? (Слова противоположные по смыслу.)
- Замените подчеркнутые слова антонимами.

Осень – самое некрасивое время года. Деревья стоят в старых нарядах. Березки громко звенят золотыми листьями – монетками и любуются своим отражением в проснувшейся речке. Рядом примеряют рубиновые бусы толстые рябинки. На другом берегу реки алым пламенем потухли осины. Лес переливается тусклыми красками. Только ели по - прежнему стоят зелеными. Не нужен им старый наряд. Теплый ветрище играет с рыжей травой. Громко и торжественно в осеннем лесу.

  1. Итог урока
  • Так для чего нужны “терпение”, “красота слова” и “сосредоточенность”? (Для создания красивого текста.)
  • Какие виды искусств нам помогали? (Музыка, живопись, литература)
  • Какими средствами выразительности пользовался композитор при создании образа Осени? А художник? Писатель?
  • Краски, звуки и слова помогли вам в создании текста про Осень. Но даже это не самое главное. Важно пропустить все это через свою душу и тогда речь заиграет яркими красками.
  1. Домашнее задание

- Мы с вами уже пробовали создавать свой текст об осени?

- Мы разговаривали о песнях, тайнах и красках осени. Каждый год Осень присылает в лес телеграмму. Какую? Вы узнаете, выполнив домашнее задание. А заодно потренируетесь в правописании гласных и согласных в корне слова.

Тетрадь “Учусь писать без ошибок”, 34с., упражнение 59.

  • 1 группа - проверочные слова обязательно записывать.
  • 2 группа - мысленная проверка слов.
  • 3 группа - на выбор – или пишите проверочные слова , или проверка в “уме”.
  1. Экспресс – оценка

- Осенью бывает листопад. Перед вами три листочка.

  • Красный – на уроке было интересно.
  • Желтый – было трудно, но интересно.
  • Зеленый – скучно и тоскливо.

- Возьмите в руки листочки и устроим свой листопад.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru