Вычисления в электронных таблицах. Типы ссылок

План урока:

  1. Орг. момент
  2. Проверочная работа (презентация «Проверь себя» (Приложение 1))
  3. Теоретический материал урока:
    1. Формулы в электронной таблице
    2. Типы ссылок: относительные и абсолютные
  1. Практическое задание
  2. Подведение итогов

1. Предлагаю учащимся проверить знание определений, изученных на предыдущем уроке. Для этого использую презентацию «Проверь себя». Зачитываю определение, учащиеся называют номер его. Переходим по гиперссылке. Читаем определение, убеждаемся в правильности или неправильности выбора.
2. Формулирую принцип относительной адресации: адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы.
3. Например: в таблице на <Рисунке1> формулу в ячейке С1 ЭТ воспринимает следующим образом: сложить значение ячейки, расположенной левее на две клетки со значением из ячейки, расположенной на одну клетку левее данной формулы.


Рисунок 1

Формулы в электронной таблице
В самом простом варианте электронная таблица может быть использована как калькулятор. Любая формула, которая вводится в ячейку, начинается со знака =. Все символы, введенные после этого знака (числа, адреса ячеек, арифметические знаки и др.) будут восприниматься как элементы формулы. Например, для вычисления выражения


Рисунок 2

в любую ячейку таблицы достаточно ввести следующую строчку
=(5+18^0,5 – 4*3)/(16^(1/2)+27^(1/3))-3e-2.
Результат будет выведен в этой же ячейке. Приоритет операций такой:

  1. вычисляются выражения в скобках,
  2. производится возведение в степень,
  3. выполняется умножение и деление,
  4. выполняется сложение и вычитание,

В качестве операторов в формулах используются следующие символы: + = - * / & < > ^
Задания для практической работы на компьютере:
Введите в любую ячейку электронной таблицы формулы и сравните полученный результат с ответом


Рисунок 3

Но, как правило, данные, необходимые для расчета, находятся в ячейках электронной таблицы, и чтобы с помощью формул обработать эти данные, достаточно вместо чисел ввести адреса ячеек, в которых находятся необходимые для расчета данные. Например, когда уже создана таблица со списком товаров, где в одном из столбцов помещены цены на изделия, а в другом — количество этих изделий, то для определения стоимости некоторого количества изделий достаточно перемножить содержимое ячейки с ценой на содержимое ячейки с количеством.


Рисунок 4

На рисунке видно, что цена и количество размещены соответственно в ячейках С2 и D2, в ячейке Е2 размещен результат умножения, а в строке формул показана формула, в соответствии с которой вычисляется произведение чисел, находящихся в ячейках С2 и D2, то есть =C2*D2
Для того, чтобы вместо результата в ячейке увидеть формулу, необходимо перейти в режим отображения формул: Сервис – Параметры – Вид – Установить флажок отображать «Формулы»
Проверим себя.
Адресация в формулах. Задание на слайде 8:

Какое число появится в ячейке C6, если в нее будет введена формула =(B2+С2*В1+D1)/D2*А3? Ответ: 8

Типы ссылок
В большинстве таблиц одна и та же формула обычно применяется многократно для разных строк. В Excel распространить формулу вдоль столбца можно таким образом: достаточно выделить ячейку с формулой и воспользоваться маркером автозаполнения.


Рисунок 5

Если после такого заполнения просмотреть ячейки с формулами, то сразу заметно, что электронная таблица в каждой ячейке с формулой изменила адреса так, чтобы сохранилась структура формулы, созданная вначале. В рассматриваемом примере, в каждой строке перемножаются числа, находящиеся левее ячейки с формулой.


Рисунок 6

Теперь можно ввести новые понятия и определения.

  1. Если в электронной таблице необходимо записать формулу с сохранением структуры, то есть так чтобы при изменении позиции ячейки с формулой менялся и адрес ячейки, на которую ссылается формула, то применяется относительная ссылки.
  2. Если при изменении позиции ячейки с формулой адрес ячейки, на которую есть ссылка в формуле, должен остаться неизменным, то применятся абсолютная ссылка.
  3. При создании относительной ссылки (она используется по умолчанию) в формуле указывают букву столбца и номер строки (=C2*D2), при создании абсолютной ссылки перед номером столбца и строки размещают символ «$» (значок доллара). Например, в формуле =B3/$D$2 ссылка на ячейку D2 является абсолютной.

Ссылка, в которой при копировании формулы происходит изменение адреса ячейки, называется относительной.
Ссылка, в которой при копировании формулы адрес ячейки не меняется, называется абсолютной.

Иногда возникает необходимость для столбца использовать относительную ссылку, а для строки — абсолютную или наоборот. В таких случаях ссылка называется смешанной.
Пример применения смешанных ссылок представлен в «Таблице умножения». В 2-й строке и в столбце А расположены числа в диапазоне от 10 до 20. На пересечении соответствующих строк и столбцов находится произведение этих чисел. Для быстрого заполнения этой таблицы при написании формулы в ячейке B3 была использована смешанная ссылка как на ячейки 2-й строки, так и на ячейки столбца А.


Рисунок 7

Мини-исследование. Определение типа ссылки в формуле
Определите, какая формула введена в ячейку В3, если после этого таблица умножения создается копированием формулы вниз, а затем после выделения диапазона В3:В12 вправо. Ответ: =$A3*B$2
Проверяем себя. Абсолютная и относительная ссылки.
В таблице выполняется команда копирования ячейки С1 в D1. Какое число будет в ячейке D1 после завершения команды?  Ответ: 8
Ввод и редактирование формул
Особенности ввода формулы.
При вводе формулы в ячейку первым символом должен быть знак равенства «=». Затем, в зависимости от вида формулы вводятся либо символы (скобки, знаки арифметических действий, числа, адреса ячеек и др.), либо с помощью курсора мыши или стрелок навигации указывают на ячейки, которые принимают участие в формуле.
Если при вводе формулы необходимо создать абсолютную или смешанную ссылку, то для этого удобно использовать функциональную клавишу F4. Многократное нажатие этой клавиши приводит к появлению или исчезновению знака $.
Для исправления ошибок или проверки правильности формулы целесообразно перейти в режим редактирования ячейки с формулой. В этом режиме все ячейки, на которые есть ссылки в формуле, выделены разноцветными рамками и для изменения адресов достаточно курсором мыши перетащить эти рамки к нужным ячейкам. Если необходимо поменять тип ссылки, то в тексте формулы выделяется необходимый адрес и используется клавиша F4.
Закрепляем изученное на уроке.
Заданы значения переменных x=5; y=6; z=10. Распределение переменных по ячейкам указано в таблице. Необходимо вычислить математическое выражение, в которое входят эти переменные. Для этого в электронной таблице в любой свободной ячейке записать формулу со ссылками на ячейки с переменными и сравнить полученный результат с ответом.

Алгоритм выполнения  для 1-го примера.

  • Разместите в ячейках A2 — 5, B3 — 6; C1 — 10
  • В любую свободную ячейку введите формулу =(А2^2+B3^2+C1^2+64)^0,5
  • Нажмите Enter и в вместо формулы в ячейке появится число 15

Остальные примеры проделайте самостоятельно.

Готовимся к ЕГЭ
1. В ячейке A1 электронной таблицы записана формула С2+$C3. Какой вид приобретет формула после копирования содержимого ячейки A1 в B1?

  1. D2+$D3
  2. D2+$C3
  3. D3+$C3
  4. C2+$C3

2. В ячейке C2 электронной таблицы записана формула B4+$D3. Какой вид приобретет формула после копирования содержимого ячейки C2 в B1?

  1. A3+$D3
  2. B2+$D2
  3. A3+$D2
  4. B3+$D3

3. Содержимое ячейки С1 сначала скопировали в ячейку D1, а затем в D2. Какое число появится в ячейке D2?

 

A

B

С

D

1

2

4

=$A1+B1

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

1) 6      2) 4      3) 8      4) 0  
4. Содержимое ячейки С1 сначала скопировали в ячейку С2, а затем в D2. Какое число появится в ячейке D2?

 

A

B

С

D

1

2

4

=A$1+B1

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

1) 6      2) 4      3) 8      4) 10

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Учебная практика, проекты, исследовательская деятельность в процессе обучения обществознанию :: Разработка урока на тему "Современная школа". 5-й класс :: Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов" :: Урок обществознания. Тема: "Самосознание и развитие личности". 10-й класс :: Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания :: Когда твоя мать красотка ( Love Child ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Компасс-мебель / Стеллаж комбинированный Соня СО-24 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD