Вычисления в электронных таблицах. Типы ссылок

Вычисления в электронных таблицах. Типы ссылок

План урока:

  1. Орг. момент
  2. Проверочная работа (презентация «Проверь себя» (Приложение 1))
  3. Теоретический материал урока:
    1. Формулы в электронной таблице
    2. Типы ссылок: относительные и абсолютные
  1. Практическое задание
  2. Подведение итогов

1. Предлагаю учащимся проверить знание определений, изученных на предыдущем уроке. Для этого использую презентацию «Проверь себя». Зачитываю определение, учащиеся называют номер его. Переходим по гиперссылке. Читаем определение, убеждаемся в правильности или неправильности выбора.
2. Формулирую принцип относительной адресации: адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы.
3. Например: в таблице на <Рисунке1> формулу в ячейке С1 ЭТ воспринимает следующим образом: сложить значение ячейки, расположенной левее на две клетки со значением из ячейки, расположенной на одну клетку левее данной формулы.


Рисунок 1

Формулы в электронной таблице
В самом простом варианте электронная таблица может быть использована как калькулятор. Любая формула, которая вводится в ячейку, начинается со знака =. Все символы, введенные после этого знака (числа, адреса ячеек, арифметические знаки и др.) будут восприниматься как элементы формулы. Например, для вычисления выражения


Рисунок 2

в любую ячейку таблицы достаточно ввести следующую строчку
=(5+18^0,5 – 4*3)/(16^(1/2)+27^(1/3))-3e-2.
Результат будет выведен в этой же ячейке. Приоритет операций такой:

  1. вычисляются выражения в скобках,
  2. производится возведение в степень,
  3. выполняется умножение и деление,
  4. выполняется сложение и вычитание,

В качестве операторов в формулах используются следующие символы: + = - * / & < > ^
Задания для практической работы на компьютере:
Введите в любую ячейку электронной таблицы формулы и сравните полученный результат с ответом


Рисунок 3

Но, как правило, данные, необходимые для расчета, находятся в ячейках электронной таблицы, и чтобы с помощью формул обработать эти данные, достаточно вместо чисел ввести адреса ячеек, в которых находятся необходимые для расчета данные. Например, когда уже создана таблица со списком товаров, где в одном из столбцов помещены цены на изделия, а в другом — количество этих изделий, то для определения стоимости некоторого количества изделий достаточно перемножить содержимое ячейки с ценой на содержимое ячейки с количеством.


Рисунок 4

На рисунке видно, что цена и количество размещены соответственно в ячейках С2 и D2, в ячейке Е2 размещен результат умножения, а в строке формул показана формула, в соответствии с которой вычисляется произведение чисел, находящихся в ячейках С2 и D2, то есть =C2*D2
Для того, чтобы вместо результата в ячейке увидеть формулу, необходимо перейти в режим отображения формул: Сервис – Параметры – Вид – Установить флажок отображать «Формулы»
Проверим себя.
Адресация в формулах. Задание на слайде 8:

Какое число появится в ячейке C6, если в нее будет введена формула =(B2+С2*В1+D1)/D2*А3? Ответ: 8

Типы ссылок
В большинстве таблиц одна и та же формула обычно применяется многократно для разных строк. В Excel распространить формулу вдоль столбца можно таким образом: достаточно выделить ячейку с формулой и воспользоваться маркером автозаполнения.


Рисунок 5

Если после такого заполнения просмотреть ячейки с формулами, то сразу заметно, что электронная таблица в каждой ячейке с формулой изменила адреса так, чтобы сохранилась структура формулы, созданная вначале. В рассматриваемом примере, в каждой строке перемножаются числа, находящиеся левее ячейки с формулой.


Рисунок 6

Теперь можно ввести новые понятия и определения.

  1. Если в электронной таблице необходимо записать формулу с сохранением структуры, то есть так чтобы при изменении позиции ячейки с формулой менялся и адрес ячейки, на которую ссылается формула, то применяется относительная ссылки.
  2. Если при изменении позиции ячейки с формулой адрес ячейки, на которую есть ссылка в формуле, должен остаться неизменным, то применятся абсолютная ссылка.
  3. При создании относительной ссылки (она используется по умолчанию) в формуле указывают букву столбца и номер строки (=C2*D2), при создании абсолютной ссылки перед номером столбца и строки размещают символ «$» (значок доллара). Например, в формуле =B3/$D$2 ссылка на ячейку D2 является абсолютной.

Ссылка, в которой при копировании формулы происходит изменение адреса ячейки, называется относительной.
Ссылка, в которой при копировании формулы адрес ячейки не меняется, называется абсолютной.

Иногда возникает необходимость для столбца использовать относительную ссылку, а для строки — абсолютную или наоборот. В таких случаях ссылка называется смешанной.
Пример применения смешанных ссылок представлен в «Таблице умножения». В 2-й строке и в столбце А расположены числа в диапазоне от 10 до 20. На пересечении соответствующих строк и столбцов находится произведение этих чисел. Для быстрого заполнения этой таблицы при написании формулы в ячейке B3 была использована смешанная ссылка как на ячейки 2-й строки, так и на ячейки столбца А.


Рисунок 7

Мини-исследование. Определение типа ссылки в формуле
Определите, какая формула введена в ячейку В3, если после этого таблица умножения создается копированием формулы вниз, а затем после выделения диапазона В3:В12 вправо. Ответ: =$A3*B$2
Проверяем себя. Абсолютная и относительная ссылки.
В таблице выполняется команда копирования ячейки С1 в D1. Какое число будет в ячейке D1 после завершения команды?  Ответ: 8
Ввод и редактирование формул
Особенности ввода формулы.
При вводе формулы в ячейку первым символом должен быть знак равенства «=». Затем, в зависимости от вида формулы вводятся либо символы (скобки, знаки арифметических действий, числа, адреса ячеек и др.), либо с помощью курсора мыши или стрелок навигации указывают на ячейки, которые принимают участие в формуле.
Если при вводе формулы необходимо создать абсолютную или смешанную ссылку, то для этого удобно использовать функциональную клавишу F4. Многократное нажатие этой клавиши приводит к появлению или исчезновению знака $.
Для исправления ошибок или проверки правильности формулы целесообразно перейти в режим редактирования ячейки с формулой. В этом режиме все ячейки, на которые есть ссылки в формуле, выделены разноцветными рамками и для изменения адресов достаточно курсором мыши перетащить эти рамки к нужным ячейкам. Если необходимо поменять тип ссылки, то в тексте формулы выделяется необходимый адрес и используется клавиша F4.
Закрепляем изученное на уроке.
Заданы значения переменных x=5; y=6; z=10. Распределение переменных по ячейкам указано в таблице. Необходимо вычислить математическое выражение, в которое входят эти переменные. Для этого в электронной таблице в любой свободной ячейке записать формулу со ссылками на ячейки с переменными и сравнить полученный результат с ответом.

Алгоритм выполнения  для 1-го примера.

  • Разместите в ячейках A2 — 5, B3 — 6; C1 — 10
  • В любую свободную ячейку введите формулу =(А2^2+B3^2+C1^2+64)^0,5
  • Нажмите Enter и в вместо формулы в ячейке появится число 15

Остальные примеры проделайте самостоятельно.

Готовимся к ЕГЭ
1. В ячейке A1 электронной таблицы записана формула С2+$C3. Какой вид приобретет формула после копирования содержимого ячейки A1 в B1?

  1. D2+$D3
  2. D2+$C3
  3. D3+$C3
  4. C2+$C3

2. В ячейке C2 электронной таблицы записана формула B4+$D3. Какой вид приобретет формула после копирования содержимого ячейки C2 в B1?

  1. A3+$D3
  2. B2+$D2
  3. A3+$D2
  4. B3+$D3

3. Содержимое ячейки С1 сначала скопировали в ячейку D1, а затем в D2. Какое число появится в ячейке D2?

 

A

B

С

D

1

2

4

=$A1+B1

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

1) 6      2) 4      3) 8      4) 0  
4. Содержимое ячейки С1 сначала скопировали в ячейку С2, а затем в D2. Какое число появится в ячейке D2?

 

A

B

С

D

1

2

4

=A$1+B1

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

1) 6      2) 4      3) 8      4) 10

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Урок-путешествие в страну "Химляндию" по теме "Оксиды, основания, кислоты, соли" :: Урок-обобщение по теме "Металлы" :: Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов. Игра "Эрудиты" :: Урок по химии в 8-м классе на тему "Кислоты" с элементами исследовательской деятельности :: Урок русского языка в 9-м классе :: Да, шеф!, 2016 :: Мебель/Мебель для дома/Тумбы/Прикроватные тумбы / The Idea / Прикроватная тумба THIMON ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD