Неделя психологии в детском саду
Познание 21 век - все об образовании и школах

Неделя психологии в детском саду


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Неделя психологии
В саду у нас прошла
И много интересного
Всем нам принесла!

“Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой”. (Сократ)

Педагогом – психологом в ДОУ работаю второй год.

В начале своей деятельности, с целью знакомства с воспитанниками, родителями, педагогическим коллективом, а также повышения интереса к психологии (показ разнообразных форм работы педагога-психолога детского сада), привлечение родителей к жизни ребенка в детском саду мною было принято решение о проведении Недели психологии. Опыт проведения данного мероприятия у меня уже был (в период 1999-2006 г. работала педагогом-психологом в МОУ СОШ № 289, г. Заозерска, Мурманской области), поэтому оставалось только создать программу, которая опиралась бы на следующие рабочие принципы:

Неделя психологии в нашем городе, в детском саду, проводилась впервые.

С помощью рекламы (Приложение 1), которая висела у центрального входа ДОУ, в группах, педагоги и родители были ознакомлены с программой проведения Недели психологии.

Открылась же неделя с форума “Что такое радость?”. В условиях морозной полярной ночи данное мероприятие позволило участникам поднять настроение, вспомнить о веселом, солнечном, теплом… Каждый участник форума имел возможность высказать несколько точек зрения.

Также с первого дня и на протяжении всей недели в группах родители и воспитатели могли познакомиться с мудрыми мыслями выдающихся людей (“Ребенок-зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца” В.А. Сухомлинский и т.д.), рассказами-притчами (“Притча про отца и сына”, “Притча о воспитании” и т.д.), информационными бюллетенями (“Кто такая МАМА?”, “Советы родителю от ребенка” и т.д.).

Второй день был посвящен проведению психологической акции “Цвет дня”. Цель: изучение настроения детей и взрослых в детском саду.

На третий день было организовано коллективное творческое дело для педагогов “Мы строим дом”. Цель: помочь осознать какие-то аспекты собственного бытия, почувствовать важность познания не только предметного мира, но и внутреннего мира других людей и себя самого; сплотить педагогический коллектив. А так же социологический опрос родителей “Детский сад для наших детей” (Приложение 1), с целью привлечения родителей к жизни ребенка в детском саду. Данное мероприятие вызвало всеобщее одобрение и эмоциональный отклик.

На следующий день была проведена викторина для детей “Мой любимый детский сад” (Приложение 1). Цель: развитие внимания, памяти, речи, отработка быстроты реакции; развитие коммуникативных умений (слушать и слышать, воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию, говорить самому); сплочение детского коллектива; поднятие общего эмоционального тонуса; развитие представлений об окружающем мире (о детском саде).

И последний день был посвящен вручению грамот (Приложение 3) воспитанникам по результатам викторины и подведению итогов за неделю.

Кроме того, в течение всей недели, для детей были организованы развивающие занятия (Приложение 1).

На протяжении Недели психологии моими партнерами были специалисты ДОУ.

Что дала “Неделя психологии” лично мне?

  1. Удовлетворение от реализации данного проекта.
  2. Налаживание контактов с педагогическим коллективом, родителями.
  3. Опыт использования на практике разнообразных форм работы педагога-психолога в ДОУ.
  4. Опыт в составлении программы средствами Microsoft Excel (для облегчения обсчета результатов и составления базы данных при обработке психологической акции “Цвет дня” (Приложение 2)

По результатам Недели психологии была составлена презентация для обмена опытом с другими дошкольными образовательными учреждениями нашего города (Приложение 3) и опубликована статья в городских средствах массовой информации: специальном выпуске газеты “Западная Лица” от 29 февраля 2008 года.

В детском саду такое мероприятие организовывать необходимо, однако целесообразнее проводить не за неделю, а в течение года (тематические дни психологии).

Литература:

  1. “Неделя психологии в детском саду” П.Князева, газета “Школьный психолог” № 24, 2007 года.
  2. “Неделя психологии в школе” Т. Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др -Н42 М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.: ил. (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”).
  3. Серия: Психологические беседы “Воспитание нравственных качеств у детей” А.А. Лопатина, М.В. Скребцова.
  4. “Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки” Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина, Ярославль: Академия развития 2003 г.
  5. Интернет-ресурсы: http://psyhelp.rodim.ru/prtch/index.html.
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
Развитие речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению "Каким я буду в старости"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Развитие речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению "Каким я буду в старости"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цели:

Запись на доске: благотворительность, милосердие, нарушение душевной связи людей. Строение текста, план, схема.

Оборудование:

  1. Толковый словарь С.И.Ожегова.
  2. Выставка книг писателей, в чьей судьбе большое участие приняли бабушки, или произведения о бабушках.
  3. Стенгазета “Поговорим о бабушках” с фотографиями, сочинениями и стихами о бабушках.
  4. Листы с текстом для комплексного анализа.

Предварительная работа: написать сочинение “Моя бабушка”.

План.

1. Организационная часть урока.

2. Актуализация прежних знаний.

2008 год – Год семьи, объявленный Указом Президента Российской Федерации “ О проведении в Российской Федерации Года семьи” №761 от 14 июля 2007 года.

Самое главное в жизни каждого человека – это семья. Это близкие и родные люди. Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. В семье тебя понимают, в тебя верят, ждут, несмотря ни на что. Но в ней нужна и твоя забота и понимание. Ведь с чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы.

Ребята, вы знаете, что по указу Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева 2007 год был объявлен годом милосердия и благотворительности.

- А что такое благотворительность? Милосердие? (Высказывания учащихся)

Благотворительность - творить благо на пользу окружающим.

Милосердие - милый сердцем, отзывчивый, добродушный.

Подготовленный ученик читает объяснения слов “благотворительность” и “милосердие” по словарю С.И.Ожегова:

Благотворительность - благотворительная деятельность.

Благотворительный

1. О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу.

2. Направленный на оказание материальной помощи неимущим.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявлять милосердие, взывать к милосердию).

- Ребята, мы говорим о милосердии, чуткости, доброте к окружающим, неимущим, нуждающимся. А будет ли это хорошо и правильно, если, проявляя милосердие и оказывая благотворительность другим, мы будем обижать своих близких, родных людей (маму, папу, брата, сестру, друга)? Нет. Поэтому, перед тем, как говорить о милосердии в большом масштабе, надо начинать с милосердия к близким. Сегодня мы поговорим о нашем отношении к самым родным и близким людям, к нашим бабушкам.

3. Работа по теме.

1) Слово учителя.

- В жизни почти каждого человека бывает бабушка? У вас есть бабушка? Поднимите руки те, у кого она есть. У кого две бабушки, поднимите обе руки.

- А кто это - бабушка? (Мать отца или матери)

В словаре С.И.Ожегова так и написано:

  1. Мать отца или матери.
  2. Вообще о старой женщине.

- Ребята, вдумайтесь: мать отца или матери, т.е. если бы не было бабушки на свете, то и вашей матери, а значит, и вас не было бы тоже, значит, бабушка является и вашей матерью. Не зря, наверное, на татарском языке бабушку называют ДЭУ ЭНИ – старшая мама. И как для мамы, вы для неё её ребёночек, её радость, её счастье.

Любят вас бабушки? А можете сказать, почему они очень любят своих внуков? (Бабушки любят нас больше потому, что в своё время у них не было времени на своих детей, которые теперь уже выросли, на работу ходить не надо, сейчас бабушки свободны и всю свою любовь отдают внукам). Существует народная мудрость: “Первый внук - первый ребёнок”. Т.е. в жизни человека бабушка играет немаловажную роль.

По страницам литературы мы знаем, что в жизни великих писателей большое участие принимали бабушки. О ком вы можете сказать? (М.Ю.Лермонтов, М.Горький, В.П.Астафьев и др.)

(Обращаем внимание на выставку книг.)

- Недавно мы познакомились с творчеством В.П.Астафьева и прочитали его автобиографическое произведение " Конь с розовой гривой" (В 7-8-м классах это может быть “Фотография, на которой меня нет”, Произведение М.Горького “Детство” и т.д.). Это рассказ о взрослении человека, о становлении личности. Писатель утверждает о необходимости добра, чувства ответственности, благородства, терпимости по отношению к окружающим, более слабым, уважения к себе и близким. В рассказе звучит протест против жестоких явлений жизни, предупреждение от последствий "нарушения душевной связи людей". В развитии и становлении личности Астафьева тоже большую роль сыграла бабушка.

- На уроке литературы вы получили задание написать сочинение о своей бабушке, прочитаем некоторые из них.(Чтение сочинений о бабушках.)

- Мы убедились, что для вас бабушка тоже является родным и близким человеком, что в вашей жизни она тоже играет немаловажную роль. Но обратите внимание на слова В.П.Астафьева: “ ...нарушение душевной связи людей”. Как вы понимаете эти строки? (Люди перестают уважать, понимать, любить друг друга.)

- Всегда ли и мы отвечаем нашим бабушкам любовью, преданностью, терпением?

Сегодня мы познакомимся с текстом И.Медведевой “ Поговорим о бабушках”.

2) Чтение текста.

Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Вовсе вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, Когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе “ жизнь отдает”. Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни .Все свое, личное, у нее позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной, жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся.

3) Анализ текста.

А) Тема. (О бабушках, как они нас опекают, любят.) Только ли о бабушках говорится, о чём ещё этот текст? (О нашем отношении к ним.) Значит, кроме основной темы, есть ещё и микротемы, мы к ним вернёмся, когда будем работать по абзацам и составлять план.

Б) Какова идея текста, с какой целью автор написал этот текст? (Автор призывает задуматься над отношением к самым старшим из тех, кто нас окружает дома.)

В) Задача автора состоит в чём? Как он должен был написать, чтобы достичь своей цели? (Воздействовать на читателя, убедить его.)

Г) Если мы воздействуем на читателя, убеждаем его, к какому стилю принадлежит текст? (Публицистический.)

Д) Попробуйте доказать это на примерах языковых средств.

Все перечисленные языковые средства создают атмосферу доверительного разговора, что тоже широко используется в публицистике.

Е) Сможете ли вы сказать, к какому типу речи относится текст?

(Описание, повествование, рассуждение.) Докажите.

Чтобы уточнить тип речи данного текста, поработаем по абзацам.

Ж) На доске запись оформляется по ходу работы.

Строение текста План Схема
1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Концовка.

1. Начало разговора.

2. “Ох уж, эта бабушка!”, “Что делать с бабушкой?”

3. Концовка.

Описание предмета, состояния человека.

Рассуждение. Возрастные особенности.

Повествование.

1 абзац. Вступление.

2 абзац. О чём говорится во втором абзаце? Какое слово или предложение, по-вашему, будет являться главным, ключевым?

(“ Ох уж, эта бабушка!”). Как вы думаете, почему? (Это предложение со значением оценки, выраженным не столько словами, сколько интонацией, которая угадывается за конструкцией Ох уж,..- разговорная речь.)

Этим предложением начинается фрагмент, построенный как описание предмета.

Обратите внимание, описание предмета даётся через какие части речи?

(Используются глаголы, показывают на действия.) Настоящее время глаголов показывает, что бабушка такая всегда. Конкретная ли бабушка здесь описана, есть лицо? (Нет. Это образ типичной бабушки, такие черты имеют многие бабушки.) А автор выступает от своего лица? (Нет, от лица внуков, выражая их мысли и чувства.) “Бабушка надоедает, кутает, считает маленьким...” Согласны? “ Позорит...” Кто позорит? - Бабушка. Кого позорит? - Внука. Что начинается с этих слов в тексте? Описание внутреннего состояния человека. “ Стыдно, трудно сдержаться, хочется вытолкнуть возражения ...” Осознаёт он свои действия, понимает, что грубо обходится с бабушкой? Только ли автору стыдно? (Каждому.)

3 абзац. О чём говорится в третьем абзаце? “Что делать с бабушкой?” (Записываем в план)

Прощать, терпеть, опекать, беречь. Обратите внимание, что автор не только указывает на то, что нужно делать, а доказывает, почему так надо поступать. Какой это тип речи? (Рассуждение.) Внимательнее посмотрим на эти доводы. Согласны вы с мнением автора?

4 абзац. Возрастные особенности. (После анализа абзаца обращаем внимание на записи, сделанные на доске.)

- Проанализировав текст, скажите, какие проблемы раскрывает автор? (Автор раскрывает проблемы взаимопонимания взрослых и детей, возрастных особенностей, нравственности.)

4) Выразительное чтение текста учениками.

4. Домашнее задание.

Обратите внимание на последнее предложение текста. Вам, действительно, трудно представить себя старыми, а всё-таки попытайтесь.

Напишите, каким вы представляете себя в старости, как будете вести себя, как относиться к внукам.

5. Итог урока.

Скажите, что запомнилось вам из прочитанного нами текста. (Прослушивание мнений учащихся.)

Литература:

  1. Капинос В.И. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М: Линка-Пресс, 1994.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва. 2000.
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru