Развитие интеллектуальных психических процессов учащихся через уроки химии

Развитие интеллектуальных психических процессов учащихся через уроки химии

Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия химических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления естественнонаучного профиля, что подтверждают результаты промежуточного контроля.

Но уроки химии имеют высочайший развивающий потенциал. Содержание теоретического материала и формируемые параллельно специфические умения и навыки эффективно способствуют становлению и развитию интеллектуальных психических процессов. Исключительно важно, чтобы учитель постоянно ориентировался на интеллектуальное развитие учеников как на важнейшую цель уроков химии.

Опыт преподавания химии в образовательных учреждениях различного уровня (средняя школа, НПО, СПО) позволяет сделать вывод, что важнейшим условием эффективной реализации развивающего потенциала уроков химии является взаимосвязь вводимых теоретических положений и одновременно формируемых практических навыков. С первых уроков важно формировать именно интеллектуальный интерес, привычку постоянно мыслить, преодолевать инертность мыслительных процессов, анализировать учебные и бытовые ситуации, самостоятельно делать выводы и обосновывать свою точку зрения. “Обучение… имеет образовательное значение только тогда, когда оно приучает к анализу мысли посредством анализа средств выражения. Изучая средства выражения, мы изучаем выражаемое”. (Л.В. Щерба)

Ведущим методом обучения с первых уроков становится проблемный диалог, а главными педагогическими заповедями – не говорить за ученика того, что он в состоянии сказать сам и создавать на уроке ситуации, в которых проявляется эвристическая деятельность, целенаправленно развивающая интеллектуальные способности учащихся.

Через участие в проблемном диалоге ученик осознает, что химия – неотъемлемая часть его жизни, а он сам – связующее звено между теорией и практикой, химией и жизнью. Он способен активно участвовать в процессе познания и через грамотное применение химических знаний может улучшать качество собственной жизни, так как именно на химической теории основаны принципы здорового образа жизни, экологической безопасности и рациональной организации быта. Теоретические выводы, сделанные учеником самостоятельно, усваиваются очень эффективно. При этом важно, чтобы теория излагалась учителем грамотно и четко, с оптимальным сочетанием научности и доступности, чтобы были созданы условия для ее усвоения. Должны быть организованы демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы, видеоиллюстрации, создание электронных презентаций учебного материала, организована проектная деятельность учащихся, основной идеей которой является принцип “Все из жизни, все для жизни”. Необходимо максимально использовать возможности расчетных и качественных задач для усвоения теоретических понятий, так как работа с химическими задачами существенно способствует развитию мыслительных операций.

Становлению таких психических процессов, как воображение, концентрация внимания, креативность, и развитию интереса к урокам химии помогают практикуемые нестандартные уроки химии: “лекция – концерт”, “лекция – провокация”, учебные конференции, педагогическая мастерская, защита проекта и др.

Проблема развития мыслительного процесса стоит очень остро в современном мире. Мною разработана рабочая тетрадь “Развиваем мышление на уроках химии”, в которой представлена система упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей, требующих анализа мысли, выраженной и химическим, и русским языком. Такой анализ помогает активизировать мыслительную деятельность и углубить понимание изучаемого материала (см. приложение 1).

“В условиях модернизации системы образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система ЗУНов, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах”. Компетентностный подход требует значительного интеллектуального развития: основ логического и абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, гибкости, критичности, толерантности мышления. Педагог должен быть организатором мыследеятельности учащихся. Все многообразие приемов и методов должно быть подчинено главной цели – научить учиться. Конкретные знания в области науки можно забыть, а умение мыслить остается с человеком навсегда.

Химия – не цель, а средство формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия).

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь”. (А. Дистервег)

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированное родительское собрание "Игровые формы и методы развития познавательных способностей у учащихся 1-го класса" :: Урок окружающего мира по теме "Азия". Образовательная система "Школа-2100". 2-й класс :: Проблемы выбора художественной литературы для младшего школьника :: Урок математики "Внетабличное умножение и деление". 3-й класс :: Повышение эффективности труда социальных работников через аттестацию :: Вечерняя школа (Night School), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list20.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list20.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list20.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Ну, здравствуй, Оксана Соколова!, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD