Развитие интеллектуальных психических процессов учащихся через уроки химии

Развитие интеллектуальных психических процессов учащихся через уроки химии

Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия химических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления естественнонаучного профиля, что подтверждают результаты промежуточного контроля.

Но уроки химии имеют высочайший развивающий потенциал. Содержание теоретического материала и формируемые параллельно специфические умения и навыки эффективно способствуют становлению и развитию интеллектуальных психических процессов. Исключительно важно, чтобы учитель постоянно ориентировался на интеллектуальное развитие учеников как на важнейшую цель уроков химии.

Опыт преподавания химии в образовательных учреждениях различного уровня (средняя школа, НПО, СПО) позволяет сделать вывод, что важнейшим условием эффективной реализации развивающего потенциала уроков химии является взаимосвязь вводимых теоретических положений и одновременно формируемых практических навыков. С первых уроков важно формировать именно интеллектуальный интерес, привычку постоянно мыслить, преодолевать инертность мыслительных процессов, анализировать учебные и бытовые ситуации, самостоятельно делать выводы и обосновывать свою точку зрения. “Обучение… имеет образовательное значение только тогда, когда оно приучает к анализу мысли посредством анализа средств выражения. Изучая средства выражения, мы изучаем выражаемое”. (Л.В. Щерба)

Ведущим методом обучения с первых уроков становится проблемный диалог, а главными педагогическими заповедями – не говорить за ученика того, что он в состоянии сказать сам и создавать на уроке ситуации, в которых проявляется эвристическая деятельность, целенаправленно развивающая интеллектуальные способности учащихся.

Через участие в проблемном диалоге ученик осознает, что химия – неотъемлемая часть его жизни, а он сам – связующее звено между теорией и практикой, химией и жизнью. Он способен активно участвовать в процессе познания и через грамотное применение химических знаний может улучшать качество собственной жизни, так как именно на химической теории основаны принципы здорового образа жизни, экологической безопасности и рациональной организации быта. Теоретические выводы, сделанные учеником самостоятельно, усваиваются очень эффективно. При этом важно, чтобы теория излагалась учителем грамотно и четко, с оптимальным сочетанием научности и доступности, чтобы были созданы условия для ее усвоения. Должны быть организованы демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы, видеоиллюстрации, создание электронных презентаций учебного материала, организована проектная деятельность учащихся, основной идеей которой является принцип “Все из жизни, все для жизни”. Необходимо максимально использовать возможности расчетных и качественных задач для усвоения теоретических понятий, так как работа с химическими задачами существенно способствует развитию мыслительных операций.

Становлению таких психических процессов, как воображение, концентрация внимания, креативность, и развитию интереса к урокам химии помогают практикуемые нестандартные уроки химии: “лекция – концерт”, “лекция – провокация”, учебные конференции, педагогическая мастерская, защита проекта и др.

Проблема развития мыслительного процесса стоит очень остро в современном мире. Мною разработана рабочая тетрадь “Развиваем мышление на уроках химии”, в которой представлена система упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей, требующих анализа мысли, выраженной и химическим, и русским языком. Такой анализ помогает активизировать мыслительную деятельность и углубить понимание изучаемого материала (см. приложение 1).

“В условиях модернизации системы образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система ЗУНов, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах”. Компетентностный подход требует значительного интеллектуального развития: основ логического и абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, гибкости, критичности, толерантности мышления. Педагог должен быть организатором мыследеятельности учащихся. Все многообразие приемов и методов должно быть подчинено главной цели – научить учиться. Конкретные знания в области науки можно забыть, а умение мыслить остается с человеком навсегда.

Химия – не цель, а средство формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия).

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь”. (А. Дистервег)

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений и животных". :: Урок русского языка в 3-м классе по теме "Способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова" :: Проект урока литературного чтения в 3-м классе. Л.Н. Толстой. "Лев и собака" :: Урок по окружающему миру в 1-м классе на тему "Живая природа. Животные" :: Нетрадиционная форма работы на занятиях английского языка — инициативные упражнения :: БайБайМэн ( The Bye Bye Man ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Мебель/Кухня и Столовая/Диваны/Спальные диваны / Мебель Трия / Диван-кровать Остин ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD